У древней островной крепости Пор-Бажын (Тува) прошел фестиваль народных традиций

   Виктория Салчак, Минкультуры Тувы
29 июня 2017 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2017/06/29/u-drevney-ostrovnoy-kreposti-por-bazhyn-tuva-proshel-festival-narodnyh-tradiciy.html

У древней островной крепости Пор-Бажын (Тува) прошел фестиваль народных традицийДень заезда и знакомств

Любое путешествие начинается с посадки. Тере-Хольский район – земля неблизкая, а дорога к ней лежит через горные перевалы и широкие степи. Жизнь показала, что только отечественный автопром способен освоить практически нетронутые цивилизацией дороги. УАЗ-452, любовно называемый в народе «таблетка», – единственный автобус, на котором можно доехать в вышеназванный район. Именно в таком автобусе и доехал оргкомитет Второго республиканского фестиваля народных традиций «Пор-Бажын – зов предков» до пункта назначения – озера Тере-Хол.

Как и полагается, любая поездка начинается со знакомства. В одной машине навстречу зову предков ехали члены оргкомитета и участники. Это начальник отдела народного творчества Республиканского центра народного творчества и досуга Урана Намгай-оол, главный специалист отдела, Заслуженная артистка Республики Тыва Владлена Томур, столичный предприниматель, педагог и местные жители, которые возвращались домой. Компания собралась разношерстная, поэтому общение получилось насыщенным. Так, кто-то из тере-хольских жителей посоветовал не пропустить рассвет на перевале Каргы, где даже в летний зной на вершинах гор не тает снег. Действительно, рассвет в Тере-Хольском районе – самом высокогорном в Туве – зрелище незабываемое. Несмотря на утренний холод, хотелось выйти и подолгу смотреть на первые лучи солнца, заливающие всё вокруг нежным розовым светом. А аромат свежести утренней тайги, дерзкий окрас невероятно красивых цветов жарки и практически леденящий холод горных речушек ещё долго вызывали в путешественниках возгласы восхищения.

Спустя практически пятнадцать часов автобус наконец прибыл в районный центр Тере-Хольского района – посёлка Кунгуртуг. Первое, что здесь бросается в глаза, точнее в уши, это местный говор. Всем жителям Тувы известно, что у жителей Тере-Хольского района особый говор – напевный, с необычными окончаниями, колоритный, если хотите. И такая же необычная кухня. Голодные и уставшие путники с упоением уплетали горячие пирожки, приготовленные на огне с начинкой из мяча дичи и рыбным фаршем, и «королеву» местных деликатесов – копченую рыбу язь, нежное мясо которой вряд ли кто забудет, единожды вкусив. Именно такими деликатесами членов оргкомитета угощали хозяева фестиваля – администрация Тере-Хольского района. 

День первый, 21 июня: места силы и благих желаний

В каждом районе Тувы есть места силы – горы или другие возвышенности, которые в особом почете у местных жителей. Оваа дагылгазы – церемония освящения таких мест, на вершине, которых, как правило, расположен оваа – искусственно созданная груда камней, символизирующих жертвенник в центре сакрального пространства. Такая церемония проходила на западном берегу озера Тере-Холь. Если открытие фестиваля было запланировано на 22 июня, то 21-ое число стало предисловием к нему. Делегации из районов, подавших заявки на участие в фестивале, уже собрались, познакомились. Поэтому была проведена отдельная культурная программа, началом которой стало ежегодное освящение оваа с участием Камбы-Ламы Тувы Лопсана Гьятсо. Мужчины, поднявшись на холм с оваа, приняли участие в массовом молитвенном чтении. В своих пожеланиях главы семейств и родов желали процветания родной земле, здоровья и душевного спокойствия всем. Продолжилась программа конными скачками и излюбленным занятием тувинских силачей – национальной борьбой «хуреш». В скачках принимали участие лошади местных животноводов. Поэтому ожидания публики в целом оправдались. Первой к финишу прибежала лихая кобылка Орлана Найдана, на седле которой сидел юный всадник 13-летний Доржу Бандан. А среди богатырей самым ловким и сильным стал гость Тере-Хольской земли, представитель Эрзинской делегации, молодой борец Ай-Херел Насык. Завершился первый день концертной программой. Местные творческие коллективы порадовали гостей танцевальными и вокальными номерами, посвященным родному Тере-Холу, Туве и ее приветливому народу.

Приятным завершением дня стало посещение знаменитого целебного источника – аржаана Бояй. Это весьма необычный родник. Вытекая, он образует тут же небольшое грязевое болото. Грязь эта целебная. Как поведали знатоки, чтобы испытать на себе целебных эффект Бояя, необходимо полностью, вплоть до подбородка, погрузиться в грязь, невзирая на довольно прилично низкую температуру грязи. Все-таки вокруг тайга. «Пять минут, и исцеляющая сила девственной природы в тебе и на тебе», - шутили местные жители.

К концу дня все возвращались в свои палатки уставшими, но довольными. По дороге участники фестиваля, особенно те, кто в Тере-Хольском районе впервые, не переставали восхищаться богатством местной флоры и фауны, яркостью звезд над Кунгуртугом и звуками природы. Пение птиц, журчание ручья и лай собак – такие вроде бы привычные звуки слышались по-новому. Они здесь более насыщенные, «более аппетитные». Таким образом, под эти живые мелодии природы завершился первый день, предварявший открытие фестиваля.

От имени организаторов гостей приветствовал председатель Тере-Хольского района Орлан Монгуш:

– Мы до сих пор благодарны министерству культуры Тувы за то, что было принято такое решение – проводить фестиваль «Пор-Бажын – зов предков». Для нас, жителей далекого приграничного района, это очень важно. Данный фестиваль является для нас великолепной возможностью и себя показать, и на других посмотреть. И, конечно, познакомить с одной из жемчужин Тувы – древной крепостью Пор-Бажын. 

День второй, 22 июня: народные традиции и дух соперничества

Фестиваль «Пор-Бажын – зов предков» проходил, согласно положению, в виде конкурса. Командам-участницам предстояло показать народные традиции родного кожууна в творческой обработке: в виде вокального, танцевального, театрализованного номера или целой программы. Популяризация той или иной культурной традиции есть важнейший элемент её сохранения. Старшее поколение должно рассказывать, показывать и приобщать молодёжь к традициям своего народа, чтобы те не забывали корни.

До далекого Тере-Хольского района добрались пять команд, представлявших Сут-Хольский, Тандинский, Чеди-Хольский, Эрзинский районы и собственно хозяева фестиваля. Немного, если учитывать то, что в позапрошлом году первый фестиваль «Пор-Бажын – зов предков» собрал двое больше команд. Но и в этот раз фестиваль удался. Конкурсанты постарались на славу. Так, команда Сут-Хольского района показала, как тувинцы молятся силам природы, прося у них благословления. Для этого, как известно, используют особую ритуальную ложку – девятиглазку. С ее помощью проводится церемония окропления молоком – подношение – четырем сторонам света, духам земли и неба. Также сутхольцы показали обычай привязывания разноцветных лент на деревьях с целью оказания почтения духу местности. Изюминкой их программы стали выступления замечательного певца Мергена Ховалыга, который буквально очаровал публику своим звучным и в то же время мягким, бархатистым голосом. Он пел о славной земле, где живут отзывчивые и гордые люди, - Сут-Хольском районе.

Тандинский район зрителям запомнился духом интернационализма. Творческая группа показала эпоху начала двадцатого века, когда к гостеприимным тувинцам пришел новый народ – русские; как потом эта дружба народов переросли в настоящее братство. В номере посредством песен, танцев и инсценировок было показано, как два народа знакомились и сближались. А зрители громкими аплодисментами приветствовали те музыкальные номера, где артисты тувинской национальности лихо и задорно исполняли русские народные песни и танцевали казачок.

Наиболее насыщенной и полной получилась программа Чеди-Хольского района. Артисты подготовили костюмировано-театрализованное представление, в котором поведали о древней легенде. По поверьям чедихольцев, их гордость – гора Танды-Ула некогда была занята древним свирепым полубогом – драконом по имени Зима. Он, покорив гору, никого не подпускал к ней. А гора богата древесиной, пушниной, кобальтом, золотом. Много смельчаков пытались освободить гору от грозного дракона. И только простой девушке, воплощающей нежность и грацию, удалось покорить холодное сердце древнего змея. Когда красавица пела и танцевала, дракон Зима успокаивался и мирно засыпал. Так гора Танды-Ула стала доступна для охотников и золотодобытчиков.

После конкурсных выступлений члены жюри продолжили работу. По положению, участники фестиваля должны были продемонстрировать мастер-классы. Причём, организаторы не ограничивали участников ни в тематике, ни в выборе формата. Особенно членам конкурсной комиссии пришлись по душе мастер-классы представителей Эрзинского района. Мастерицы показали, как лучше готовить кашу халимак из топленого масла, манки, сушеного творога ааржы и сахара. А готовится лакомство на огне, от чего приобретает неповторимый вкус и аромат. Второй мастер-класс, который подготовили эрзинцы, был посвящен мастерству пошива детской обуви из натуральной кожи. На глазах у изумленных членов жюри женщины Эрзина за считанные минуты сшили внутреннюю часть – носок из войлока для детских сапожек.

Обязательным пунктом конкурсной части была выставка. Всем на обозрение были выставлены множество удивительных поделок – от металлической розы и копии юрты кукольных размеров до обуви ручной работы и шикарной коллекции мехов: лисы, ондатры, овчина. На этом этапе разнообразием впечатлили судейскую коллегию внушительные коллекции Тандинского и Чеди-Хольского районов.

По решению конкурсного жюри, победителями и призерами фестиваля стали следующие команды:

- в номинации «За сохранение традиций» лучшим признан творческий коллектив Тере-Хольского района,

- в номинации «Лучший мастер-класс» выиграли представители Эрзинсокго района,

- в номинации «Лучший голос Пор-Бажына» лучшим определен солист команды Сут-Хольского района Мерген Ховалыг,

- в номинации «За популяризацию культурного наследия» награждена команда Чеди-Хольского района.

А призовые места распределились следующим образом: третье место заняла команда Эрзинского района; «серебро» у Тандинского района. Сильнейшей командой Второго республиканского фестиваля народных культур «Пор-Бажын – зов предков» признан коллектив Чеди-Хольского района, они и стали победителями. Главный приз – Гран-При фестиваля в этот раз никто из команд не завоевал. «Это не повод огорчаться. Напротив, это должно послужить стимулом для совершенствования. Мы уверены, на следующем «Пор-Бажыне» команды с большей силой будут стремиться к тому, чтобы завоевать Гран-При», - считает Владлена Томур, председатель конкурсного жюри. 

День третий, 23 июня: Пор-Бажын собственной персоной

Долгожданный день настал. Утро следующего после фестиваля дня оказался разгруженным. Как раз для экскурсии до крепости Пор-Бажын. Древнее сооружение расположено на острове, поэтому путь к нему лежит через водную гладь. Без лодки тут никак. К счастью, есть среди местных предпринимателей те, кто охотно довозит до острова всех желающих. Самый известный из них – Доржа Никитин, который не просто показывает крепость, а рассказывает местные легенды, связанные с Пор-Бажыном. Например, те, которые не видели крепость, убеждены в том, что она была построена в те стародавние времена, когда вокруг было не озеро, а земля. Так ведь проще строить большие здания. Никитин опроверг эту версию сразу. Доказательство его словам – маленькие ракушки улиток, что видны в основании бывшего сооружения. Для тех, кто не знает, сообщаем: Пор-Бажын – это руины некогда огромного не то дворца, не то крепости времен древних уйгуров. По мнению ученых, сооружение воздвигли в VIII веке. Это одно из самых загадочных археологических памятников Тувы.

Как выглядит крепость? Почему к ней тянет так много людей? А вот почему. С высоты наиболее уцелевших стен крепость напоминает шахматное поле. Огромная квадратная территория поделена на более мелкие квадраты (назовем их дворами). Внутри последних сохранились руины от фундаментов домов. Эти жилые здания, скорее всего, были небольшими, но окружёнными внушительными крепостными стенами. Время, к сожалению, не пощадило крепостные стены. От них остались одни руины. Но и сегодня от них захватывает дух. В голове мелькает мысль о том, что это крепкое высокое здание строили явно с целью защиты, что это больше военное сооружение, и что здесь жил воинственный и смелый народ.

В самом центре территории крепости сохранились руины покоев «царя». Почему? Потому что эта «комната» возвышается над остальными и больше всех по площади. Здесь так и хочется сесть, посмотреть за горизонт и предаться высоким думам, как когда-то почти две тысячи лет назад это делал сам хозяин крепости.

Есть одна легенда. Бытует рассказ о проклятии над археологической группой, которая занималась раскопками. Якобы почти все участники раскопок ушли в мир иной не по своей воле. И что сам руководитель экспедиции, археолог и этнограф Севьян Вайнштейн, возможно, испугавшись, пришел к одному из тувинских монахов, который обладал не только мудростью, но и даром провидца. По поверьям местных, монах тот сказал Севьяну Израилевичу, что это гнев хозяина крепости настиг тех, кто без разрешения потревожил древние руины. Лишь сам Вайнштейн сумел вымолить себе прощение, продолжает легенда. Поэтому он дожил до преклонных лет и умер естественной смертью. В качестве доказательства монах, ни разу не бывавший на Пор-Бажыне, сказал, что практически в центре крепости растет необычное дерево. На нём и сидит грозный хозяин крепости. Действительно, на Пор-Бажыне растет дерево. Единственное. Издалека оно напоминает кедр. Ему бы расти ввысь, ведь ничто не мешает, но верхние ветки каким-то образом искривились и стали расти в стороны. Так родилась и до сих пор здравствует легенда о троне хозяина Пор-Бажына.

Пересказ легенд и сказок, связанных с крепостью, можно продолжать еще долго. Но процесс будет прерван внезапно увиденным – глубокими и широкими бороздами в почве острова. Благо. Пока прибрежных земель. Эти борозды – результат жизнедеятельности ондатр, полуводных грызунов, любителей селиться по берегам пресноводных озёр, рек и каналов. В рацион питания ондатр входит озерная растительность, в том числе прикорневая части растений и корневища. Для жилья это животное строит глубокие норы. Всё это в сумме с большой рождаемостью (в год до 18 детёнышей) делает ондатру напастью островов озера Тере-Холь. 

Приятный бонус: Наадым на Тере-Хольской земле

После шумного фестиваля «Пор-Бажын – зов предков» всё местное население вместе с гостями отправились на районный праздник животноводов Наадым. Конные скачки, национальная борьба «хуреш», церемонии награждения, а главное – долгожданные встречи – такая атмосфера царила на стадионе райцентра Кунгуртуга. Под негромкие аплодисменты, но в сопровождении искренних и широких улыбок героями дня были признаны всадники Айдыс Найдан и Олимпиан Чамыян. Они первыми прискакали к финишу. Айдыс верхом на малорослой лошади, Олимпиан – на статном скакуне. Завершился праздник, конечно же, борьбой «хуреш», в которой приняли участие и гости – представители районных делегаций. Самым сильным, хватким, молниеносным и ловким стал 18-летний Артыш Ооржак, молодой борец из Сут-Хольского района. Именно он сал победителем Наадыма-2017 Тере-Хольского района. Самым трудным поединком для него стал финал, где он встретился с начыном моге Эресом Монгушем. Схватив соперника практически за шкирку, Артыш сильно и резко потянул его к себе. Воспользовавшись замешательством противника, Артыш затем внезапно опрокинул его на землю. Безоговорочная победа.

– Я благодарен за победу, в первую очередь, родным, которые всегда поддерживают меня. Во-вторых, говорю «спасибо» гостеприимным жителям Тере-Хольского района за теплый приём. Тем, кто желает побеждать в национальной борьбе «хуреш», советую не расслабляться и не жалеть себя. Ежедневные тренировки, правильное распределение режима труда и отдыха – вот, что нужно для хорошей физической формы.

 Фестиваль «Пор-Бажын – зов предков» – очередное доказательство того, что Тува – земля живых традиций. Здесь практически каждый житель не просто знает те или иные обряды своего народа, но чтит их, понимает их значение и передает культурное наследие своим детям. Всё больше мужчин принимают участие в ритуалах освящения гор, учат сыновей традиционным мужским занятиям. Всё больше женщин возрождают старинные традиции по ведению хозяйства. Смело можно говорить о том, что в нашей республике всё больше людей осознают, что народная мудрость, наследие предков, народная память – не пустые слова, а образ жизни.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.