|
Впервые в истории парламентаризма депутаты на сессии (продлившейся два дня) не только "просклоняли" представленный бюджет республики, но и отклонили его в первом чтении, передав правительству республики "на доработку". Вне стен парламента бюджет оброс нелестными эпитетами, как "антинародный", "чересчур централизованный в одних руках" и даже "воровской, направленный на обогащение определенного круга лиц". Перекосы усматриваются и в схеме распределения налогов, и в завышении их поступлений, а также в том, что в проекте бюджета не заложены средства на соответствующее повышение заработной платы "бюджетников". Устоявшаяся схема управления главами муниципальных образований посредством бюджетного пряника подверглась депутатской критике. Официальные причины отклонения в несоответствии доходной части - расходной, что приведет к увеличению дефицита бюджета (который планируется в размере 155,0 млн. рублей). Доходная часть, по мнению депутатов, завышена. Основным источником собственных доходов республики является налог на доходы физических лиц. Завышение объема поступлений налога на доходы физических лиц составляет 138 млн. рублей. Кроме того, завышены прогнозные показатели поступлений в доходную часть бюджета акцизов на алкогольную продукцию (на 23,2 млн. рублей), земельного (на 22,9 млн. рублей) и транспортного (на 4,9 млн. рублей) налогов. Предложенный министерством финансов вариант разделения налога, когда 70 процентов уходит в республиканский бюджет и только 30 процентов - в муниципальный, по мнению депутатов, подрывает финансовую основу развития местного самоуправления. Депутаты предложили: оставить 100% налога на уровне муниципальных районов, по Кызылу - 50 % зачислять в бюджет города и 50 % - в республиканский бюджет. (Подобные схемы действуют во многих регионах России, в том числе и у наших соседей в Республике Хакасия, где подоходный налог весь остается в муниципалитетах. Депутаты не согласились с доводами минфина республики о том, что предлагаемая ими схема разделения налога поможет органам местного самоуправления лучше подготовиться к полной финансовой самостоятельности (наступающей 1 января 2006 года) при условии компенсаций недостающих средств через субвенции из республиканского бюджета. "Предлагаемый подход развивает иждивенческие настроения муниципальных образований, препятствует подготовке к самостоятельному осуществлению своих финансовых полномочий, а политика централизации средств усиливает зависимость муниципальных образований от таких субъективных факторов, как благосклонность республиканского центра к главе того или иного муниципального образования, что делает невозможным проведение реформы местного самоуправления" - считают депутаты. Именно поэтому в течение последних трех лет правительство игнорирует требование о разработке методики финансовой поддержки муниципальных образований и ее утверждения в рамках закона о бюджете. (В других регионах России финансовая поддержка муниципальных образований уже давно осуществляется на основе методик). Еще одним камнем преткновения при рассмотрении проекта закона о бюджете стало безосновательное исключение из программы выравнивания бюджетной обеспеченности столицы республики - Кызыла и города Турана. Утверждения минфина республики о поддержке на словах, не устраивает ни депутатов, ни администрацию этих городов. В Обращении мэрии Кызыла в парламент Тувы выражено несогласие с предлагаемым разделением бюджетных полномочий. В заключении Прокуратуры Республики Тыва (по проекту бюджета) также указано на неправомерность исключения Кызыла и Турана. Повышение заработной платы работникам бюджетной сферы не запланировано в бюджете. Около 50 тысяч человек, почти половина от общего числа занятых в экономике республики заняты в этой сфере. Но в отличие от других регионов России с 1 января 2005 года им не предусмотрено повышение заработной платы на 20%, так же как и увеличение с 1 августа 2005 года минимального размера оплаты труда (МРОТ). Изыскать в бюджете необходимые на эти цели 223,7 млн. рублей, (как и на компенсацию "северянам" проезда к месту отпуска) депутаты считают вполне возможным. Правительство республики предлагает вариант, по которому указанную компенсацию будут получать только работающие в структурах федерального подчинения. Если уменьшить ряд неоправданных, явно завышенных расходов, направляемых на собственное содержание и т. д., средства на повышение заработной платы бюджетникам и компенсацию проезда по северному закону будут найдены - считает депутатский корпус. Времени на исправление отпущено - 20 дней.
|
|