|
Надя Рушева могла бы отмечать в этом году, 31 января, свое
70-летие. Но нет - она осталась навсегда семнадцатилетней. И все-таки мы
встретимся: в Государственном музее А.С. Пушкина открылась ее выставка -
рисунки, иллюстрации невероятно талантливой и не похожей ни на кого вечно юной
художницы.
Кем бы могла стать Рушева сегодня? Как мечтала -
художником-мультипликатором? Маститым иллюстратором книжной классики?
ВИДЕОСЮЖЕТ ТЕЛЕКАНАЛА "ВМЕСТЕ-РФ" ОБ ОТКРЫТИИ ВЫСТАВКИ НАДИ РУШЕВОЙ С УЧАСТИЕМ СЕНАТОРА Д.И.ОЮН
Можно,
конечно, рассуждать: а могут ли сегодня появиться такие странные талантливые
девочки, как Надя - напрямую связанные с небом. Наверное, возможно все - но,
кажется, сегодня неоткуда взяться ни ее наивной глубине, ни чистым линиям: все
это проглотит шум современной суеты. Но с автопортрета 1968 года - всего через
год с небольшим ее не станет из-за врожденной аневризмы сосуда головного мозга
- Надя Рушева смотрит огромными печальными глазами. Будто что-то знает оттуда
про нас.
- Она ведь старше меня всего-то на четыре года, - вспоминает
директор Пушкинского музея Евгений Богатырев. - И я очень хорошо помню, как еще
пацаном читал публикации о талантливой девочке-художнице… И без преувеличения:
отметить нынешний юбилей Нади Рушевой для нас - честь.
Именно в музее Пушкина музее Надя - не чужая. Она приходила
сюда когда-то вместе с отцом, общалась с сотрудниками, делала зарисовки.Подарила музею несколько своих картин. А позже, в 90-е, ее мама Наталья
Дойдаловна передала в музей почти все ее работы, хранившиеся в семье, а это
более 3,5 тысячи листов. Наде повезло родиться в творческой семье: ее мама
Наталья Ажикмаа - известная тувинская балерина, отец Николай Рушев - успешный
театральный художник. Когда пятилетняя Надя взяла в руки карандаш и начала
рисовать, он первым понял, что у его дочери талант от бога и… решил не отдавать
ее в художественную школу. Ее никто и никогда не учил рисовать. Она рисовала
то, что чувствовала. Линии ложились уверенно и твердо. "Феномен!" -
говорили вокруг. В рисунках находили внутреннюю глубину и честность художественного
взгляда.
На выставке представлена лишь малая часть ее картин, чуть
более 60. Половина посвящена "самому родному поэту" Александру
Пушкину. Ее Пушкиниана началась с его сказок: папа ей в детстве читал - а она
рисовала. Потом уже появятся ее иллюстрации к "Медному всаднику",
"Повестям Белкина", "Евгению Онегину". Перечитывая Пушкина,
она изучала его рисунки и ночами пыталась писать на бумаге гусиным пером -
чтобы почувствовать то время пальцами, сердцебиением. Так появилось 350 ее листов,
на которых - жизнь Александра Пушкина от рождения до смерти.
Вот маленький Саша на руках у няни испуганно смотрит на
разгневанного императора Павла Первого. У Пушкина: "Видел я трех царей:
первый велел снять с меня картуз и пожурил за меня мою няньку…". А рядом
крохотный Саша, будущий поэт, на руках у мамы Надежды Осиповны. А вот он -
лицеист, в шумной толпе друзей. А вот кружит на балу с Амалией Ризнич,
предметом мучительной страсти. Или вот - выхваченный миг семейного счастья: с
женой Натальей и детьми. Но счастье пролетело - вот уже своих детей поэт
благословляет перед самой смертью. Необъяснимо, отчего - но мимо этих
лаконичных рисунков не пробежишь, вполглаза не посмотришь: они действительно
волнуют.
Видный литературовед Арнольд Гессен когда-то отказался от
иллюстраций Нади к его книге о Пушкине, которые сам же заказал. Рисовать в
манере "рисунков на полях", сказал он, позволено только Пушкину.
Школьница Надя с ним не спорила. Просто "позволила" себе - сама. Так
ей подсказывало чувство. А может, правда - небеса. "Зачем твой дивный
карандаш / Рисует мой арапский профиль?". Затем, что дар у Нади Рушевой
был не напрасный, не случайный.
Вторая часть выставки - рисунки к "Мастеру и
Маргарите", ставшие в конце 1960-х первыми иллюстрациями к только что
напечатанному в журнале "Москва" роману Михаила Булгакова. По
воспоминаниям отца, Николая Рушева, дочь прочитала его на одном дыхании - и
будто сразу повзрослела. Отложила все задумки - и занялась рисунками к
Булгакову. Отцу казалось, не осилит грандиозный замысел писателя. Но то, что
получалось у Нади, оказалось поразительно. В ее картинах запечатлены страдания
больного Мастера и жертвенные чувства Маргариты, суровость Пилата, одержимость
Иешуа и животная сила Крысобоя… 200 работ юной художницы оценила вдова писателя
Елена Булгакова: "Поэтическая недосказанность: чем больше смотришь, тем
больше это затягивает... Какая амплитуда чувств!.. Девочка в 16 лет прекрасно
все поняла… и убедительно, великолепно изобразила".
Среди 10 тысяч рисунков Нади Рушевой почти половина -
иллюстрации к произведениям русских и западноевропейских писателей. "У нее
очень тонкое литературное чутье, - заметила на открытии выставки Дина Оюн,
землячка Нади Рушевой, сенатор от республики Тыва. - Она будто делилась мыслями
о прочитанных книгах. Ее сверстники из XXI века привыкли мыслить клипами,
урывками, комиксами, веселенькими образами из Инстаграма или YouTube. У Нади
образы другие - присмотришься, и поневоле захочется книгу открыть…"
Сегодня любят вундеркиндов тиражировать: весь мир - конвейер
будущих успешных карьеристов. Для чего еще сегодня дарования? Но в этом смысле
Надя Рушева - не вундеркинд, не героиня ток-шоу или стрим-каналов. Прагматик от
такой сегодня отмахнется: кому нужны сегодня сложные, нетехнологичные личности.Тем хуже этому прагматику: в конце концов он ошибется. Не узнает никогда: что
поняла про нас когда-то Надя Рушева, рисуя Пушкина.
|
|