Зимние грузоперевозки в дореволюционной Туве: дорога на заледеневшем Енисее

   Культурный фонд имени Кужугета Шойгу
16 ноября 2023 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2023/11/16/zimnie-gruzoperevozki-v-dorevolyucionnoy-tuve-doroga-na-zaledenevshem-enisee.html

Зимние грузоперевозки в дореволюционной Туве: дорога на заледеневшем ЕнисееСегодня мы хотим поделиться с вами рассказом известного русского гидролога Всеволода Родевича, где он описывает, как зимой 1909 года жители Урянхайских поселений использовали Верхний Енисей для провоза грузов и не только. Другие очерки автора о жизни, традициях и быте Урянхайцев того исторического периода можно прочитать в третьем томе антологии "Урянхай. Тыва дептер".

ЗИМНИЙ ПУТЬ ПО ВЕРХНЕМУ ЕНИСЕЮ

"Желаемое использование Верхнего Енисея как пути сообщения в Урянхай отчасти осуществляется уже и теперь ежегодным открытием и действием зимней дороги по льду реки, с декабря по конец марта на срок около 3–3,5 месяцев. Этот зимний путь является в сущности единственным, который обслуживает и питает всю русскую промышленность и торговлю в Усинских и Урянхайских селениях.

По нему с величайшими трудами провозится в зиму конной тягой до 100 000 пудов товаров в оба конца (до 70 000 пуд. туда и до 30.000 пуд. обратно). Не говоря даже о кратковременности действия этого пути, он имеет крупные неудобства. Вследствие стремительности своего течения Енисей замерзает очень неровно, образуя на больших протяжениях ледяные торосы; вместе с тем и снега на реке бывают глубокие, поэтому дорога по льду трудна для прокладывания и для езды, очень извилиста и ухабиста.

Зимние грузоперевозки в дореволюционной Туве: дорога на заледеневшем ЕнисееПрокладывают дорогу добровольные партии крестьян из д. Означенной, с одной стороны, и Усть-Усинского — с другой, выезжающие на эту работу, как только окрепнет лед по Усу и Енисею. Затем при пользовании дорогой на лошадь кладут всего 20–25 пуд.; больших грузов нельзя возить и потому, что лед местами не выдерживает. Г. П. Сафьянов, завозивший зимой 1909 г. на свой Тапсинский прииск паровой экскаватор, принужден был разобрать его и даже расклепать котел на части не более 60–80 пуд. веса.

Иногда среди зимы лед взламывается на Зимней Федосовой яме среди утесистых берегов (верст 30 ниже Большого порога), и тогда путь прерывается на неделю и больше до следующего замерзания, а застигнутые в пути обозы подвергаются большой опасности. Обойти Федосову Яму береговой дорогой очень трудно из-за неприступности береговых утесов. Заимок вдоль Верхнего Енисея в Саянах мало, а существующие, в числе 7ми -зимовья.

Станки плохо обстроены и мало снабжены; поэтому продовольствие передвигающихся зимой обозов вызывает большие затруднения, лошади должны нести фураж на себе, уменьшая тем вес полезной клади. Иногда весной дорога расстраивается внезапно, и застигнутые в пути должны сидеть по заимкам месяцы, ожидая летнего сплава.

Стоимости провоза грузов по зимнему пути не могут быть при таких условиях низкими. За пуд груза от Минусинска в Урянхай до Джакуля платится за 400 примерноверст 50—60 коп., от Минусинска до Усинских селений — 40–50 к. (за 370 верст). Сафьянову зимняя гужевая перевозка от Красноярска до Тапсы, около 1000 верст, стоила 2 руб. пуд. В общем, с пуда и версты выходит — 0,2 до 0,1 копейки.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.