О роли
математических и естественных наук в развитии экономики говорил вчера глава
региона Шолбан Кара-оол с лучшими преподавателями республики. Встреча
состоялась на базе школы №2 города Кызыла, из стен которой вышло не одно
поколение научной, гуманитарной, творческой, технической и управленческой
интеллигенции.
«Я уверен,
что сегодня встречаюсь с авторитетным экспертным сообществом, и хотел бы
обсудить с вами вопросы кардинального качества повышения математического
образования в республике, создания условий для конкурентоспособности наших
детей. Это не дежурные слова, а вполне серьезная необходимость сделать наше
общество еще более развитым, высокообразованным, способным развивать свою
экономику, - сказал Шолбан Кара-оол. – Эти задачи выполнимы в увязке с вашей
дисциплиной – математикой. Наши дети должны иметь возможность поступать в
лучшие вузы, получать самые востребованные профессии, быть успешными и
влиятельными личностями».
Глава Тувы
напомнил, что все технологические прорывы страны всегда были основаны на
высоком уровне развития точных наук и кадров, получивших cответствующее
образование. По его мнению, республика неизбежно будет остро нуждаться в кадрахдля активной
производственно-экономической деятельности, выпуска высококачественной
продукции, товаров и услуг.Закладывать
фундамент нужно уже сейчас.
Отдельно
Шолбан Кара-оол коснулся не очень хороших результатов ЕГЭ по математике.
«Вам
известно, что в текущем году 482 участника ЕГЭ не преодолели минимальный порог
по математике. Средний тестовый балл по этому предмету на профильном уровне
достиг всего 32 баллов по республике, тогда как по России он составил 45
баллов, - сказал глава региона. – Это очень плохо. Судьба ребенка может быть
загублена из-за таких результатов. Поэтому мы должны осознать эту
ответственность. Давайте сделаем так, чтобы математика начала становиться
основой знаний».
Преподаватели
сразу вступили в обсуждение, инициированной главой республики.
Елена
Герасимовна Берзина, директор лицея №15:«В нашем лицее с 1992 года есть опыт открытия профильных классов.
Мы очень хорошо отработали навыки выпуска физико-математических классов, есть
информационно-технологический профиль. В этом году мы начали готовить с
восьмого класса учащихся инженерно-технического профиля. С какими трудностями
мы здесь столкнулись? Да, математика – это основа всех наук. Именно математика
дает возможность понимать физику и химию. И дети, когда знают, что математика
становится прикладной наукой, то изучают ее на более серьезном уровне. И когда
мы столкнулись с подготовкой именно инженерных кадров, то поняли, что нужно не
просто давать экономические науки. Нужно заниматься прикладным материалом, и
есть такая возможность – это робототехника. Изучая возможности открытия класса
робототехники, мы прошерстили очень много сайтов. У нас есть комплекты
робототехники, но они уровня начальных классов. То есть для серьезного
обучения, требуется дорогостоящее оборудование. Мы сейчас заказываем шесть
комплектов и это обходится в 212 тысяч рублей. Каждая школа заинтересована в
этом оборудовании. У меня родилось предложение.Может быть, в городе Кызыле
создать Центр робототехники? Здесь бы могли собираться учащиеся со
всех школ города, учились бы командной работе, учились решать именно инженерные
задачи. Это было бы здорово».
Заведующий понаучно-методической работе школы №2 Кызыла Орлан
Достай-оолович Хомушку обратил внимание на необходимостьсовершенствования методики
преподавания математики и возрождения технических кружков,
способствующих развитию логического и творческого мышления детей, в том числе
кружков по шахматам. Ведь тувинские дети занимают призовые места по шахматам
даже на российском уровне.
Учителя
других школ рассказали, что сотрудничают с тувинским госуниверситетом,
преподаватели которого проводят спецкурсы для выпускников.
«Но
проблема в том, что не все дети посещают эти спецкурсы под руководством
кандидатов математическим наук, - рассказала Долаана Орлан-ооловна Салчак,
директор гимназии №9 . - Только те, которым это нужно и интересно. Есть также
проблема в том, что у тувинских учеников много времени во время урока уходит на
перевод заданий с русского языка. То есть школьник получает задачу, мысленно
переводит ее на тувинский язык, анализирует, а затем снова переходит на
русский. Старшеклассники не всегда понимают на спецкурсе преподавателя вуза. Но
заинтересованные дети после занятий с учеными педагогами всегда показывают
высокие баллы по профильной математике на ЕГЭ.В связи с этим учителя
предложили активизировать работу спецкурсов не только по решению математических
задач, но и разработать спецкурсы по геометрии, по основам логистики.А пока работают только два
педагога с кафедры матанализа».
Также было
отмечено, что в школах существует нехватка учителей математики, в результате
чего у педагогов этого предмета растет нагрузка и не находится времени на
индивидуальную работу с учащимися. Из учебного плана к тому же выпал такой
предмет, как черчение, который дает возможность качественно развивать
пространственное воображение детей. Несмотря на то, что в 9 классе проводится
олимпиада по черчению, все равно того запаса знаний, которые дети приобретают
за один год или за полгода по черчению – этого недостаточно. В некоторых школах
есть сотрудничество с Кызылским автодорожным техникумом, преподаватели которого
ведут спецкурс по начертательной геометрии и черчению.
Все
учителя согласились, что свои трудности в преподавании математики в
национальных классах имеются из-за слабого знания учениками русского языка.Поэтому губернаторский проект
по развитию русского языка в Туве особо приветствуется всеми математиками
республики, которые искренне желают успешной и продуктивной реализации этому
проекту.
Теперь,
проект по русскому языку нужно соединить с математикой, считают педагоги.
Это нужно
для того, чтобы преподавание всех научных дисциплин шло с азов. Потому что
такие понятия, как дробь, числительное и знаменатель на тувинском языке
получаются немного по-другому. Поэтому не всегда получается донести основы
знаний, идет какое-то раздвоение. Единство программы, единство требования –
должны присутствовать.
Учителя
сельских школ предложили разработать методику двуязычного обучения и подумать о
том, как можно безболезненно перейти на русский язык в начальной школе. 75 %
образовательных организаций в Туве находится в сельской местности и дети
приходят в начальную школу с плохим знанием русского языка. Было отмечено, что
у педагогов имеются переводы Моро, Плешакова на тувинский язык с 1 по 4 классы.
Терминологические ряды, математические понятия, понятия окружающего мира можно
и нужно давать на двух языках, считают учителя. Пока ребенок не развил
речемыслительный процесс на своем родном языке и не осознал математические
явления и общество человека, то он будет встречаться с трудностями.
Плюс к
этому учителя попросили согласовать возможность работы по единым учебникам,
дающим конкретные результаты по успеваемости.
На
предложения о двуязычии и выборе учебников представители министерства
образования попытались пояснить собравшимся, что это темы для совершенно
отдельного разговора, который нужно начинать после тщательной подготовки.
Глава Тувы
Шолбан Кара-оол поблагодарил педагогов за активное участие в обсуждении вопроса
и даже пожалел, что в мероприятии участвует руководство министерства
образования, которое начинает «строить» педагогов и пытаться регулировать ход
разговора.
«Вы имеете
право говорить все, что думаете, - обратился к залу Шолбан Кара-оол. - У нас с
вами мозговой штурм. Здесь нам вместе нужно обсудить все, без всякого
стеснения, чтобы затем на Съезде принять правильные и конкретные решения».
Глава
республики полностью поддержал необходимость развития прикладного значения
математики, чтобы каждый понимал, как эта наука может в жизни пригодиться.
«Это,
считаю, важная рекомендация. Развитие робототехники и других современных
направлений мы будет осуществлять, - сказал Шолбан Кара-оол. – В классе моего
сына в Гослицее мы организовали это занятие, и он стал пропадать на этом
кружке. И тогда мы поняли, что успех заключается в том, насколько ты
заинтересовал ребенка. Согласен, давайте проанализируем возможности открытия
Центра робототехники. Что касается развития логического мышления на шахматных
кружках, то вы правы. Нужно их возрождать, но это нужно не просто обсуждать, а
претворять в жизнь».
Отдельно
коснулись судьбы легендарной школы №2 Кызыла, по восстановлению ее былой
влиятельности и авторитета в обществе. Шолбан Кара-оол слегка упрекнул
педагогов, что уже ставил перед ними задачу по четкому профилированию этой
школы и возобновлению при ней работы интерната для сельских ребятишек, как это
было раньше. Были времена, когда здесь собирались дети из районов, и отсюда
выходила будущая элита Тувы.
«Мы с вами
обсуждали это вопрос еще тогда, когда не было даже в проекте Кызылского
Президентского кадетского училища», - сказал Шолбан Кара-оол.
Тем не
менее, учителя аплодисментами встретили призыв все-таки еще раз разработать
план по активизации работы второй школы и теперь уже реализовать его.
Также
итогом сегодняшнего обсуждения стало решение о проведении Республиканского
Съезда учителей математики, физики и информатики.
По поводу предложения педагогов об изучении математики в
национальных классах на русском языке, начиная с начальных классов, Шолбан
Кара-оол попросил серьезно проанализировать этот вопрос и решить, нужен ли
такой подход.
«Сегодня мы пришли к мнению, что русский язык, гармоничное
двуязычие и математика – это основа образованности, это инструменты успеха
наших детей, - сказал Глава Тувы. – Мы решили, что нужно исправить все плохие
показатели и оставить их в прошлом. Все предложения нужно сформулировать и включить
в повестку съезда».
Педагоги признались, что лучших учителей математики всегда готовил
Кызылский педагогический институт. Его выпускники стали самыми сильными
преподавателями в школах. А вот те, кто пришел с физмата уже Тувинского
госуниверситета, слабо представляли суть методики.
В связи с
этим было предложено математикам республики объединиться в Ассоциацию, чтобы
решать общие вопросы, корректировать шероховатости, совершенствовать
подготовку, переподготовку и повышение квалификации учителей.
Пришли к
решению обобщать и распространять опыт лучших школ и лучших учителей
математики, физики и информатики, взаимодействовать учителям разных школ,
расширять сеть специализированных общеобразовательных организаций и
специализированных классов с углубленным изучением математики, физики и
информатики, развивать систему дополнительного образования детей в области
математики.
В
ближайшее время определится дата проведения Республиканского съезда учителей
математики, физики и информатики. Подытоживая встречу, Шолбан Кара-оол
обратился с просьбой к педагогам, пока есть время, подумать и внести
дополнительные идеи и инициативы.
|