Глава Тувы Шолбан Кара-оол 18 ноября в рамках заседания Экономического совета при Правительстве Тувы выступил с инвестиционным посланием. На Совет собрались члены Правительства, депутаты Верховного Хурала, ученые, главы администраций районов и городских округов, руководители федеральных структур, представители бизнес-сообщества и крупных инвестиционных компаний.
Темой ежегодного послания стала инвестиционная политика Республики Тыва на 2016 год.
Стенограмма выступления:
- Уважаемые члены Экономического совета! Уважаемые коллеги! Друзья!
Мы уже больше года живем в условиях санкционного давления. Страна научилась неплохо справляться с этим фактором и надеяться, в основном, на свои силы. Более того, за четыре года Россия в мировом рейтинге по условиям ведения бизнеса поднялась на 69 позиций – со 120-ого на 51-ое место. Это достойный результат предпринимаемых правительством страны шагов.
Современный мир и экономические условия жизни меняются все стремительнее. Чтобы адекватно отвечать на вызовы времени, необходимо научиться быть конкурентоспособными. Прежде всего, в борьбе за инвестиции. Пожалуй, это и есть ключевой момент сегодняшнего дня – вопросы создания благоприятных условий для ведения бизнеса и стимулирования предпринимательской активности в условиях жёсткой ограниченности бюджетных средств.
За последние восемь лет правительство республики приложило максимум усилий для создания благоприятного инвестиционного климата. Как результат, в Туву зашли ведущие отечественные компании и зарубежные инвесторы. С 2008 года крупными компаниями инвестировано более 35 млрд. рублей.
По итогам 2014 года объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования составил 16,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах больше объема 2013 года на 10,8 процента. Инвестиционными компаниями выплачено в бюджет 522,5 млн. рублей, что составляет 10,3 процента собственных доходов республики.
За 9 месяцев 2015 года объем инвестиций в основной капитал составил 8 млрд. рублей с ростом на 19,4 процента к аналогичному периоду 2014 года. В настоящее время в Туве реализуется семь крупных инвестиционных проектов с суммарным объемом инвестиций 350 млрд. рублей. Но их производственную активность сдерживают транспортная недоступность и низкие энергетические возможности республики.
Поэтому мы продолжаем настойчиво заниматься активным поиском инвесторов, продвигать наши инфраструктурные проекты на государственном уровне. Нам удалось включить их в План мероприятий, направленных на социально-экономическое развитие республики на 2015-2025 годы, утверждённый федеральным Правительством в апреле этого года. С его подписанием мы получили в свои руки документ, последовательное исполнение которого является ключевым направлением развития региональной экономики на ближайшие десять лет. Удивительно, всего лишь 6 листов занимают проекты, реализация которых может просто перевернуть экономическое и социальное положение жителей республики. Особенно это касается растущего инвестиционного потенциала Тувы.
Важным достижением этого года в решении транспортных проблем нашего региона считаю, официальное подтверждение перенаправления На территории республики зарегистрировано 307 предпринимателей, занимающихся лесозаготовкой и распиловкой древесины, которая используется в объеме 66 тыс. куб. метров в основном на нужды населения, а производство высококачественной, конкурентоспособной продукции отсутствует.
В настоящее время при поддержке Администрации Тес-Хемского кожууна оживляется проект по восстановлению деревообрабатывающего производства на базе бывшего Шуурмакского лесопункта. Будет налажено производство качественного пиломатериала для экспортной поставки в Увсанурский и Завханский аймаки Монголии.
Поручаю Агентству по внешнеэкономическим связям РТ с участием федеральных структур довести до завершения вопрос включения в федеральный перечень пункты пропуска Цаган-Толгой и Хандагайты для реализации лесоматериалов и пилопродукции на внешний рынок.
Для оказания помощи отдельным категориям граждан в строительстве жилья выделяется древесина по льготной цене. С 2009 года её получили 2090 льготников. Эта поддержка будет продолжена и в следующем году.
В то же время, для сохранения от пожаров, варварской рубки лесов и упорядочения использования лесных ресурсов поручаю Госкомитету по лесному хозяйству РТ провести разъяснения среди населения и предпринимателей о внесенных изменениях в Лесном кодексе в отношении порядка предоставления леса.
Возобновление деятельности горно-обогатительного комбината «Туваасбест». Как вы знаете, уважаемые члены Экономического совета, с октября 2015 года новыми собственниками предприятия «Туваасбест» стала компания AlbaCapital из Санкт-Петербурга, выкупившая предприятие у ООО «Сибирские минералы». В марте следующего года компания намерена возобновить производство асбеста и довести объем его добычи до 2 тысяч тонн в месяц.
Сейчас компания восстанавливает инфраструктуру предприятия, ведет ремонт технологического оборудования, создает бытовые условия для рабочих, формирует работоспособный коллектив из местных специалистов.
Министерству экономики и Администрации г.Ак-Довурак целесообразно подписать с ООО ГОК «Туваасбест» соглашение о взаимодействии и социально-экономическом сотрудничестве.
Для концентрации средств нового инвестора на восстановлении комбината рекомендую Администрации и Хуралу представителей г.Ак-Довурака рассмотреть возможность восстановления пониженных коэффициентов к ставкам, применяемым при начислении земельного налога и арендной платы за земельные участки, которые предоставлялись предыдущим инвесторам. Например, инвестор в первые два года реализации инвестиционного проекта будет платить лишь 10 процентов от платежей, на третий и четвертый годы – половину. И только по истечении пяти лет инвестор будет платить налоги и арендную плату в полном объеме.
Возобновление добычи соли на соляном карьере «Дус-Даг». Для нужд населения и сельского хозяйства республики необходимо ежегодно 6 тыс.тонн соли. Сейчас на предприятии решаются юридические вопросы по смене собственника, привлекается дополнительное инвестирование на оснащение спецтехникой, приобретение расходных материалов по добыче соли, нового оборудования для переработки каменной соли в пищевую и техническую соль.
Поручаю Министерству экономики РТ и Министерству сельского хозяйства и продовольствия РТ совместно с компанией разработать программу реализации каменной соли Дус-Дагского месторождения в целях пополнения оборотных средств.
Третий комплекс мер – развитие государственно-частного партнерства в социальной сфере.
Одним из основных способов развития социальной инфраструктуры, учитывая незначительные возможности бюджета, мы считаем использование механизмов государственно-частного партнёрства. Эту деятельность необходимо наращивать.
Пока наш опыт в этой сфере небольшой. Так, в 2011 году нами была предоставлена государственная гарантия ООО «Водный мир» под 9,5 процента годовых на строительство объекта «Детский сад на 280 мест в г. Кызыле по ул. Бай-Хаакской» в размере 33,0 млн. рублей. Объект введен в эксплуатацию.
В 2015 году между Министерством строительства Республики Тыва и ООО «Бенконс» заключено соглашение о социально-экономическом сотрудничестве, в рамках которого запланировано строительство двух детских садов на 160 и 280 мест.
Объем планируемых для привлечения частных инвестиций составит более 200 млн. рублей. После ввода данных детских садов компанией «Бенконс» в эксплуатацию они смогут принять 440 дошколят.
На территории памятника природы «Озеро Дус-Холь» на сегодняшний день имеется 27 землепользователей – физические и юридические лица. Большинство зданий пансионатов имеют ведомственное назначение, износ основных фондов которых составляет около 70-80 процентов. Земельные участки на территории оз. Дус-Холь находятся в ведении Администрации Тандинского кожууна и относятся к землям сельскохозяйственного назначения. Необходимо выполнить перевод земель, определить единым собственником территории Агентство по привлечению и защите инвестиций Республики Тыва и на условиях государственно-частного партнерства приступить к созданию Туристического комплекса в едином архитектурно-композиционном стиле. Объём необходимых внебюджетных инвестиций ориентировочно составит 1,3 миллиарда рублей.
Можно сидеть и ждать когда экономические условия улучшатся, а можно уже сегодня решать социальные задачи с применением механизма государственно-частного партнерства. В этой связи ставлю задачу перед Министерством образования и науки, Министерством здравоохранения и Агентством по привлечению и защите инвестиций, прошу изучить опыт других регионов по реализации проектов на условиях государственно-частного партнерства и адаптировать его применительно к нашим условиям. Нужна заинтересованность муниципалитетов.
Отсюда четвертый комплекс мер - совместная работа муниципальных образований и республиканского правительства по определению дополнительных стимулов для привлечения инвестиций на проекты кластерного развития территорий республики. Нужны центры роста, чтобы вовлечь как можно больше населения в производственные процессы, начиная от производства сырья и заканчивая транспортировкой и сбытом готовой продукции.
Примеры слаженной работы частного инвестора, муниципалитета и региональной власти уже есть. Так, на территории Кызылского кожууна в текущем году стартовал проект по созданию крупного мясоперерабатывающего цеха. На выделенной кожууном земельном участке индивидуальным предпринимателем Чеченой Оюн создается перерабатывающее производство стоимостью 102 млн. рублей, из которых 28 млн. рублейгосударственные субсидии, остальная часть – частные вложения.
В Пий-Хемском кожууне на базе мараловодческого хозяйства на условиях государственно-частного партнерства создается современная рекреационно-оздоровительная база, в которой государство и частный партнер, разделяя всю ответственность и риски, вкладывают по 50 процентов инвестиций.
В проект по созданию семеноводческого хозяйства на базе ООО «Туранское» государство вкладывает 20 млн. рублей, а частное предприятие так же совершает адекватные вложения в форме существующей материально-технической базы и наработок, это еще один пример слаженной работы властей всех уровней и бизнеса.
Такую практику необходимо продолжать, тиражировать и масштабировать. При этом мы не должны замыкаться на поиске инвестора внутри республики. Мы должны переводить все свободное имущество и земли в готовые инвестиционные площадки высокой степени готовности. Инвестор есть, а нам необходимо позаботиться о товарном виде наших инвестиционных проектов. Не секрет, что зачастую инвестиционные предложения районов остаются благими пожеланиями, но не являются предметом выбора и даже раздумий для реального инвестора по причине низкой готовности площадок, а в ряде случаев неподготовленности, кроме как общих задумок.
За последние два года в муниципалитетах ситуация по привлечению инвестиций существенно изменилась, закреплены ответственные лица за эту работу во всех городах и районах, утверждены программы по улучшению инвестиционного климата, разработаны муниципальные инвестиционные паспорта, сформированы проекты. Должен отметить, на бумаге отчитались все. На деле – инвестиционные комиссии работают не везде, программы плохо реализуются, не многие муниципалитеты сейчас могут доложить о начале реализации проектов, включенных в муниципальный инвестиционный паспорт.
Хочу напомнить, что мы уже ставили задачу перед органами исполнительной власти по формированию и реализации инвестиционных проектов в своей отрасли. Каждое министерство должно вести по 2-3 проекта. И активно сотрудничать по ним с муниципальной властью.
Приведу пример. На днях встречался с депутатами Сут-Хольского кожууна. Они говорили о давно наболевшей проблеме – о строительстве школы в селе Ишкин. Такой наказ избиратели кожууна дали властям несколько лет назад, и этот долг остается невыполненным.
Администрация кожууна шлет письма в правительство, а Министерство образования ссылается на то, что в бюджете денег нет. Такую практику работы пора прекратить. Необходимо выходить на новый уровень, с проектным управлением и привлечением частных инвесторов. Министерство образования должно сформировать проектное задание на строительство образовательного комплекса детский сад–школа, местная администрация – подготовить площадку под застройку, обеспечить технологическое присоединение к электроэнергии и водоснабжению. И с готовым пакетом документов выходить на потенциальных инвесторов. Со своей стороны, республиканская власть в таком случае готова дать бюджетные гарантии под кредит или обеспечить софинансирование.
Именно такой механизм согласованной работы над инвестиционными проектами будет самым продуктивным в любой отрасли. Поручаю всем отраслевым ведомствам сформировать пул отраслевых инвестиционных проектов на 2016 год. Министерству экономики – включить в индикативные показатели оценки деятельности отраслевых министерств и ведомств результаты их реализации.
Уважаемые коллеги! Сегодня мы должны четко понимать, какие задачи перед нами стоят. Мы все вместе, единой командой должны обеспечить дальнейший рост экономики, при этом, не надеясь особо на бюджетные средства. Для этого нам, прежде всего, нужно заняться созданием инвестиционной инфраструктуры, постоянно вести и обновлять базу свободных земельных участков, пригодных для реализации инвестиционных проектов. Мы уже сделали первые шаги. Создали определенные инструменты развития – в республике работает Агентство по привлечению и защите инвестиций, обновлен состав Торгово-промышленной палаты РТ, сформирован институт уполномоченного по защите предпринимателей. Наша республика имеет все возможности для того, чтобы стать одним из привлекательнейших регионов России. Главное – эффективно использовать эти возможности для развития своих территорий и республики в целом.
Обращаюсь к муниципалам. Прошу регулярно проводить «час инвестора в муниципалитете», постоянно держать в поле внимания проблемы компаний, реализующих проекты, проводить презентацию новых инвестиционных проектов и сразу определяется в их дальнейшей реализации.
Зайдет ли инвестор на Ваши территории зависит только от Вас, уважаемые коллеги.
Главным критерием эффективности работы местной власти в 2016 году останется наличие конкретных проектов и объем привлеченных инвестиций, темпы их роста. Привлекая новых инвесторов на свою территорию, вы улучшаете благосостояние граждан, в том числе за счёт создания новых рабочих мест и повышения уровня заработной платы.
Считаю, что если руководство республики открыто для общения с инвесторами, то отраслевые министры тем более обязаны лично встречаться с инвесторами, держать ход реализации приоритетных проектов под личным контролем.
В заключение еще раз вернусь к основной идее Послания – улучшение инвестиционного климата. Мы обязательно добьемся успеха, если задача обеспечить в республике существенный экономический рост и на его основе повышение качества жизни будет принята всеми жителями республики как собственная, личностно значимая.
Наша республика, её процветание – это всенародное дело, которое объединяет всех нас.
Спасибо за внимание!
|