![]() |
Командир тувинского штаба студенческих отрядов Александр Боев. 72 часа |
stihi.ru 29 октября 2018 г. постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2018/10/29/komandir-tuvinskogo-shtaba-studencheskih-otryadov-aleksandr-boev-72-chasa.html |
Эти дни, связанные со 100-летием ВЛКСМ, самой массовой
молодежной организации, объединявшей в своих рядах миллионы жителей огромной
страны, наполнены воспоминаниями. В Кызыле на закладке капсулы с Обращением к молодежи 2068
года состоялась встреча самых разных поколений. Кто-то не смог приехать. Но
душой со своими коллегами из 80-х. Это, например, Александр Борисович Боев,
попавший в Туву в 1981 году по распределению после окончания исторического
факультета Воронежского пединститута.
Два года они с супругой проработали в Туранской средней школе № 1. А в июле 1983 года Боев был в полном смысле слова, выдернут из отпуска (был на Украине) и избран вторым секретарем Пий-Хемского райкома ВЛКСМ. В сентябре того же года избран первым секретарём этого же райкома комсомола.
В 1985 году молодого перспективного комсомольского работника
переводят в Кызыл, где он возглавляет Штаб студенческих строительных отрядов
(ССО). В республику в эти годы приезжают десятки стройотрядов из самых разных
вузов страны. Они работают в Дзун-Хемчикском, Улуг-Хемском районах, возводят строительные
объекты в Кызыле.
В 1989 году семья Боевых вернулась на родину – в Воронеж. Но продолжает приезжать в Туву, где прошли самые интересные годы жизни. Встречаются со старыми друзьями, путешествуют по республике.
Интересно, что помимо работы на официальных должностях Александр Боев известен как поэт и прозаик. В его литературной «папке» есть и рассказы, связанные с Тувой. Например, «72 часа» о буднях ССО. В основе лежат реальные события.
Семьдесят два часа
Александр Борисович Боев
В кабинете было синё от табачного дыма. Не спасали даже распахнутые настежь окна. Благо начало сентября выдалось тёплым и солнечным. Обычно в это время года утренние заморозки уже бодрили. Я только что положил телефонную трубку. В ушах продолжали звучать грозные слова вышестоящего руководства о личной ответственности, о партийном билете и прочие слова, которые обычно произносят, когда где-то становится жарко. Пошли вторые сутки с того момента, как я получил информацию о том, что пятьсот пятьдесят детей, работавших в Волгоградской области в составе сводного студенческого отряда, выехали из Москвы не обычным поездом, как было предусмотрено ранее, а специальным маршрутом. С этого момента я больше не покидал свой кабинет.
В эпоху расцвета
стройотрядовского движения сложилась добрая традиция обмениваться студенческими
отрядами между областями и республиками.
Студенты и школьники получали уникальную возможность посмотреть
страну, познакомиться с традициями и
жизненным укладом других регионов. Отряд из нашей небольшой республики поехал в Волгоградскую область убирать помидоры и черешню. По существовавшим
правилам к первому сентября все должны находиться дома и приступить к
учёбе. Вот как раз из этой ситуации
каждый выкручивался, как мог. Проблема заключалась в неспособности
железнодорожников обеспечить своевременную доставку студенческих отрядов к
месту жительства к первому сентября…
Здесь просто катастрофически накладывались друг на друга два потока
– возвращающихся из отпусков отдыхающих, которым тоже надо было и на работу и в школу
и стройотрядов. Железная дорога в таких
случаях решала свои проблемы нехватки подвижного состава и другие
организационные проблемы за счёт задержки на пять-десять дней студентов и
школьников на местах их пребывания. Это повторялось из года в год и, в сущности,
не представляло особой проблемы.
Проще говоря, все к этому привыкли и даже научились извлекать
определённую выгоду.
Сейчас был особый случай. Я бы даже сказал из ряда вон выходящий! Дело было в том, мы не знали график движения этого специального поезда. Железнодорожники, искупая свою вину за задержку, решали ещё несколько организационных вопросов.
В тот год в Волгоградской
области работали отряды из Новосибирской,
Кемеровской областей,
Хакасской автономной области и
Тувинской автономной республики. Надо
отдать должное департаменту пассажирских перевозок министерства путей сообщения, они быстро сообразили, что все перечисленные регионы располагаются один за другим по ходу
следования. С какой стати заморачиваться
со штатными поездами,
стоящими в расписании,
бронировать билеты, обеспечивать пересадки и так далее, и тому подобное. Можно поступить проще. Разместить всех в одном составе и высаживать по очереди по мере
прибытия на станцию назначения. Сдаётся
мне, что их начальник, подписывая маршрутный план, воскликнул:
- Гениально!!!
Впрочем, это лишь мои ничем не подкреплённые фантазии. А проблема, тем не менее, была нешуточная. У нормального поезда есть расписание. Плюс, минус два часа, не в счёт. А здесь… Ни номера поезда… Ни его статуса… Ни маршрута следования… Ничего нет!!! Прибавь ко всему этому пятьсот пятьдесят разъярённых, кстати сказать, совершенно справедливо разъярённых, родителей!!!!! За один рабочий день, с момента поступления информации, мой рабочий телефон в буквальном смысле слова поменял цвет с красного на белый. Он не умолкал ни на мгновение. Точнее он не звонил только тогда, когда звонил я сам. Ситуацию осложнял тот факт, что среди ехавших были дети очень высокопоставленных чиновников. Вместо того, чтобы помочь мне хоть как-то разрулить ситуацию, они хором, вместе с другими родителями пили мою кровь.
Тем не менее, за
прошедшие сутки мне удалось многое узнать.
Я выяснил все мыслимые и немыслимые статусы поездов. Оказалось,
они бывают: пассажирскими,
скорыми, туристическими, литерными, почтово-багажными… И каждый из них
движется по своему особому графику. Что
касается интересующего меня поезда,
то, что я узнал, повергло меня в шок. Он по нескольку раз, на протяжении одной дороги менял свой
статус. Проще говоря, узнать время его
прибытия в конечную точку назначения, в
Абакан не представлялось возможным. Я
всю ночь вёл переговоры с диспетчерскими службами всех дорог, по которым должен
был проследовать поезд. Телефонистки
узнавали меня по первым звукам голоса и быстро и безропотно соединяли с нужным
абонентом. В то время ещё не было
автоматической связи и в нормальном режиме соединения приходилось ожидать
часами… Сейчас я использовал все имеющиеся
у меня привилегии… Одна из которых
называлась – первая служебная. Эти два
волшебных слова ускоряли процесс созвонки
до космических скоростей. Всё
было безрезультатно. Меня внимательно
выслушивали, входили в моё положение и
спокойно объясняли. Поскольку поезд идёт
по прямому распоряжению министерства путей сообщения СССР, мне могут сообщить о нём только тогда, когда
он покинет пределы их отделения дороги.
Положение становилось отчаянным! Я плёлся в хвосте ситуации. У меня был некоторый временной запас. При любом раскладе путь от Москвы до Абакана занимает четыре – пять суток. Вот эти сутки разницы меня беспокоили больше всего. Где будут дети коротать эти чёртовы сутки, если я ошибусь и просчитаюсь? Пятьсот километров горной дороги – это для автобуса двенадцать часов пути в один конец. По моему требованию автотранспортники должны были минимум на двое суток снять восемнадцать «Икарусов» с междугородных маршрутов республики. Если по закону, я должен был их уведомить о времени прибытия поезда за месяц!!! В данной ситуации счёт шёл на часы. Пока что я просто не думал об этом. Какая-то заявка, как положено, была им передана, но железнодорожники вначале задержали детей в Волгограде, а сейчас мутили с поездом. Сейчас, после очередной бурной встречи с группой родителей и последовавшей вслед за ней телефонной накачкой из высокого кабинета, я принял решение.
У меня в запасе было ещё два часа до начала рабочего дня в Москве. Разница в поясном времени иногда служит добрую службу. Я закрылся в кабинете, отключил телефон и начал анализировать собранную информацию, которая потребуется в предстоящем разговоре.
Приблизительно за год до настоящих событий, на очередном совещании в Москве, командиры региональных штабов, воспользовавшись тем, что на нём присутствовал заместитель министра
путей сообщения СССР, курирующий
пассажирские перевозки, в буквальном
смысле слова вынудили его дать торжественное обещание лично реагировать на
нештатные ситуации. В качестве
подтверждения серьёзности данного обещания он к концу совещания снабдил всех
присутствующих телефонным справочником министерства, где был и его прямой номер. Учитывая сложившуюся ситуацию, я решил воспользоваться его приглашением.
Дождавшись начала рабочего дня в Москве, я набрал, ставшие за последние сутки практически родными цифры - 07.
- Девушка, будьте добры Москву, - я назвал номер телефона, подтвердил свой номер и, словно заклинание, произнёс:
- Срочно, пожалуйста. Первая служебная…
- Ожидайте, - монотонно, будто автомат, ответила телефонистка и отключилась.
Меня соединили буквально через две минуты… Сердце бешено колотилось, не каждый день приходится разговаривать с заместителем министра союзного значения…
- Слушаю, - голос говорившего был густым и хриплым, что выдавало в нём курильщика с многолетним стажем, либо оратора, вынужденного часто и помногу говорить. Скорее всего, имело место и то и другое…
- Здравствуйте, Владимир Михайлович! Вас беспокоит командир Тувинского республиканского штаба стройотрядов, Антон Борин - на одном дыхании представился я.
- Рассказывай, сынок,- без лишних переходов и, как-то по-отечески отреагировал на меня Владимир Михайлович. Я довольно подробно изложил ему причину моего звонка. Он ни разу не перебил меня. Когда я закончил, он коротко сказал:
- Антон, сынок, побудь на линии, я сейчас разберусь…
Он не отключился, не заблокировал микрофон телефонной трубки, так что я имел возможность слышать его поручения, которые он коротко, он очень чётко раздавал по другим телефонам своим подчинённым… Менее, чем через пять минут я вновь услышал его голос в своей трубке.
- Антон! Сынок! Ты ещё здесь?
- Да, Владимир Михайлович…
- Чего ты переживаешь? Мне тут мои службы подсказывают, да и Волгоград подтверждает, что билеты у твоих орлов от Волгограда до Кызыла, понимаешь ли, брат…
В такие минуты мозг работает с неимоверной скоростью. Я никогда не бывал в кабинете заместителя министра путей сообщения СССР, но я был сыном железнодорожника и имел некоторое представление об их железнодорожных понтах и замашках.
- Владимир Михайлович, - уже спокойно сказал я, - можно ещё секунду Вашего времени?
- Говори…, - его голос посуровел.
- Введите, пожалуйста, маршрут Волгоград – Кызыл в карту, которая у Вас за спиной…
Я до сих пор удивляюсь, как он не послал меня… На некоторое время повисла пауза…
Затем я услышал громкий стук, видимо, от досады он стукнул кулаком по столу и громко, никого и ничего не стесняясь , смачно выругался, адресуя самые нелестные эпитеты в адрес своих подчинённых…
- Ты ещё здесь?, - и, не дожидаясь ответа, ибо знал наверняка, что я никуда не денусь, прорычал
- Я их, … всех …!!! Дай твой контактный телефон. Начальники дорог лично!!!! Слышишь, сынок, ЛИЧНО!!! Будут докладывать тебе о приближении поезда.
Немного успокоившись, он продолжил:
- Так сколько, ты говоришь, там километров от Абакана, до твоего Кызыла?
- Пятьсот, Владимир Михайлович!
- Да-а, уж! Не переживай, сынок, справимся, - уже совсем спокойно закончил он разговор. К концу дня я имел чёткое представление о продвижении состава, о перспективах, в смысле времени, его прибытия в Абакан. Повоевав ещё немного с местными автотранспортниками, решил вопрос с автобусами. В конечном итоге, я ошибся всего на полчаса. Автобусы опоздали только на тридцать минут… Это была победа!
© 2001-2025, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru). При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна. |