|
В западных аймаках Монголии в эти дни работает делегация Республики Тыва в составе работников Дорожного агентства республики и Агентства внешнеэкономических связей, транспортных фирм, ряда предпринимателей. Их задача - изучить состояние дороги Урумчи (Китай)-Ховд (Монголия)-Улангом (Монголия)-Хандагайты (Россия) и оценить ее пригодность для прохождения большегрузных автомобилей. Будут также проведены переговоры по участию российских подрядчиков в ее строительстве и ремонте. Создание трансграничного торгово-транспортного коридора Кызыл-Улангом-Ховд-Урумчи, называемого монгольской стороной "Дорогой Тысячелетия", в качестве реальной перспективы обсуждается и в рамках Межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Тува в случае успешной реализации проекта становится транзитной территорией, а Сибирь получает инфраструктуру для движения товаропотоков Сибирь – Монголия – Китай – Корея. Выигрывают практически все участники этого международного проекта. Напомним, что важнейшей статьей экспорта в Китай является продукция лесной и деревообрабатывающей отраслей, каменного угля, асбеста, а импорта: оборудования для добывающей промышленности, в том числе для горношахтных работ, станков. А Тува располагает значительными объемами сибирской лиственницы (общие запасы древесины составляют около 1091 млн.м3). Плюсом можно называть и незначительное расстояние от г. Кызыла до границ Китая - 1182 км. На руку Сибири будет и перспективная доступность монгольского рынка. Ведь Монголия - крупнейший поставщик мяса, кожи и шерсти для сибирских регионов, а также достаточно емкий рынок для энергоресурсов, продукции машиностроения, фармакологии, химии, нефтехимии, строительных материалов, продовольствия и др. Важно, что часть этого проекта уже реализуется автономно монголами, независимо от участия партнеров. В западной Монголии с участием китайских дорожников строится автомагистраль Улангом-Ховд-Урумчи, финансируемая Азиатским Банком Развития. Протяженность транзитного участка по Монголии составляет около 600 км. Его введение в эксплуатацию позволит подключить дорожную сеть Сибирского федерального округа к сетям Западной Монголии и Китая. Важно иметь в виду, что действующие в настоящее время транспортные схемы через территорию Казахстана существенно удлиняют протяженность дорог для автоперевозчиков из Тувы, Хакасии и Красноярского края, следовательно, повышается стоимость перевозимых товаров. Как пишет горноалтайский еженедельник "Постскриптум": "В Казахстане организована крупная перевалочная база для торговли российским лесом и лесопродукцией, из Казахстана вывозятся в Китай черные и цветные металлы, продукция химии и другая продукция, произведенная в России. Все это делает реальными прямые поставки из России в Китай тех грузов, которые сегодня по самым ласковым ценам как бы "закупает" у нас Казахстан. Упущенная таможенная пошлина российского бюджета при торговле через Казахстан составляет, по оценкам экспертов, ежегодно не менее 15 млн. долларов. Китай открывается для внешнего мира с Запада, но вместо России на этом рынке - с ее же товарами - представлен Казахстан, получающий на своем посредничестве десятки миллионов долларов в год". О важности строительства данного транспортного коридора для развития экономики республики говорил в интервью корреспонденту "Тува-Онлайн" заместитель главы правительства Тувы Александр Брокерт. "Он позволит преодолеть дотационность Тувы, будет содействовать развитию внешнеэкономических и торговых связей республики с соседними районами Монголии и Китая. Учитывая "тупиковость" географического положения Тувы, изолированность от близлежащих субъектов РФ непроходимыми горными хребтами и большую протяжённость границы, создание трансграничного коридора в Китай, позволит превратить недостаток, удалённость республики от экономических центров сибири, в конкурентное преемущество. И значительно увеличить как инвестиционную привлекательность, так и реализовать экспортный потенциал республики", - подчеркнул вице-премьер. В числе первоочередной организационной задачи по обустройству данного трансграничного коридора - изменение статуса КПП "Хандагайты" с двустороннего на многосторонний, поскольку в существующем режиме через этот КПП могут перемещаться только граждане РФ и Монголии. Предложение по созданию данного трансграничного коридора в настоящий момент расматривается в числе других предложений Тувы в соответствующих федеральных ведомствах.
|
|