Глава Тувы обозначил перед парламентариями успехи и изъяны работы органов власти

   gov.tuva.ru
13 июня 2017 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2017/06/13/glava-tuvy-oboznachil-pered-parlamentariyami-uspehi-i-izyany-raboty-organov-vlasti.html

Глава Тувы обозначил перед парламентариями успехи и изъяны работы органов власти13 июня Глава Тувы Шолбан Кара-оол выступил на заключительном – восьмом заседании шестой (весенней) сессии Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва второго созыва.

- Несмотря на то, что совсем недавно мы представили парламенту полный Отчет о деятельности правительства, посчитал важным принять участие в работе сессии Верховного Хурала. Уважаемый Кан-оол Тимурович! Уважаемые депутаты!

Честно признаться, пришел к Вам проявить уважение и благодарность за совместную работу. Завершает свою работу шестая сессия Верховного Хурала, которую можно охарактеризовать, как достаточно насыщенную и конструктивную. Только за первое полугодие 2017 года принято 48 законов и более 190 парламентских постановлений. Высокой стала доля законодательных инициатив депутатов. Из принятых 48 законов, 32 – разработаны по инициативе депутатского корпуса. Это хороший темп работы, учитывая, что, как правило, большой портфель законопроектов приходится на осеннюю сессию. Поэтому, насыщенный период еще впереди.За 2016 год было принято 113 законов и 452 постановления. Но статистика парламентской деятельности не всегда отражает насыщенность работы депутатов. Я езжу по районам, вижу работу депутатов. Картина разная. Есть депутаты, которые довольно насыщенно работают в части общественных инициатив, поддержки муниципальных программ развития, инициатив, связанных с общественно-массовыми мероприятиями, поддержки религиозных конфессий.

2.JPG

Хочу отметить, коллеги, что мы с вами смогли дать новый импульс реализации в регионе федеральных программ. Например, программе по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Вы знаете, что это проблемный вопрос и, прежде всего, по объективным причинам. Но факт в том, что мы с вами, приняв конституционный закон «О земле», куда внесены поправки, смогли отрегулировать одними из первых в Российской Федерации вопросы по дебюрократизации процедур оформления земельных участков под строительство социально значимых объектов. Нам с вами удалось намного ускорить, например, процедуру согласования для начала строительства объекта.

В прошлом году мы с вами приняли целый пакет законов, направленных на исключение коррупциогенных факторов в деятельности должностных лиц как на республиканском, так и на муниципальном уровнях. Мы работаем на основе этих законов, и имеем возможность регулировать данное направление, заранее упреждая коррупциогенную деятельность некоторых лиц. Нами увольняются конкретные лица, выполняющие те или иные должностные функции, но не отслеживающие, например, соподчиненность по родственным связям.

 

3.JPG

Я хотел бы также поделиться откликом на важность принятия совместных наших решений. Так, недавно представители отрасли связи выражали свою благодарность за снижение административных барьеров при строительстве объектов связи. Заработал закон «О сельских старостах в Республике Тыва», он оказался востребованным и эффективным, особенно в условиях, которые требуют мобилизации населения, преодоления чрезвычайных ситуаций, обеспечения общественного порядка.

Хороший общественный резонанс получила деятельность депутатов по патриотическому воспитанию молодежи. Как никогда мы сейчас сплоченны в связи с некоторыми внешними факторами, поэтому то, что в тренде вот такой деятельности - это здорово. Есть активное сотрудничество с Сибирским федеральным университетом, интересные мероприятия по пропаганде русского языка не только в родной Туве, но и в соседней Монголии, продвижение государственной политики в этой области заслуживает уважения. Необходимо отметить и Дни Верховного Хурала в отдаленных Бай-Тайгинском и Тере-Хольском районах и многие другие дела депутатского корпуса.Уважаемые коллеги! Что касается нашей совместной работы, хотелось бы остановиться на отдельных моментах общего экономического развития республики и финансового блока вопросов. Тем более, что вам сегодня предстоит утвердить отчет об исполнении бюджета 2016 года и внести очередные поправки в нынешний бюджет.

7.JPG

Чуть более месяца назад в республике прошла широкомасштабная кампания по Отчету правительства за 2016 год. Нет смысла повторяться, но на отдельные акценты стоит обратить внимание. Социально-экономическая ситуация в Республике Тыва в январе-декабре 2016 г. характеризовалась: ростом индекса промышленного производства – на 5,3%, индекса производства продукции сельского хозяйства – на 2,5%, объема услуг связи – на 8,0%, среднемесячной начисленной заработной платы одного работника - на 4,7%, это 29 716, 3 рубля. Как видите, положительная тенденция все же сохраняется.

Уменьшилась на 2,8% численность безработных, зарегистрированных в органах государственной службы занятости, и составила 5,2 тыс. человек.

Отмечается снижение по следующим показателям: объем строительных работ на 2,7%; грузооборот – на 39,9%; пассажирооборот – на 6,7%; ввод жилья – на 1,1%; среднедушевые денежные доходы населения республики на 6,6% и составляет 14 242,6 рубля; реальные располагаемые денежные доходы - на 14,1%; объем платных услуг населению - на 1,3%. Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в республике сократилось на 9% и составило 9295 человек.

Коллеги, на заседание сессии я прибыл с аппаратного совещания в правительстве, которое мы проводим по понедельникам в формате видеоконференции с муниципальными руководителями. Сегодня как раз обратил их внимание на вопросы территориального развития. К сожалению, не всегда статус руководителей муниципального уровня соответствует конкретным результатам их работы. Сегодня мы отмечаем снижение деловой активности в районах. Это снижение оборота розничной торговли практически во всех районах, исключая Улуг-Хемский; снижение оборота общественного питания, за исключением Монгун-Тайги, Овюра и Кызыла; снижение объемов грузооборота, в целом по республике почти на 40%, на всех территориях, за исключением Тоджи, Тес-Хема и Чаа-Холя.

 

1.JPG

Думаю, что списывать все на кризис и снижение платежеспособности населения неправильно. Отсутствуют инициативы местных властей по организации регулярной системы пассажирских перевозок. Если говорить о снижении количества предпринимателей, то целый ряд административных действий по стимулированию, поддержке малого и среднего бизнеса и формированию готовых площадок для размещения мини-производств - вполне уместные действия.

Отмечаем, что районы республики практически не имеют программ развития, оперативных планов по их реализации. Собственно говоря, по этому поводу мы инициировали проведение Форума «Тува – 2030». Он пройдет в конце июня текущего года. Приглашаем всех вас на площадки форума. Основная цель – активизировать общество, привлечь его к совместному обсуждению путей развития республики. Правительство предложит свой вариант Стратегии действий, но в большей части, мы нацелены на то, чтобы провести этот форум и обсудить действия с теми, кто будет исполнять эту стратегию в будущем. Чтобы она была "выстрадана" теми, кто придет на этот форум, и кому важен вопрос развития республики.

6.JPG

Конечно, особое внимание мы уделяем вопросам дебюрократизации, например, действий фискального характера. Правительством Республики Тыва был принят ряд мер по уменьшению данной нагрузки. В июле 2015 года вступил в силу закон о «налоговых каникулах». Применяется нулевая налоговая ставка по упрощенной и патентной системе налогообложения для индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после вступления в силу настоящей статьи, и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах. Несмотря на такие беспрецедентные действия, отмечается снижение числа предпринимателей, значит, есть над чем задуматься. До 4 процентов снижена ставка по упрощенной системе налогообложения, если объектом налогообложения являются доходы; расширен перечень видов деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения; с 2016 года с 15 до 7,5 процентов снижается единый налог на вмененный доход в ряде районов.

Таким образом, нам предстоит серьезно поработать на форуме. Предлагаю коллеги, выступить на секциях с содокладами, обсудить задачи. В пленарной части рассмотрим все выводы и предложения, поступившие с секций.

Я до сих пор под впечатлением от встречи с участниками губернаторского проекта "Кыштаг для молодой семьи". Самым молодым участникам всего 21 год. Их решение заняться сельским хозяйством достойно всяческих похвал, но есть и риск. Реализация проекта в 2016 году показала, как успешные моменты, так и изъяны работы органов власти.

9.JPG

В одном поселении необходимо было создать за целый год одно хозяйство. Но были такие, кто не справился с такой задачей. Мы требуем, чтобы такие председатели поселений не занимали свои должности. Точно так же, четыре человека - полномочные представители Правительства были уволены в связи с тем, что не смогли быть результативными в рамках реализации проекта "Кыштаг для молодой семьи". Сейчас стоит вопрос по двум председателям администраций районов, которые допустили явный провал в этом проекте. Он очень востребован. Мобилизация 1 млн. 400 тысяч рублей для каждого из 105 участников проекта - это и ваша поддержка, и одновременно ваша ответственность. Мы вместе должны проследить за его реализацией.

За 5 месяцев 2017 года количество предпринимателей у нас увеличилось на 245 субъектов, из которых 103 – это участники проекта «Кыштаг для молодой семьи». В этом проекте присутствует дискуссия со стороны надзорных структур. Но когда жители сел на своих сходах решают, кто из них больше нуждается в социальной поддержке и сами принимают решение, то практически не остается аргументов. Дискуссия, действительно, существует, мы постараемся со своей стороны отрегулировать реализацию этого проекта, конечно же, в рамках действующего законодательства.

В целом, проектный подход - действенная норма управления. Иногда, правда, он выявляет несогласованность федеральных норм с республиканскими.

Считаю важным обсуждать на парламентских площадках подобные противоречия, имеющиеся в нормотворчестве, в том числе с участием прокуратуры и других заинтересованных ведомств, активно рассказывать о позиции республиканской власти, важности того или иного проекта и находить пути согласования.

Что касается бюджетного процесса. Вы знаете, бюджет республики крайне напряженный. При этом мы стараемся сохранить стабильность основного финансового документа.

В течение последних нескольких лет идет, небольшой, но стабильный рост собственных доходов. По итогам 2016 года он вырос на 13%. В целом, налоговые и неналоговые доходы повысились. Мы вошли в 20-ку регионов, которые обеспечили рост собственных доходов от 10 до 20%.

Снижен госдолг, но по-прежнему, мы еще не располагаем резервом для кредитования. По итогам 2016 года на 2 миллиарда получили больше федеральных средств, чем в предыдущем году. Оптимизировали бюджет более чем на 958 миллионов рублей.

Также по-прежнему, 90% расходов бюджета идет на первоочередные социально значимые расходы, и только 10% – остается на развитие республики.

Вполне обоснованным считаю, что 40% расходов у нас идет на образование. Это отражает наши приоритеты и демографические особенности региона. Это очень значимый тренд. По сути, мы сегодня вкладываемся в будущее. И эффективность этого вложения должна быть на постоянном общественном контроле, в первую очередь, она должна стать предметом парламентского контроля.Также хотелось бы обратить внимание на то, что все органы государственной власти, особенно исполнительной, ощутили на себе ужесточение бюджетной политики. Особенно жесткими стали условия при выделении федеральных субсидий по государственным программам, на строительство конкретных социально значимых объектов. Это касается как сроков сдачи объектов, так и порядка отчетности, условий соглашения. Причиной применяемых штрафов может стать даже опоздание на один день предоставления промежуточного отчета.

IMG_7597 (4).JPGТакие правила не случайны, и не связаны только с ограниченностью средств. Федеральное правительство дает четкий сигнал – регионы должны слезть с бюджетной иглы и переориентироваться на привлечение частных инвестиций. Те 10% на развитие, которые заложены в нашем бюджете, явно не могут обеспечить необходимых нам темпов экономического роста. Тем более, не смогут обеспечить прорывные действия. Все зависит от того, какие условия для инвесторов мы сможем создать, какие площадки приготовить для деловой активности наших земляков. Принятый вами закон «О государственно-частном партнерстве в Республике Тыва» должен эффективно заработать. Это основная и наша общая задача на ближайшее время.

Коллеги, вы знаете ситуацию с уголовными делами в строительной сфере. Где-то есть объективные причины, где-то, действительно, воровство должностных лиц, в том числе подрядных организаций, которые халатно отнеслись к государственным денежным средствам. Моя позиция такова - вор должен быть наказан, а республика развиваться, несмотря ни на что. Обсуждение этих проблем должно проходить в публичном поле, прошу депутатский корпус быть активными.

Коллеги, на сегодняшний день у нас есть целый ряд достижений. Несколько месяцев назад у меня состоялась встреча с премьер-министром Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Он очень хорошо знает, в каких условиях живет республика. В условиях кризиса, я попросил не допустить уменьшения ассигнований и инвестиций в строительную отрасль. Приятно, что мы сошлись во мнениях. Ведь раньше в год на строительную отрасль и капитальный ремонт выделялось всего 400 млн. рублей. Сегодня мы достигли 6,5 млрд. рублей.

В этом году перед нами стоят важные задачи - строительство школы в Кызыле на 825 детей, строительство спортивно-культурного центра в поселке Каа-Хем, который почти три года стоит замороженным, но сейчас у Правительства России появился определенный резерв средств. Поселок Каа-Хем имеет все возможности оживить строительную площадку уже в этом году. Я обратился с просьбой к Дмитрию Анатольевичу профинансировать объект.

Есть у нас школа в селе Ийи-Тал. Понимаю, что самая напряженная ситуация с нехваткой мест в школах имеется в Кызыле. Но нам удалось добиться выделения дополнительных 300 млн. рублей, которых достаточно для строительства школы в сельской местности. По итогам обсуждений с людьми на местах, пришли к мнению, что в рамках проекта "Кыштаг для молодой семьи" требуется школа-интернат с базой для 24-часового пребывания детей. Оказалось, подходит Ийи-Тальская школа. Сегодня это деревянная постройка 1936 года с подпорками в классах. Поэтому решили строить в Ийи-Тале.

Хотел бы озвучить еще один момент, чтобы вы имели возможности говорить об этом своим избирателям. Переадресация федеральной трассы М-54 с юга на запад Тувы – это, безусловно, достижение. Сейчас с данной трассой столицу связывает коммунальный мост. Второй мост находится на некотором отдалении. С появлением 55-й мотострелковой горной бригады, состояние коммунального моста может быть осложнено. После череды землетрясений в 2011-2012 годах мы получили заключение об аварийности этого объекта. Тогда удалось провести реконструкцию на 20 млн. рублей. Сегодня добиваемся строительства нового моста в непосредственной близости. Сегодня Правительством России принято решение поддержать Туву и выделить 200 млн. рублей пока на ремонт действующего объекта.

Я, возможно, слишком конкретные вещи говорю. Сейчас идет жестокая конкуренция между регионами за федеральные инвестиции.

Призываю всех, у кого есть ресурсы и возможности, поддержать наши устремления, направленные на привлечение инвестиций, помогать и развиваться.

Один пример. В 2016 году на дорогу вдоль всей Тувы Кызыл-Шагонар-Чадан-Хандагайты было выделено из республиканского бюджета 22 млн. рубля. Как только она перешла на федеральный уровень, только на содержание и текущий ремонт стало возможным направление более 300 млн. рублей. Я надеюсь, что с улучшением дорожного полотна, мы получим снижение дорожно-транспортных происшествий, но самое главное, что она должна превратиться в артерию экономической жизни.

Сегодня появилась возможность свободнее обсуждать предназначение средств Дорожного фонда. Критических участков у нас немало, но сейчас мы строим дорогу в сторону мараловодческого хозяйства на территории Пий-Хемского района. Делаем это осознанно, прежде всего, так как Росавтодор стимулирует строительство новых дорог.

Тува должна превращаться в туристический регион, это возможно при наличии здесь реперных туристических кластеров. Убежден, как только в августе мы введем обновленную взлетно-посадочную полосу аэропорта, появится потребность в обеспечении высокого качества пассажироперевозок. Так было в Республике Алтай. Как только аэропорт стал современным, республика получила новый импульс туристической привлекательности. Но там сыграло свою роль и пантовое производство, которое нам удалось возродить и у нас, в Туве. Наше новое хощяйство должно стать магнитом для туристов.

В июле вводим в действие новую, современную гостиницу. Инициативы по проведению в летнее время фестиваля русской культуры на Малом Енисее и фестиваля горлового пения должны способствовать тому, чтобы наша туристическая отрасль получила совершенно иной импульс.

Я бы хотел, коллеги, чтобы мы подходили комплексно к вопросам развития родного края. Еще раз приглашаю поучаствовать в форуме "Тува 2030" для детального обсуждения этих вопросов. Будем рады конкретным предложениям.

Уважаемые коллеги, я очень дорожу конструктивным взаимодействием между правительством и парламентом. Знаю, что здесь бывают жесткие дискуссии, иногда побеждают позиции депутатов, иногда - того или иного министра. Хочу поблагодарить Вас за это. Уверен, что ваши летние планы работы в округах будут не менее насыщенными и интересными. Удачного завершения сессионной работы!




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.