В Петербурге побывал тувинский шаман, мастер горлового пения Николай Ооржак. Дал концерт, провел семинар по шаманизму, а в промежутке между этими мероприятиями ответил на вопросы Сергея Ворохова (АиФ). Николай Ооржак не всегда был настоящим шаманом. Поначалу он просто изображал шамана на сцене, участвуя в фольклорных представлениях. Потом понял, что шаман в его исполнении получается какой-то ненатуральный. Стал ездить по тувинским селениям, встречаться с людьми, которые сохранили древнюю традицию. Но в настоящего шамана Николая превратила: болезнь. Со временем после выступлений на сцене в роли шамана его стали мучить страшные головные боли. Чтобы избавиться от них, Николай обратился к известному тувинскому целителю Олегу Тойдуку. Тот не только излечил недуг, но и открыл Николаю, что шаманизм — его призвание. Какое-то время они работали вместе, а потом Николай встал на собственный путь. Уже более пятнадцати лет он лечит звуком. По его словам, хоомей (стиль горлового пения) в сочетании со звуком бубна создает целостный, высший подход к человеку. Здесь нет никаких трюков или иллюзий, есть только могущество цельного звука. — Шаман обычно ведет уединенный образ жизни. А вы даете концерты совместно с джазовыми музыкантами. Разве шаманизм сочетаем с шоу-бизнесом? — Мне постоянно хочется выйти на такой уровень, чтобы жить в уединении. В уединении можно черпать энергию у природы, расширять пространство сознания. Но я пока делаю наоборот. Много езжу по миру. Даю людям радость и через радость исцеляю. Бубен и искусство горлового пения помогают мне очищать людей. Одновременно это мой путь познания себя. Общение с людьми обогащает. Может, через пять-шесть лет перейду на иной уровень. Но я не тороплюсь. Нельзя прыгать через время. Можно впасть в опасное заблуждение. — Почему именно джаз? — Шаман должен действовать сам по себе. Джаз дает свободу, позволяет мне петь свою песню, гармонично соединяясь с другими музыкантами. — Вы проводите семинары по шаманизму, не боитесь, что воспитаете шарлатанов? — Я никого не учу. Я просто направляю мысли людей на то, как надо вести себя, чтобы жить на земле без потери энергетики, без боли и страдания. Философию и силу шаманизма может познать каждый, но ни один шаман никому не раскроет всех своих секретов. — Сегодня каждый, кто взял в руки бубен, может объявить себя шаманом: — Чтобы стать шаманом, надо пройти специальный обряд. Во время инициации происходит расширение сознания, человеку дается толчок, он получает разрешение работать самостоятельно. Поэтому мне важно, чтобы люди знали, что я учился у знаменитого шамана, они должны верить мне. Без веры можно хоть сто раз ритуал проводить, человек не примет помощи. — Во время камлания вы общаетесь с добрыми и злыми духами? — На самом деле нет ни злой, ни доброй силы. Есть только энергетика. В каждом из нас присутствует дух какого-то животного. Его силу можно направить на разрушение, а можно на доброе дело. — Говорят, у Петербурга особая энергетика. Вы ее чувствуете? — Петербург — тяжелый город. Люди хорошие, а энергетика не очень. Петербуржцы держатся интеллектуальной силой, но надо поднимать духовность. Духовность — это защита от разрушения души. — А Москва? — В Москве еще хуже. — Тогда где хорошо? — В Северной Европе, например в Норвегии. — Тувинские шаманы самые сильные? > — Нет, самые сильные шаманы — среди американских индейцев. Они больше общаются с природными духами, с травами и растениями. У нас закон запрещает использовать специальные напитки, поэтому наши шаманы работают с чистым сознанием. Кроме того, в советское время традиция шаманизма практически исчезла. Многие знания были утрачены. Мы только начинаем их восстанавливать.
|