|
Все короткое лето республика бурлила в суете многочисленных праздников. Завершил их фейерверк в День республики, который впервые за много лет отмечался обособленно от Наадыма. Чем вызвано это решение? Об этом и не только в интервью с вице-премьером Анатолием Дамба-Хуураком, опубликованном в газете "Тувинская правда" накануне Дня республики.
— Нынешнее лето наверняка запомнится небывалой чередой праздников и широкомасштабных мероприятий: Устуу-Хурээ, симпозиум хоомеистов, Наадым, а сейчас еще и День республики. Не многовато ли?
— Много, если пользоваться меркой хлопот. Мало, если иметь ввиду очень важную задачу, поставленную на ближайшие годы: сформировать привлекательный во всех аспектах имидж республики. Знаете, неимоверно трудно ломать сложившиеся стереотипы.
Когда-то, в начале девяностых покойная Галина Старовойтова уравняла Туву с Чечней по степени сепаратистских настроений. Это сравнение было совершенно некорректным и тогда, абсолютно беспочвенно сегодня, но до сих пор этой оценкой пользуются даже маститые политологи.
Конечно, крупные бизнес-структуры, имеющие свои аналитические службы и выход на серьезные каналы информации, способны составить реальное представление о регионе. Но портфель наших предложений, интересных для мощных финансовых групп, к сожалению, не так уж и толст. Поэтому просто необходимо заинтересовать в инвестициях в Туву так называемый средний бизнес, с его опытом решения задач инфраструктуры той же, например, туриндустрии, создания небольших, но технологически емких производств. На это свободные деньги у российского среднего бизнеса есть, есть понимание того, что их надо вкладывать в перспективные проекты. Но средний бизнес черпает информацию из общедоступных источников, а пресса на протяжении последних двадцати лет говорит о Туве по принципу "или плохо, или ничего".
Именно поэтому все события лета, начиная с фестиваля в Усту-Хурээ, можно квалифицировать по статусу международных.
— Значит ли это, что мы заманиваем в Туву в основном иностранцев?
— В том числе и их. Хотя для нас важно и другое обстоятельство. Участие в мероприятии гостей из-за рубежа резко увеличивает интерес к нему наших соотечественников и прессы. К слову пришлось, на прошедшем симпозиуме по хоомею были аккредитованы даже журналисты двух крупнейших в мире информационных агентств — Ассошиэйтед Пресс и Рейтер, съемочная группа телеканала "Россия". Это значит, круги позитивной информации о республике разойдутся по всей планете.
Хотя иногда самый древний информационный канал "из уст в уши" оказывается не менее эффективным, нежели периодика или электронные СМИ. Каждый, кто побывал на этих мероприятиях, обязательно поделится впечатлениями о них с родными, коллегами и соседями...
Кстати говоря, вы упомянули в начале нашего разговора далеко не все события лета.
Десятки ученых из российских и зарубежных научных центров работают сейчас на озере Тере-Холе. Пристальный интерес российских деловых кругов вызвали такие акции как начало разработки Усть-Элегестинского месторождения коксующихся углей Енисейской топливной компанией и презентация китайской компании "Лунсин", начавшей строительство горно-обогатительного комбината в Тодже. Так что, информационная составляющая нынешнего лета, на наш взгляд, дала неплохой результат.
— А есть ли информационная нагрузка у предстоящего Дня республики?
— Разумеется. Мы, по традиции, пригласили принять участие в нем представителей бизнес-структур, готовых вкладывать деньги в Туву, и, поверьте, наметили для встреч с ними далеко не праздные темы разговоров.
Хотя, конечно, главная смысловая нагрузка Дня республики прежде всего касается нас с вами, всех наших земляков. До сих пор он отмечался заодно с Наадымом, но органичным такое сочетание назвать — язык не поворачивается. Все же Наадым — это традиционный праздник тувинских животноводов, а День республики — событие наднациональное. Да, когда-то его сильно политизировали, привязав к дате принятия декларации о суверенитете республики. Для нас же важно, чтобы День республики стал для каждого живущего в ней поводом осознать нашу общность, почувствовать частью многонационального народа Тувы и России, ощутить ответственность перед дедами своими и перед своими детьми за будущее республики, ее экономики и природы. Таково высокое предназначение Дня республики и затушевывать его яркими красками Наадыма, по моему убеждению, нельзя.
— Но есть и другое мнение на счет разделения Дня республики и Наадыма, по поводу всей череды летних праздников...
— Если вы имеете ввиду позицию отдельных депутатов Законодательной палаты Великого Хурала — давайте закончим наш разговор. Не хочу, чтобы еще и на страницах вашей газеты "светились" фамилии этих господ..
— И все же мнение ведь есть, оно обнародовано и, наверняка, нашло сочувствующих.
— Хорошо, тогда давайте поподробнее...
Взаимоотношения двух ветвей власти в девяностых годах прошлого века — бесценный материал для учебников по конфликтологии. Дров обе стороны успели наломать много. Тогда все было внове, многие аспекты взаимодействия правительства и парламента попросту не были прописаны в законодательных актах. Другое дело — сейчас. Есть законодательная база. Есть молодое по составу, энергичное правительство, председателя которого утвердили обе палаты Великого Хурала. Засучивай рукава — и за работу, депутат. Выполняй то, что обещал избирателю. Дел — невпроворот. Я больше года работаю заместителем Шолбана Валерьевича. Иногда жалеешь, что в сутках — всего 24 часа. Времени катастрофически не хватает, хотя о выходных мы забыли давно. Как бы пригодилась помощь депутатов! Но нет ее фактически. Лишь единицы из всего депутатского корпуса проявляют хоть какую-то активность.
Зато тень на плетень навести — они тут как тут. За год мы успели столько, сколько за всю предыдущую эпоху не сделано. Прекрасный дворец спорта в Кызыле вырос. Национальный музей прописался по новому адресу. Восстановлен пивзавод. Птицефабрика вот-вот заработает. Продолжать можно еще и еще. А у некоторых депутатов — одна песня: правительство несостоятельно, у Кара-оола ничего не получается...
Состоятельно правительство. И Кара-оол на своем месте. Уж кто- кто, а тот же Василий Оюн, несколько лет руководивший экономическим блоком в правительстве Ооржака, хорошо знает каких усилий стоит каждый шаг по пути созидания. А мы идем по нему уверенной поступью. Может, это и злит наших оппонентов? Может быть, поэтому помощи от них ждать не приходится?
В той же сфере образования законодательно решения требуют множество острейших проблем. К примеру, вопрос пресловутых родительских взносов в школьные кассы. Или правовая база для создания и деятельности так называемых детских садов семейного типа. Депутатов-педагогов в парламенте — пруд пруди. Та же бывший директор школы 1 Раиса Хайманова. А заняться совершенствованием законодательной базы образования — некому!
И вообще, складывается такое впечатление, что депутатам совершенно безразлично, что происходит в республике, чем она живет. Публикует, например, Конвиз в "Риске" гадкий материал о 60 богатырях, а историк, профессор (!) Зоя Доржу молчит. Как же так?. Молчать в таких ситуациях — значит, потворствовать безнравственности и цинизму. Это сигнал для молодежи: можно топтать, извращать наше прошлое, можно жить без всего святого в душе. Я уж не говорю о стиле и содержании публикаций о председателе правительства и Сергее Кужугетовиче Шойгу. Не сомневаюсь: те, кто публикует такие материалы, преследует чисто корыстные цели. Иначе не объяснить, почему "Риск", например, сегодня пытается чернить тех, кого еще вчера превозносил до небес и наоборот.
Плохо со всех точек зрения, когда в депутате верх берет обыватель в самом плохом смысле этого слова. Когда депутат, читая в том же "Риске" очередной пасквиль на Председателя Правительства, только потирает ручки. И дело даже не в том, что, следуя афоризму "Каждый народ достоин своего правительства", авторы подобной чернухи фактически унижают не Кара-оола, а всех нас с вами, причем, на наши же деньги.
Другое опасно. И именно сегодня, в День республики вспомнить об этом будет уместно. Попытки направленной дискредитации законной власти — база существования правового нигилизма в общества и государстве. Что это такое, мы все хорошо знаем на примере России девяностых, в мутной воде которых прекрасно чувствовал себя только криминал. Мы выплыли из нее в решающей степени только благодаря тому, что вернули уважение к власти и посеяли веру в закон. И когда этого не понимают законодатели — остается развести руками.
— А если понимают?
— Это еще хуже. И, знаете, такая позиция некоторым депутатам, действительно, присуща. Дело в том, что в девяностые годы — в начале двухтысячных небольшая группа людей превратила работу в парламенте в откровенный и нечистоплотный бизнес. Суть его проста. Для начала надо либо создать на пустом месте конфликтную ситуацию, либо заблокировать решение действующей исполнительной власти, например, проект закона о бюджете, а потом приступить к торгам. Предметом торгов, неприкрытого вымогательства становится практически любой вопрос: от бюджета до состава муниципальных избирательных комиссий. И публикации в газетах определенного толка используются только как инструмент давления на нас с примитивной целью — заставить оплатить наличными или какими-либо преференциями поддержку того или иного решения исполнительной власти в парламенте. А подается это вымогательство читателям под видом мнения политической оппозиции.
Хорошо это или плохо, но нет у нас в республике сегодня политической оппозиции. Она попросту еще не успела сформироваться. Есть группировки из обиженных представителей предыдущей властной команды. Есть Василий Оюн, с его неудовлетворенными амбициями на премьерство. Есть его партнер по "законодательному бизнесу" Сергей Конвиз, так и не получивший прямого доступа к бюджетным деньгам республики и города, а потому — тоже неудовлетворенный. Поэтому смешно даже предполагать, что их действия продиктованы заботой об интересах избирателей и республики. Наоборот, судя по публикациям, складывается впечатление, что, чем хуже для избирателей, исполнительной власти и для республики — тем лучше для них. Что ими движет только корысть и ни что другое. Но должен предупредить: у нашей команды денег на покупку доброго расположения духа так называемых оппозиционеров нет и не будет. Деньгам найдется другое применение..
— На праздники?..
— Зря иронизируете. Если вы не были в Хандагайты на Надыме — побывайте сейчас. На всех объектах социального назначения — школа, больница, детсад и т.д. проведены как минимум основательные текущие ремонты. А районный дом культуры просто не узнать. Полтора миллиона рублей вложили в его капитальный ремонт в рамках подготовки к Наадыму. Наконец-то у села, славящегося своими спортсменами, появился стадион. Отремонтированы основные дороги районного значения и участок трассы Чадан—Хандагайты. Вот, в основном, это и есть то, что критиканы называют тратами на праздники. Все остальные расходы оргкомитет покрывал на спонсорские средства. Так что Наадым мы рассматривали как праздник со значимой для района социальной, хозяйственной составляющей.
И еще один момент: Хандагайты — это ворота Тувы и России для въезжающих в нее из Монголии, это первое впечатление о нас. Еще и поэтому принцип кочующего праздника мы начали применять с Овюрского района. Этому принципу мы изменять не намерены.
|
|