Курагинский район Красноярского края готовится к старту нынешним летом строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино. Намерены участвовать в тендерах на субподрядные работы предприниматели района, наращивается социальная инфраструктура – к 2015 году должно завершиться строительство новой современной поликлиники на 760 посещений. А это уже с прицелом на прирост населения, который здесь ожидают в связи с началом строительства «железки». Об этом главе города Кызыла Дине Оюн и депутатам тувинского парламента и хурала представителей города рассказал глава района Евгений Дмитриев.
Представительная тувинская делегация парламентариев приняла участие в Первом форуме депутатов Курагинского района. Визит депутатов Кызыла в Курагино после принятых решений в ходе официального визита Владимира Путина в Китай и принятого в дни проведения Санкт-Петербургского экономического форума решения финансировать проект строительства железнодорожной ветки Кызыл-Курагино из Фонда национального благосостояния, как отметили участники форума, придал дополнительный импульс к межмуниципальному сотрудничеству районов Красноярского края и Тувы, расположенных по маршруту строительства долгожданной железной дороги Кызыл-Курагино.
Для тувинской делегации, в составе которой были депутаты Верховного Хурала Виктор Глухов и Эдуард Дагба-Лама, депутаты городского хурала Светлана Ощепкова, Борис Бадыраа и Роман Поманисочкин, а также главы районов Красноярского края, прибывшие на форум, была организована обзорная экскурсия по маршруту Кызыл-Курагино – от ныне действующий железнодорожной станции Курагино до строительства виадука и места будущего железнодорожного терминала Курагино-2.
Познакомились гости и с социальными объектами района: школой и поликлинникой.
Курагино, откуда должна пойти ветка на Восток до китайского города Урумчи (об этих договоренностях тувинским СМИ сообщил глава Тувы Шолбан Кара-оол, участвовавший в составе официальной делегации России в поездке Президента в Пекин), сегодня реально воспринимается краевым центром как одна из ключевых точек роста края. Поддерживаются многие начинания районных властей. Эти интересы активно лоббируют и краевые депутаты от района .
В эти дни в СМИ активно обсуждаются последние решения, связанные с железнодорожным проектом Кызыл-Курагино.
Российские эксперты обсуждают целесообразность и эффективность проекта строительства железной дороги в Туву, в финансировании которого, помимо частного инвестора, планирует принять участие и государство.
«Мне кажется, что сотрудничество с Китаем является одним из важнейших направлений стратегического развития России. Это сотрудничество многопланово, в том числе оно касается и развития путей сообщения, инфраструктуры взаимоотношений. Строительство этой ветки — выход на Урумчи, на западный район Китая, он нужен и Китаю, и России. Дело в том, что, видимо, в ближайшие годы в этот регион пойдут большие капиталовложения и там будут развернуты массированные инвестиционные работы, — заявил Pravda.Ru Борис Шмелев, доктор исторических наук, профессор, руководитель Центра политических исследований Института экономики РАН, заведующий кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД РФ. — Естественно, туда можно будет доставлять какие-то грузы, в том числе и из России. Для этого, конечно, нужна дорога, которая позволит решать многие проблемы снабжения. Одновременно промышленный кластер, который будет создаваться в том регионе Китая, предназначен и для большого экспорта продукции, которая там будет производиться. Через Транссибирскую железную дорогу Китай может вывозить эту продукцию не только в Россию, но и в другие страны СНГ и Европу. С этой точки зрения этот проект выгоден, он нужен и России, и Китаю».
«В принципе, Китаю эта ветка нужна даже больше, чем нам, сообщил Pravda.Ru Михаил Крылов, директор аналитического департамента инвестиционной компании United Traders. — У них сухопутная доставка грузов от ближайших портов на восточном побережье до этих районов Китая, может быть, на 1000 километров длиннее, нежели из России транзитом через приморское побережье. Соответственно, в этой ситуации приморское побережье России будет использовано в качестве пути для доставки грузов в северо-восточные провинции Китая».
Строительство дороги в Туву названо первоочередным проектом. Министр экономики Алексей Улюкаев заявил об этом еще неделю назад в Китае.
Внешэкономбанк, ВТБ и Сбербанк планируют вложить в реализацию проекта развития Элегестского угольного месторождения и строительства ж/д линии Элегест — Кызыл — Курагино около 76 млрд. рублей. Помимо этого 87 млрд. рублей выделит государство, порядка 54 млрд. рублей — средства инвестора.
«На реализацию проекта «Элегест — Кызыл — Курагино» из ФНБ предполагается выделить 40 процентов от стоимости проекта, 25 процентов обеспечит частный инвестор и 35 процентов — кредит, взятый в банках. Средства из ФНБ частный инвестор обязуется возместить государству», — пояснил Шолбан Кара-оол механизм финансового обеспечения проекта.
Положительное решение двух ключевых министерств по проекту «Элегест — Кызыл — Курагино» принято на следующий же день после визита Владимира Путина в Китай. Эксперты считают возможным, что в ходе шанхайской поездки были достигнуты договоренности об участии китайской стороны в этом проекте. Это означает, что в дальнейшем тувинская ветка Транссиба может быть продолжена на китайский Урумчи.
Такой перспективный проект был впервые предложен министром обороны Сергеем Шойгу: «От Кызыла можно идти через Западную Монголию на Китай, а оттуда — в любую сторону: в Пакистан, Индию, куда угодно». Дмитрий Медведев счел предложение интересным и поручил проработать: «Это действительно важное направление для развития территорий и увеличения экспортного потенциала».
Этот вариант придает проекту намного большую экономическую целесообразность, чем если бы дорога оставалась тупиковой. Железнодорожное сообщение из Тувы в Монголию и Китай развило бы транспортную структуру и систему логистики на важном стратегическом направлении. Сейчас из-за ухудшения отношений с Западом и стремительно развивающихся и крепнущих отношений с КНР проект становится особенно актуальным и в недалекой перспективе станет просто жизненно необходимым. Президент на форуме также однозначно высказался в поддержку развития Транссиба, которое позволит удвоить объемы торгового оборота страны с КНР к 2020 году. Владимир Путин заявил: «Важнейшим приоритетом для нас остаётся инфраструктура, снятие инфраструктурных ограничений для регионов и целых отраслей».
|