Сакральный образ Свиньи/Кабана

   Леонид Марсадолов, Тувинская правда, tuvapravda.ru
29 января 2019 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2019/01/29/sakralnyy-obraz-svini-kabana.html

Сакральный образ Свиньи/КабанаС 5 февраля 2019 года по восточному календарю наступает Год Кабана/Свиньи. Когда-то охота на бесстрашного кабана была признаком мужества для настоящего героя. Но постепенно она выродилась в загонную забаву правителей, а затем и в жестокую бойню.

САКРАЛЬНЫЙ ОБРАЗ СВИНЬИ (КАБАНА)

Свинья является одним из самых ранних диких животных, прирученных древним человеком. Свиноматка издавна в культовых обрядах символизировала культ Плодородия, Изобилия и Рождаемости, так как свинья имеет большое количество сосков и за один раз может родить до 10–16 поросят. Свинья – это не кукушка, бросающая своих детей, а заботливая, жизнерадостная мамаша, оберегающая своё потомство. Древнеегипетскую богиню неба Нут иногда изображали в виде свиноматки, кормящей звёзды-поросят.

Взрослый кабан (вепрь) – символ Бесстрашия, Смелости и Силы. Образ Кабана считали сакральным шумеры, египтяне, индоарии, греки, скифы, кельты, скандинавы и многие другие народы мира.

Не зря из множества животных на планете Земля, образ кабана (свиньи) был выбран одним из 12 знаков, замыкающих зодиакальный календарь народов Востока.

ГЕРОИЧЕСКАЯ И САКРАЛЬНАЯ ОХОТА НА КАБАНА

Охота на кабана достаточно опасна, так как часто зверь, особенно раненый, бесстрашно бросается на охотника. Длина тела взрослого кабана может достигать до двух метров, а вес доходить до 150–200, а иногда и до 500 килограммов. Зрение у кабана развито слабо, зато он обладает хорошим обонянием и слухом, поэтому охотник должен подходить к нему против ветра, чтобы не выдать себя запахом и шумом. Конная или пешая охота на кабана опасна и азартна, как для охотника, так и для его собак.

Как известно по древнегреческим мифам, внук легендарного героя Персея, боязливый царь Эврисфей поручил Гераклу добыть грозного эриманфского вепря. Геракл долго преследовал огромного кабана, пока не связал его, увязнувшего в глубоком снегу на склоне горы, а позднее отнес царю, пославшему его на охоту. При виде кабана трусливый царь Эврисфей спрятался от него в большом сосуде-пифосе.

Сакральный образ Свиньи/КабанаХотя греки иногда изображали охоту и победу Геракла над кабаном, но только у кочевников Саяно-Алтая найдено огромное число реальных клыков кабана, которые они использовали для украшения конной сбруи или для изготовления амулетов для чело-века.

Геракл считался у скифов одним из прародителей, поэтому они часто подражали его подвигу при охоте на кабана и других зверей.

Охота на грозного и сильного кабана с луком и кинжалом – настоящий подвиг для мужественных воинов. Следует заметить, что у скифов и саков в основном были луки и стрелы небольших размеров. В это время ещё не было бронебойных стрел и мощных луков больших размеров, в основном появившихся в хунно-сарматское время. Даже современные охотники, вооружённые огнестрельным оружием, выбирают у кабана наиболее незащищенные места, прежде всего подслеповатые глаза, область за ухом, позвоночник, а также за лопаткой в области сердца.

В верхней части бронзового кинжала из кургана Аржан-1, раскопанного экспедицией М. Х. Маннай-оола и М. П. Грязнова изображен стоящий кабан, которого можно увидеть в Национальном музее РТ. Приём героической охоты с помощью кинжала показан на золотой ворворке из Тувы, найденной в экспедиции археолога А. Д. Грача

Несмотря на все трудности, в VIII-VI вв. до н.э. на кабана охотились довольно много и интенсивно. Об этом свидетельствует наличие нескольких десятков клыков кабана в больших курганах вождей Саяно-Алтая. Как известно, каждый кабан имеет только два клыка. Известны случаи, когда для украшения узды, нагрудника и седла только одного коня было использовано более чем 60 кабаньих клыков, т.е. было забито более 30 взрослых особей.

При такой интенсивной охоте уже в скифское время, к V веку до н.э., значительно сократилась численность популяции кабанов на Саяно-Алтае, о чём свидетельствуют и археологические факты. Амулеты в виде клыков кабана для вождей скифов и саков позднее стали делать из чистого золота, а для рядовых кочевников – из дерева и кости.

УРОКИ ИСТОРИИ

В настоящее время нет необходимости в охотничьей забаве. Николай II был страстным охотником и в свой дневник записывал убитых им животных и птиц. Леонид Брежнев только за один день в Беловежской Пуще убил 15 кабанов.

Пора нам оставить в прошлом «зверские» привычки и обряды.

Перед Новым 2019 годом мы все видели, какими добрыми и забавными являются наши маленькие друзья мини-пиги, взрослые свинки и другие животные. Будем же и мы добры к ним, тогда и этот год будет Счастливым, Мирным, Удачным и Радостным для всех нас.

Леонид МАРСАДОЛОВ,

доктор культурологии, ведущий научный сотрудник

Государственного Эрмитажа. 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.