Вторник, 19 марта 2024 г. 15:52 Сделать стартовой | Добавить в избранное | RSS Обратная связь | ENGLISH
ИА «Тува-Онлайн»
» » Сат Апыш-оол. Пятый Камбы-лама Тувы сегодня прошел обряд интронизации
Личный кабинет
Логин:
пароль:
Регистрация
Забыли пароль?
Архив
«    Апрель 2005    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930 
Ссылки
электронный журнал "Новые исследования Тувы"

Сат Апыш-оол. Пятый Камбы-лама Тувы сегодня прошел обряд интронизации

29 летний гелонг Джамбал Лодой (в миру Апыш-оол Сат) сегодня получает благословение верующих и духовных наставников, прибывших из буддистких сангх России. Выпускник университета Гоманг дацана на сегодняшний день первый из тувинских монахов получивших высшее духовное образование и защитивших сан гелонг, равный светскому званию кандидату философских наук.

Его предшественник исполнял обязанности Камбы-ламы в течение трех лет.

28 марта 2002 года в музыкально-драматическом театре прошла церемония интронизации предыдущего Камбы-ламы буддистов Тувы. После возрождения желтой религии в Туве, на посту высшего духовного лица сменилось четыре тувинских ламы. Только самый первый из них - преклонных лет Казак Сандак не был переизбран, уйдя из жизни. Аганак Хертек был смещен под предлогом его отъезда на учебу в Индию, попытки переизбрать на его место в 1998 г. члена политической организации "Хостуг Тыва" (Свободная Тува) не увенчались успехом из-за протеста верующих. Кратковременно, по желанию буддийской сангхи (общины) обязанности Камбы-ламы исполнял тибетский монах Пенде Гьялтсен, которого в 2000 году сменил Еше Дагба.28 марта 2002 года его официально сменил Март-оол Норбу-Самбу.

Предысторию его восшествия начинается 30 января 2002 г. По сообщению Наны Салчак (Тува-Онлайн): "Многие жители республики, исповедующие и не исповедующие буддизм, называют переворотом события, которые произошли в буддийской общине Тувы.10 лам республики устроили неуставное собрание, на котором под жестким давлением потребовали от Камбы-Ламы Тувы отставки по собственному желанию (мирское имя Камбы-ламы - Долаан Куулар, родился в 1976 году, имеет духовный сан Еше Дагба - кандидат буддийской философии, который он получил в институте Буддизма Бурятии, избран на должность 29 сентября 2000 года). Написав 27-го декабря заявление об отставке под давлением собравшихся, Долаан Куулар написал второе заявление об отзыве первого. Священнослужители мотивировали свои действия тем, что как им кажется, их духовный лидер не справляется со своими обязанностями. По словам Еше Дагба, ламы, созвавшие собрание, действовали не по Уставу Централизованной буддийской организации Управления Камбы-ламы. Помощника Камбы-ламы, Сергея Баира настораживает, что эти события происходят перед Шагаа (Новый год по лунному календарю) и выборами Главы Правительства республики. В результате этого собрания священнослужители избрали своего лидера - ламу Март-оол Николаевича Норбу-Самбу, который не имеет никакого духовного сана. Имя Норбу-Самбу звучало в октябре 1998 года, когда была совершена подобная попытка переворота с предшественником Камбы-Ламы Аганаком Хертеком".

На церемонии его интронизации в марте 2002 года активно выступили члены "Хостуг Тыва", в свое время действительно приложившие немало усилий по возрождению буддизма в Туве. Однако, такое вторжение политической организации в дела сангхи большинство верующих посчитало неприемлемым. Тем не менее, Март-оол Норбу-Самбу выбрав себе духовным именем - имя известного в Туве тибетского монаха Лобсана Тубтена ввел в заблуждение многих верующих, полагавших, что речь идет о выборах настоящего Лобсана Тубтена, выпускника дацана Гоман в Индии, имеющего духовный сан геше.

На церемонию интронизации в Туву прибыли представители буддийской сангхи Монголии, России, Бурятии, Калмыкии пожелавшие новому ( четвертому за последние 10 лет) Камбы -ламе Тувы чистых, как белый хадак помыслов и успехов в нелегком и благороднем деле возрождения и расцвета буддизма.

В № 9 газеты "Слово" от 2 марта 2002 г. кандидат философских наук Ольга Хомушку в материале "Опустеет ли храм Цеченлиг?" размышляя над "февральским переворотом" в буддийской сангхе писала: «…

Все происходящее сегодня есть результат многих скрытых процессов, основы которых уходят в историю. Возрождение религии (и в частности - буддизма) как составной части духовной культуры началось в восьмидесятые годы. К тому времени среди тувинских лам не осталось никого, кто имел бы законченное буддийское образование, в основном это были люди, проучившиеся в свое время в тувинских хурээ несколько лет в качестве хуураков (учеников), но не имевшие ни степеней, ни монашеского посвящения, хотя многие из них были искренне верующими людьми, добросовестно исполнявшими обрядово-культовые действия и практики. Когда в Туве стало возможным регистрировать буддийские общины и открыто проводить богослужения, обряды, когда по приглашению в республику впервые приехал геше Джампа Тинлей, то наиболее подготовленной к пониманию и осмыслению основ буддийской философии оказалась интеллигенция. В данной ситуации нет ничего удивительного, именно интеллигенция всегда выступала проводником многих передовых идей, а в том случае, когда институт тувинского буддийского духовенства еще не был сформирован, интеллигенция в какой-то степени взяла на себя функции передачи буддийского учения в массы. Создание первых буддийских общин, общественной организации "Друзья Тибета", наконец, организация и проведение Первого Учредительного съезда сторонников и последователей Учения Будды в 1997 году, когда был выбран первый Камбы-Лама республики -Аганак Хертек - во всем этом немалая заслуга мирян. Но если вначале между формирующимся институтом тувинского буддийского духовенства и верующей интеллигенцией не было никаких разногласий, то по мере обретения самостоятельного статуса, признания в республике, тувинские ламы все чаще стали напоминать, что есть внутриуставная монашеская жизнь, к которой миряне не имеют никакого отношения. Спору нет, когда речь идет о соблюдении монашеской этики и распорядка, когда речь идет об административно-хозяйственной жизни, проведении богослужений, это все - сугубо внутренние дела монахов, но когда речь идет о вопросах, связанных с соблюдением норм закона, это уже вопросы, которые могут и должны обсуждаться.

Устав централизованной буддийской религиозной организации Управления Камбы-Ламы Республики Тыва, принятый на Первом всетувинском учредительном съезде сторонников и последователей учения Будды в Республике Тыва, четко обозначил, что "высшим органом Управления Камбы-Ламы Тувы (УКЛТ) является Съезд представителей сторонников и последователей Учения Будды Республики Тыва и филиалов УКЛТ"(Y,1), именно съезд избирает Камбы-Ламу Тувы. Как мы видим в случае с событиями, произошедшими в январе-феврале, Устав был нарушен. Дело в том, что стремление отстранить мирян от решения вопросов, связанных с выборами буддийского руководства, привело к тому, что на втором съезде, когда выбирали Долаана Куулара, были внесены поправки в Устав, но они не были зарегистрированы управлением министерства юстиции России по Республике Тыва и, следовательно, не являются юридически правомочными. Есть и еще одна проблема - стремление к самостоятельности проявляется у тувинского духовенства и в том, что в последнее время деятельность тибетских учителей, живущих и работающих в республике уже довольно длительное время, подвергается постоянной критике. Оставим в стороне вопросы, касающиеся различных догматических расхождений, и посмотрим на внешнюю мотивацию. Еще в 1998 году, когда первый Камбы-Лама Хертек Аганак собирался на учебу в Индию, встал вопрос о том, кто его будет замещать на это время, то именно тувинские ламы воспротивились тому, чтобы это был один из тибетских монахов, несмотря на большую поддержку со стороны интеллигенции (это, кстати, было первое противостояние). И сегодня Долаана Куулара обвиняют в чрезмерной поддержке именно тибетских учителей, забывая при этом, что именно они могут помочь в деле воссоздания буддийских традиций, некогда утраченных.

Попробуем подвести итоги. Что мы сейчас имеем? Нового Камбы-Ламу и новое Управление Камбы-Ламы, стремящееся к самостоятельности и автономности. Кстати, по уровню образования нынешнее управление Камбы-Ламы намного ниже предыдущего, ни сам Камбы-Лама, ни его заместитель по международным вопросам Ким Монгуш не имеют законченного буддийского образования. Прежний Камбы-Лама не счел возможным для себя вести долгие дрязги и вмешивать в решение данного вопроса мирян, хотя последние предлагали ему свою поддержку, Еше Дагба поступил как истинный буддист - он предпочел не создавать конфликтную ситуацию, помня, что основа Учения Будды - мир, спокойствие и неомраченное сознание людей. Единственным разумным решением в сложившейся ситуации явился бы созыв внеочередного съезда, где в обстановке открытости и всеобщей гласности (как это должно быть в любом цивилизованном обществе) можно было бы обсудить накопившиеся проблемы и попытаться прийти к какому-то компромиссу. Конечно, в странах, где история буддизма не прерывалась (в Индии или Шри-Ланке), духовенство решает почти все свои вопросы самостоятельно, но там, где институт духовенства еще слаб и объективно нуждается в поддержке - как в финансовой, так и в образовательной - по вопросам чтения лекций, проведения бесед, переводов и популяризации учения - в таких случаях без поддержки со стороны мирян просто не обойтись. Кстати, история буддизма знает хороший пример такого сотрудничества - проведение первого всетувинского съезда лам в 1928 году, когда одним из инициаторов проведения съезда выступал председатель Совмина ТНР Дондук Куулар, и многие государственные служащие присутствовали на съезде, активно обсуждая вместе с ламами вопросы воспитания, образования и перспектив развития буддизма в Туве.

Все это не так просто понять и оценить. А пока - пока многие верующие говорят о том, что в храм Цеченлинг, строившийся в такое трудное время и ставший украшением города Кызыла, они ходить не будут, поскольку считают для себя это совершенно невозможным. Неужели храм опустеет?"

Саяна Монгуш
Информация
Комментировать новости на сайте возможно только в течение 365 дней со дня публикации.
Анонс событий

1) 22.03.2024: Торжественное собрание , посвященное Дню работников ЖКХ. Начало в 15 ч (Центр тувинской культуры, Кызыл, Тува)

2) 22.03.2024: new! Ежегодная акция "Белая ромашка", посвященная Всемирному дню борьбы с туберкулезом. Начало в 10 ч (Площадь Арата, Кызыл, ТУва)

3) 23.03.2024: new! Всемирный метеорологический день

4) 24.03.2024: new! Всемирный день борьбы против туберкулеза

5) 25.03.2024: 106 лет со дня рождения командира взвода 326 стрелкового полка, державшего три дня оборону высоты в Подпорожском районе Ленинградской области, Героя Советского Союза Василия Лукьяновича Полещука (1918-1952), похороненного в Кызыле (Кызыл, Тува)

6) 31.03.2024: 9 лет Федеральному агентству по делам национальностей

7) 02.04.2024: День единения народов России и Беларуси

8) 02.04.2024: Международный день детской книги

9) 05.04.2024: День рождения Айланмаа Хомушкуевны Кан-оол, Кызылского колледжа искусств им. А.Б. Чыргал-оола (Кызыл, Тува)

10) 14.04.2024: 110 лет (1914-2005) со дня рождения Марии Давыдовны Черноусовой-Сарыг-оол, супруги, верного друга и помощника народного писателя Тувы Степана Сарыг-оола (Тува)

все даты


Самое читаемое

© 2001–2024, Сетевое информационное агентство «Тува-онлайн»
адрес редакции: 667010, Республика Тува, г. Кызыл, ул. Калинина, д. 10, к. 66,
email редакции: info@tuvaonline.ru
При перепечатке ссылка на СИА «Тува-Онлайн» с указанием URL: www.tuvaonline.ru обязательна.
Опубликованные материалы и мнения авторов могут не отражать точку зрения редакции.
Цитаты в интернет-изданиях допускаются только с оформлением гиперссылки на «Тува-Онлайн».
12+ Возрастная классификация информационной продукции электронного периодического издания «Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн» – «12+».
Электронное периодическое издание "Сетевое информационное агентство «Тува-Онлайн»" основано 15 августа 2001 г.
Зарегистрировано в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Свидетельство Эл №77-6060 от 22 февраля 2002 г.
Top.Mail.Ru
Яндекс цитирования