|
Сегодня ветерану-фронтовику, пограничнику сверхсрочной службы Николаю Ивановичу Лосеву исполняется 90 лет. А юбилей - это обычно цветы, поздравления, тьма народа.
Сын Валентин, высоченный, как отец, с косой саженью в плечах, и его жена Юлия переживают: в этом возрасте юбилей для отца – сильный эмоциональный стресс. Он и сейчас, в разговоре со мной разволновался не на шутку, вспоминая войну. Я уже и затревожилась: а может отложить разговор? Но Николай Иванович справляется со своей разбушевавшейся памятью и уже спокойно продолжает беседу.
Род Лосевых из Красноярского края. Деревенька Кубеково Емельяновского района, которой и на карте-то нет, вложила и силушку, и сметку в сыновей, дочерей и внуков крестьян Лосевых. Не случайно Николай, будучи пятиклассником, подался в город науки искать. Из множества дел хорошо помнит довоенное предприятие «Водопути». Ему поручили держать в надлежащем виде бакены на Енисее, чистку русла. Дело важное. Поэтому, когда началась война, повестку на его имя придержали до особого распоряжения. Он в то время на пароходах плавал, кочегарил. Но потом хлебнул солдатского лиха, армейскую службу закончил аж в 1961 году в пограничных войсках морского назначения. И приехал с семьей в Кызыл.
Датой призыва в Красную Армию Николая Ивановича Лосева в учетной карточке военного комиссариата Кызылского района обозначена 6 февраля 1942 года. Она подтверждена анкетой-запросом в Центральный архив Министерства обороны в 2003 году. Запись в карточке свидетельствует, что Н.И. Лосев воевал при управлении Пограничных войск I Украинского фронта. И далее: «За время пребывания в отдельном взводе автоматчиков показал себя преданным и стойким, с исключительной бдительностью бойцом».
Сам Николай Иванович Лосев, будучи в преклонном возрасте, волнуясь, рассказывает:
– Я пехотинец. Азы военной науки получил в Подсинем. Города Абакана, как административной единицы, тогда еще не было. Учили стрелять, «окапываться» так, чтоб враг не обнаружил, беречь здоровье в длительных переходах, переползать невидимым под носом фашиста, копать окопы. Воевать – наука тяжелая. Но без нее на фронте не выжить и не победить. А поперву (сохраню стиль речи старого сибиряка-воина – Н.Д.) я попал на Воронежский фронт. Помню станцию Иски. Шел май – начало июня 1942-го. Заняли оборону. Немцы с неба бомбили. Наблюдали, как в небе самолет на самолет шел. Это наши летчики-истребители помогали. Нам казалось, что наша артиллерия мешала. Пообсыпят землей, не высунешься. А на самом деле шла зачистка поля боя, артподготовка. Сначала орудия, а когда и «катюши», потом – минометы. Вроде все землю на немецкой стороне перекопают, а идем цепью – немец, как из-под земли, вырастает… Не раз в штыковую нас поднимали комбаты да политруки. Когда крепким словом, когда своим примером, а когда и песней «Вставай, страна огромная».
На Курской дуге 50 суток шли бои. Белгород, Белая Церковь. Слева станция Поворино, Белгород. Вправо – Курск. После Курской дуги фронт переименовали в Первый Украинский. Я по Крещатику солдатским сапогом хаживал. Киев I Украинский фронт освобождал. Приходилось несладко. Но хранила судьба. В 1944 году меня контузило, было два легких ранения в ногу. Раны залечивал на ходу. И снова в бой.
Самое время вновь обратиться к ответу Центрального архива Минобороны: «19 сентября 1945 г. красноармеец Лосев Н.И., рядовой взвода автоматчиков, награжден медалью «За отвагу». Воевал в составе 959 стрелкового полка 309 дивизии в районе среднего течения Дона».
Так и шел солдат из Сибири на запад – к Победе, храня и поныне святую свою, выстраданную и проверенную войной, любовь к Родине. Она отмечала его боевой путь медалями «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За Прагу». Ордена «Красной звезды» и «Отечественной войны I степени».
Николай Иванович Лосев и сегодня воюет. За свое здоровье. Загадаем желание, на счастье и здоровье фронтовиков.
|
|