|
Evraz завершила формирование структуры компании и теперь сконцентрируется только на органическом росте, следует из презентации обновленной стратегии компании для инвесторов. Если в 2005-2010 гг. Evraz в среднем тратила $1,6 млрд в год на покупки, а на капзатраты — лишь $700 млн, то к 2016 г. эти расходы должны составить соответственно $500 млн и $1,5 млрд ежегодно. $500 млн — это не обязательное требование, подчеркнул вице-президент Evraz по финансам Джакомо Байзини. Но «большие покупки закончились, теперь компания будет делать ставку на органический рост», признает он.
Еще недавно Evraz наряду с «Северсталью» была среди отечественных сталелитейных компаний одним из самых активных участников рынка слияний и поглощений. В течение второй половины 2000-х гг. компания приобрела активы в Северной Америке (Ipsco, Oregon Steel Mills, Claymont Steel), Европе (Vitkovice Steel, Palini e Bertoli), Южной Африке (Highveld Steel and Vanadium), а также на Украине (ГОК «Сухая Балка», коксохимические предприятия). Теперь Evraz — крупнейший производитель рельсов в России и США и второй в США производитель труб большого диаметра.
Самой дорогой покупкой было приобретение Ipsco и Oregon Steel. Для оплаты сделки Evraz привлекала кредиты на $1,8 млрд. В разгар кризиса компания рефинансировала эти займы в ВЭБе, чтобы не лишиться активов. В итоге теперь у Evraz внушительный долг — $7,2 млрд (2,2 EBITDA на конец 2011 г.), по консервативному сценарию долговая нагрузка в этом году может вырасти до 3,3 EBITDA, по оптимистичному — до 2,5 EBITDA. Но в будущем компания будет более осторожна — она планирует не выходить за границы 2 EBITDA, подчеркивается в презентации.
Цель Evraz — увеличить EBITDA почти в 2 раза до $5 млрд в сравнении с 2011 г., сообщила компания. Компания делает ставку на производство сырья для металлургии (см. иллюстрацию). И если сейчас Evraz обеспечена рудой на 102%, то к 2016 г. этот показатель вырастет до 120%, а обеспеченность компании углем вырастет с нынешних 56 до 130%. Все, что будет превышать потребности Evraz, компания будет продавать на рынок, отметил Байзини. Такая стратегия объясняется повышенным спросом на сырье для производства стали со стороны Китая. Так, по оценкам Evraz, спрос китайских сталелитейных компаний на импортную руду в 2015 г. вырастет в 1,5 раза до 945 млн т в сравнении с 2010 г., а на уголь — в 2,7 раза до 122 млн т. Какая доля в EBITDA Evraz в 2016 г. будет приходиться на стальной сегмент, а какая — на горнодобывающий, Байзини не уточнил.
Ресурсы для увеличения производства угля и руды у компании есть. Это Межегейское месторождение коксующегося угля в Туве. Начать добычу здесь компания рассчитывает в 2013 г. Первая фаза проекта добавит к EBITDA компании $70 млн, следует из презентации компании. Вторая фаза, запуск которой намечен на 2018 г., может принести $500 млн. Финансировать этот проект предполагается за счет заемных средств — в частности, переговоры идут с Газпромбанком, отметил Байзини. Прибавку в $190 млн EBITDA даст разработка Ерунаковского угольного месторождения на Кузбассе. А вот про «Распадскую», где Evraz принадлежит 40%, в стратегии не упоминается. В 2011 г. основные акционеры компании — Evraz и гендиректор Геннадий Козовой хотели продать свои пакеты, но не нашли покупателей. Продаст ли Evraz свою долю в итоге, топ-менеджеры компании во время телеконференции с инвесторами вчера не сообщили.
Производство железной руды вырастет благодаря разработке Собственно-Качканарского месторождения и Таежного месторождения. Сделку по покупке у «Алросы» контроля в компании «Тимир», которая владеет лицензией на разработку последнего, Evraz рассчитывает закрыть в ближайшее время — необходимо разрешение правительственной комиссии по иностранным инвестициям.
Отказ от крупных покупок и ставка на органический рост — единственно верная стратегия для Evraz, учитывая внушительный долг компании, отмечает аналитик UBS Кирилл Чуйко. Но в то же время сами по себе инвестиции несут риск: в случае падения цен на сталь уголь и руда тоже подешевеют — неинтегрированная компания в таком случае сможет снизить себестоимость за счет сокращения затрат на покупку сырья, а вот себестоимость интегрированной компании останется прежней, подчеркивает эксперт. Впрочем, инвесторам новая стратегия компании пришлась по душе. На Лондонской бирже Evraz подорожала на 2,94% до 3,8 млрд фунтов стерлингов. Индекс FTSE 100 прибавил лишь 1,6%.
|
|