Ушел из жизни уникальный специалист-реставратор Буян Семенович Ховалыг

   Пресс-служба Минкультуры Тувы
3 июля 2018 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2018/07/03/ushel-iz-zhizni-unikalnyy-specialist-restavrator-buyan-semenovich-hovalyg.html

Ушел из жизни уникальный специалист-реставратор Буян Семенович ХовалыгЕдинственному в Туве дипломированному и сертифицированному мастеру-настройщику фортепиано и рояля, реставратору было всего 36 лет
Накануне, 1 июля 2018 года, на 37-м году жизни скоропостижно скончался наш коллега, уникальный специалист, единственный на сегодня в республике дипломированный и сертифицированный мастер-настройщик фортепиано и рояля Буян Семенович Ховалыг.
Буян Ховалыг родился 20 декабря 1981 года в Кызыле. В 1997 году окончил Республиканскую школу искусств и поступил в Кызылское училище искусств, получив диплом в 2001 году по специальности «Преподаватель по классу бызаанчы». В 2001-2009годах работал по специальности в родной Республиканской школе искусств.
В 2002 году по предложению Виктора Чигжита, который руководил тогда РШИ, он был приглашен Президентом Союза музыкальных мастеров Сибири Владимиром Бирюковым для обучения по специальности «Мастер-настройщик пианино и фортепиано» в город Новосибирск. К тому времени в Туве из старых мастеров-настройщиков уже никого не осталось. С 2003 года работал мастером-настройщиком роялей в Кызылском колледже искусств им. А.Б. Чыргал-оола. В 2008 г. окончил Восточно-Сибирскую государственную академию культуры и искусства по специальности «Преподаватель, художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива».
Профессия мастера-настройщика увлекла Буяна Ховалыга и после обучения он продолжил повышать свою квалификацию уже самостоятельно, изучая специальную литературу и выезжая на семинары ведущих мастеров-настройщиков Союза музыкальных мастеров Сибири, членом которого он стал. Каждый год он проходил курсы повышения, постоянно участвовал в сибирских, российских и международных семинарах. Молодой мастер настраивал пианино и рояли по всей республике, в ведущих учреждениях культуры, музыкальных и общеобразовательных школах, детских садах и др. Со временем одного ремонта и настройки для его пытливого ума стало мало, и Ховалыг стал изучать создание инструментов, вплоть до состава покрывающих их лаков, что привело его к освоению еще и реставраторского дела. 
Пройдя еще одно обучение в Новосибирске, Буян Ховалыг начал уже полностью восстанавливать обветшавшие инструменты. Одно из его творений - белый рояль в Детской школе искусств имени Нади Рушевой, который мастер практически создал заново, включая необычное белое покрытие. Позднее он так же полностью отреставрировал старинное антикварное фортепиано 19-го века, принадлежавшее историческим личностям: сначала владельцем пианино был сам «Урянхайский граф», как называли известного минусинского купца Георгия Павловича Сафьянова, позднее его сын Иннокентий Сафьянов подарил фортепиано семье знаменитой артистической семье Мунзуков.
Причем сначала при заказе от мастера просили только внешней реставрации, однако профессиональная пытливость Ховалыга потребовала полной доработки - и в результате проведенных им работ старинный инструмент, который проржавел и покрылся трухой, снова зазвучал. Также благодаря его труду снова заиграл рояль, на котором творил тувинский композитор Алексей Боктаевич Чыргал-оол. Теперь рояль стоит в кабинете теории музыки в Кызылском колледже искусств. Если бы не подвижничество Ховалыга, который вдохнул в него новую жизнь, с историческим инструментом пришлось бы попрощаться.
В среде настройщиков подобное мастерство, когда профессионалу доступны секреты как внутренней, так и внешней отделки, стоит на самой высокой ступени. Профессиональные навыки Буяна Ховалыга нашли применение еще и Национальном музее Тувы, где он с другими мастерами-реставраторами воссоздавал уникальные старинные музейные экспонаты. В основном реставрировал музыкальные инструменты, как классические, так и тувинские национальные. 
В работе Буян Семенович использовал новые технологические приемы и режимы обработки материалов для достижения требуемых музыкальных и эстетических характеристик инструмента. Как единственный высококвалифицированный специалист такого рода, он проводил обслуживание филармонических концертов Республиканского, Всероссийского и Международного уровней: ежегодных конкурсов «Радуга искусств», «Дынгылдай» и творческой лаборатории имени Константина Тамдына. Мастер работал не только в городе Кызыле, его часто приглашали для ремонта и настройки музыкальных инструментов в кожууны Тувы, а также в Монголию. О его профессиональном уровне свидетельствовало членство в Союзе Европейских Ассоциаций фортепианных мастеров «Европиано» и Российской Ассоциации фортепианных мастеров.
С годами нагрузка на единственного мастера-настройщика в республике только возрастала, и Буян Семенович подыскал талантливых ребят, уже сам начав обучать молодых настройщиков. К тому моменту за его плечами было полтора десятка лет практики, он знал на память состояние практически всех инструментов в республике. Обучение это непростое – не только из-за сложности работ, но и из-за высокой стоимости рабочих инструментов, которые каждый мастер приобретает самостоятельно, уникальности таких же дорогостоящих деталей, которые приходится заказывать в Москве. Кроме того, основное время работы мастера-настройщика - ночное, когда музыкальный инструмент и помещение свободны от обычной дневной работы. Именно поэтому профессия эта редкая, и специалистов даже по Сибирскому региону - считанное число.
В работе и жизни Буяна Семеновича всегда отличала высокая требовательность к результатам. Он говорил, что хорошим мастером не стать только благодаря наличию сертификата и желанию зарабатывать на своем умении - необходимы стремление сделать свою работу как можно лучше, отрабатывать честно и до конца: "Если будешь делать свое дело хорошо, то люди будут тебя уважать, и ты будешь уважать себя сам". Считал, что главное в профессии - постоянно вкладываться в свое развитие, образование, и это обязательно вернется сторицей. 
За время работы в Национальном музее Буян Ховалыг трижды проходил курсы стажировки в отделе реставрации Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства, специалисты которого всегда отмечали его профессионализм и опыт. В 2017 году в научно-реставрационном центре Монголии Ховалыг изучил мастерство реставрации, обработку и консервацию кожи у монгольских специалистов. В том же году успешно прошел проверку Центральной аттестационной комиссии реставраторов при Министерстве культуры Российской Федерации, получив категорию и допуск к профессиональной реставрации. Сразу же после этого поступила заявка на реставрацию тувинского музыкального инструмента из фондов Красноярского краевого краеведческого музея.
Мастерство, добросовестный труд и личный вклад в развитие профессионального искусства Тувы Буяна Ховалыга получили высокую оценку в виде различных наград: Почетная грамота Министерства культуры Тувы, Почетная грамота Верховного Хурала Тувы, Почетная грамота и Благодарственное письмо от мэрии Кызыла, Почетная грамота Национального музея Тувы и Кызылского колледжа искусств, Благодарность Главы Республики Тыва, медаль "За вклад в развитие города Кызыла".
Тува потеряла редкого специалиста и профессионального мастера, добродушного, отзывчивого и хорошего человека, который пользовался искренним уважением и доверием коллег и заказчиков.
Министерство культуры Тувы выражает глубокие соболезнования родным и близким Буяна Семеновича, разделяя скорбь этой невосполнимой для отрасли культуры республики утраты.
Прощание с Буяном Семеновичем Ховалыгом состоится 4 июля в 12.00 по адресу: Кызыл, улица Московская, д.101 кв. 153.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.