75 лет в составе России – это много или мало?

   Вячеслав Март-оол, кандидат исторических наук
26 марта 2019 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2019/03/26/75-let-v-sostave-rossii-eto-mnogo-ili-malo.html

75 лет в составе России – это много или мало?В октябре наша республика будет отмечать 75-летний юбилей добровольного вхождения ТНР в состав СССР.

Мы - самый молодой субъект Российской Федерации. Еще 20 лет назад студенты на моих занятиях задавали вопрос: «Башкы, почему люди в Хакасии, в частности в Абакане, живут лучше,  чем в Кызыле и Туве?» Этот вопрос я вспомнил в связи с появлением полемики в СМИ после известных слов заместителя председателя Правительства РФ Татьяны Голиковой о бедности Республики Тыва.

На мой взгляд, высокий чин не до конца учитывает историческую особенность развития Тувы в составе России, а, в частности, в разрезе Сибири. Мне бы хотелось рассмотреть этот вопрос чисто с исторической точки зрения, то есть с позиции объективной реальности в закономерном историческом развитии. Кому не известны слова великого русского ученого М.В.Ломоносова: «Российское могущество будет прирастать Сибирью…» Так, вот расширение государственных границ России началось еще в период царствования Ивана IV Грозного с похода атамана Ермака, когда в первой половине XVIII века соседние с Тувой регионы Хакасия и Алтай вошли в состав России.

75 лет в составе России – это много или мало?Получается, что с XVI века сначала царское, затем советское, а в последние десятилетия - российское правительства вложило столько финансовых средств в развитие Сибири, что она превратилась в один из самых мощных в экономическом плане регионов России.

А теперь вспомним, как развивалась Тува. В начале ХХ века в ней царил феодальный строй. После 1917 года Тува попала в водоворот революционных событий, венцом которого стала образование ТНР. В годы ТНР (1921-1944 гг.) народно-революционное правительство с коммунистическим энтузиазмом, зачастую насильственно перевели тувинских аратов с традиционного кочевого образа жизни на оседлость. В эти годы советское правительство помогло ТНР построить зачатки экономики и «перепрыгнуть» из одной исторической стадии развития, из капитализма, в социализм.

И только в 1944-1991 гг. Тува стала получать финансовые средства, соизмеримые с нашими соседними регионами. В первые десятилетия советского периода Тува развивалась довольно динамично. Советское правительство даже ругали местные власти за то, что не они успевали освоить все финансовые средства, выделенные на год. 

Здесь хочется особо подчеркнуть, что развитие транспортной инфраструктуры дало мощный толчок в экономическом развитии не только Сибири, но и России в целом. Еще в начале ХХ века (1903 г.)  царское правительство начало строить «Великий сибирский путь» или Транссибирскую магистраль, которая дала старт бурному развитию промышленности, экономики да и капитализма в целом. Например, чтобы обеспечить магистраль шпалами стала развиваться деревообрабатывающая отрасль промышленности, рельсы – металлургия, паровозы, вагоны – машиностроение, готовились высококвалифицированные по тем временам кадры, открывались рабочие месте и т.д.

Значение строительства железной дороги в Туву для дальнейшего развития ее экономики хорошо понимал Салчак Калбак-Хорекович Тока. Он неоднократно на всех уровнях поднимал эту проблему и в конце 60-х - начале 70-х гг. прошлого столетия этот вопрос практически был решен. Однако после смерти в 1973 году С.К.Тока, этот жизненно важный проект для нашей республики по различным причинам был свернут.

При всей своей неоднозначности и противоречивости как исторической личности, на мой взгляд, С.К. Тока очень много сделал для развития Тувы. Старшее поколение вспоминают годы его правления, как «золотые времена», так как он своим авторитетом практически добился от советского руководства относиться к Тувинской АССР, как к 16-й союзной республике.

Но не все радужно было в советской Туве. В этот период выросло несколько поколений, которые привыкли к благам социалистической модели общества, попутно отвыкнув от традиционного скотоводства, как основы образа жизни арата-кочевника. После развала СССР в 1991 году выросло так называемое поколение 90-х, которое по привычке ждало от государства социальных благ, выработав в себе иждивенческое отношение ко всему, не поняв или не захотев перестроиться к капиталистическим рыночным отношениям.

Если взглянуть на соседнюю Монголию, то коммунистическое влияние тоже затронуло ее, но не так сильно, как в нашей республике, особенно это касается традиционного скотоводства, как образа  жизни монгольского арата. Ведь иметь свое поголовье мелкого рогатого скота в размере 500-1000 голов у монгол сейчас норма. В связи с этим, я считаю очень правильной и своевременной политику Правительства РТ, направленную на поддержку чабанов-тысячников и губернаторские проекты «Кыштаг для молодой семьи», «Корова-кормилица». Молодое поколение должно вернуться к традиционному скотоводству, как в образу жизни и основе жизнедеятельности жителей сельской местности, которое мы чуть не утратили в лихие 90-е.

В связи с этим, хочется вспомнить неординарного и очень талантливого человека, которого сейчас с нами нет – Вячеслава Даржаа. Он в последние годы своей деятельности занялся аратским хозяйством, стал успешным фермером и своим примером показал, что возвращаясь к нашим древним истокам традиционного тувинского скотоводства можно жить в достатке, успешно воспитывать и дать достойное образование своим детям. Но, главное его кредо в этой профессии – трудолюбие. Сейчас такие трудолюбивые чабанские семьи стали появляться благодаря вышеназванным губернаторским проектам, но хотелось бы чтобы это стало нормой и образом жизни для большинства сельских жителей нашей республики.

С одной стороны, наша Россия сильна своим многонациональным составом. Это подтвердила победа советского народа над фашизмом в годы Великой Отечественной войны, когда практически все народы СССР воевали в рядах Красной Армии. Далекая Тува тоже участвовала в этой Великой победе, направив тувинских добровольцев и оказав посильную экономическую помощь советской армии.  Но, с другой стороны, разные регионы России, многочисленные народы и народности имеют свою геополитическую особенность, историю, традиции, культуры, менталитет и т.д. 

Например, такой сложный регион, как Северный Кавказ, отличается по своему историческому развитию от Поволжья, многочисленные северные народности - от  народов  средней полосы России и т.д.

Поэтому, на мой взгляд, назрел такой вопрос, как создание в Правительстве РФ федерального ведомства, как это было в 1990-х годах – Министерства по делам национальностей, которое конкретно занялось бы развитием национальных субъектов РФ.

В этом многообразии национального состава РФ наша республика, на мой взгляд, стоит обособленно. Во-первых в составе России она только 75 лет, а народы Сибири свыше 400 лет. Во-вторых, наша республика из-за своего географического положения не имеет железнодорожного сообщения с так называемым «большим материком». Поэтому, я полностью  согласен с сенатором от Тувы Л.Б.Нарусовой, которая заявила, что без строительства железной дороги Республике Тыва будет очень трудно выйти на бездотационный уровень. Все прекрасно понимают, что без современной транспортной инфраструктуры практически невозможно развивать современную экономику, поэтому хочется пожелать успехов в решении этого вопроса Правительству РТ. Строительство железной дороги, конечно же, не панацея от всех бед, необходимо одновременно и гармонично развивать все отрасли экономики нашей республики, как это было в соседней Хакасии и Монголии.

Построение и функционирование транспортной инфраструктуры – стержень, вокруг которого развивается вся экономика региона или страны. В Хакасии благодаря железной дороге были построены такие флагманы экономики этого региона как Саяно-Шушенская ГЭС, Саяногорский алюминиевый завод, Сорский горно-обогатительный комбинат, Абаканский вагоностроительный завод и другие.

После начала строительства Транссибирской магистрали в России, Монголия неоднократно просила Россию помочь построить у себя железную дорогу. Она была проложена только после второй мировой войны в 1949 году при помощи СССР. Для Монголии, как страны без выхода к океану, дорога стала выполнять главную роль в развитии экономики и сотрудничестве с Россией, со странами Азии и Европы. Благодаря этому в 1978 году при поддержке Советского правительства было основано горнодобывающее предприятие «Эрдэнэт», которое стало одним из крупнейших комбинатов в Азии по добыче меди и молибдена. В целом за последние десятилетия Монголия совершила качественный рывок в своем социально-экономическом развитии.

В заключении хочется сказать, что реализация проекта строительства железной дороги даст для развития нашей республики тот же самый эффект, что и строительство Транссибирской магистрали для Сибири, Дальнего Востока и России в целом.

Я объяснил своим студентам, что сравнивать социально-экономическое положение нашей республики, которая в составе России только 75 лет, с экономиками соседних сибирских регионов, по крайней мере, некорректно. А как Вы думаете, уважаемые читатели,  75 лет в составе России это много или мало?




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.