|
«Литературная Тува» - так называется выставка, которая открылась в Национальном музее. В этом году, объявленном Годом тувинской литературы, Союзу писателей Тувы исполняется 70 лет.
Сразу бросаются в глаза большие черно-белые портреты 11 народных писателей Тувы: Сергея Пюрбю (он первым был удостоен этого высокого звания в 1973 году), Салчака Тока, Степана Сарыг-оола, Кызыл-Эника Кудажи, Юрия Кюнзегеша, Салима Сюрюн-оола, Монгуша Кенин-Лопсана, Екатерины Тановой, Александра Даржая, Черлиг-оола Куулара и Эдуарда Мижита, председателя СП Тувы, получившего звание народного писателя в прошлом году.
Можно ознакомиться со списками членов Союза писателей России – 27 человек из Тувы, Союза писателей Тувы – 43 человека (в 1943 году в новоиспеченном союзе состоял 31 человек). Есть список тех, кого считают основоположниками тувинской литературы, – десять человек.
На выставке представлены личные предметы, вещи, рукописи, книги из архивов тувинских писателей, которые хранятся в фондах музея. Вот черная кожаная папка, глобус, шахматы с часами, настольный письменный прибор, которыми пользовался Олег Одербеевич Сувакпит. В витрине – костюм, рубашка с галстуком и туфли Юрия Кюнзегеша, его очки, шариковая ручка (с четырьмя цветами), сувенирная кружка для минеральной воды, которые обычно привозили с курортов. Старые журналы, в которых произведения наших писателей печатались еще на латинице. Копия постановления о создании Союза писателей в 1942 году, и в этом же году в республику приезжает поэт Степан Щипачев. Много фотографий, на которых мастера слова, творческая интеллигенция запечатлены в разные годы и на разных мероприятиях: на съездах, слетах, на встречах с советскими поэтами, на экскурсии в с. Шушенском и т. д. Даже на обычных в советское время субботниках по благоустройству города. Вместо пишущих ручек и кистей в руках творцов – лопаты и метлы.
– Разрез юрты играет дополнительную наглядную роль, – говорит Чечена Монгуш, сотрудник отдела истории. – Все росли в юрте, поэтому много произведений посвящалось именно ей. У Эдуарда Мижита есть философская поэма об этом древнем жилище кочевника, в которой каждая деталь – символ, со своим философским смыслом.
Тувинская литература основана на устном народном творчестве, и сказители, также сидя в юрте, сутками напролет могли передавать слушателям героический эпос, сказки. Недаром на выставке оформлен уголок со словами Горького «Начало искусства слова – в фольклоре», посвященный самым известным сказителям – Ооржаку Маннаю (Сут-Холь) и Тулушу Баазанаю (Улуг-Хем). На фотографиях можно увидеть момент записи эпоса от сказителя Ооржака Чанчы-Хоо фольклористами Доржу Кууларом и Антоном Калзаном на слете тувин-ских сказителей в 1953 году. Еще одна фотография запечатлела работу Монгуша Кенин-Лопсана со сказителем Туктуг-Кулаком Монгушем (1921 г.р., уроженец с. Ийме) на IV слете сказителей в 1972 году.
На выставке можно увидеть переводы произведений русских классиков на тувинский язык. Отдельно оформлен уголок, посвященный тувинскому литературоведению. Выставка знакомит посетителей с работами первых тувинских литературных критиков и тех, кто продолжает свою исследовательскую деятельность сегодня: Антона Калзана, Доржу Куулара, Марии Хадаханэ, Маргариты Татаринцевой, Зои Самдан, Василия Салчака, Людмилы Мижит.
Тувинская литература после создания национальной письменности в 1930 году до сегодняшнего дня прошла небольшой для литературного процесса, но невероятно насыщенный талантливыми произведениями своеобразный путь развития, обусловленный историей жизни тувинского народа. Она вносит свою лепту в многообразие литератур народов Российской Федерации, имеет свое неповторимое лицо.
Выставка будет работать весь год, посвященный тувинской литературе.
|
|