В историях о своих дедушках и бабушках, семейных реликвиях - школьники Кызыла представили историю столицы Тувы

   Аяна Биче-оол, Кызыл-неделя, mkyzyl.ru
3 ноября 2014 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2014/11/03/v-istoriyah-o-svoih-dedushkah-i-babushkah-semeynyh-relikviyah-shkolniki-kyzyla-predstavili-istoriyu-stolicy-tuvy.html

В историях о своих дедушках и бабушках, семейных реликвиях - школьники Кызыла представили историю столицы ТувыЧтобы попасть на фронт Иннокентий Петрович Чащухин стер слово «жена» в справке о составе семьи и вписал вместо него «сестра», потому что считал, что семейных могут не взять. Об этом малоизвестном факте вчера на первом городском конкурсе «История моей семьи в истории моего города», организованном Главой города Кызыла Диной Оюн, поведал Иван, правнук Иннокентия Петровича, ученик лицея №15. На защите своей работы он с гордостью рассказывал о своем прадеде, имя которого есть на стеле памяти Площади Победы в Кызыле и навсегда вписано в историю Великой Отечественной войны.

Поступившие на заключительный этап конкурса работы были распределены по возрастным категориям: с 1 по 4 класс, с 5 по 7 класс и с 8 по 11 класс. Защита конкурсных работ проходила в разных классах ЦДО под пристальным вниманием членов жюри, которые оценивали работы по следующим критериям: соответствие работы заявленной теме и номинации, самостоятельность выполнения предоставленной работы, уровень визуализации и технологичность проекта, аргументированность, логичность, последовательность изложения и уровень культуры публичного выступления конкурсанта. 

Наибольшее количество работ – 20 – поступило от учащихся 5-7 классов, участники с 1-го по 4-ый классы представили 18 работ, старшеклассники – 16. По условиям конкурса участники должны были предоставить мультимедийные проекты: альбомы, фоторепортажи, фотоколлажи, видеоролики и мультфильмы по следующим номинациям: «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны», «Традиции моей семьи», «Семейная реликвия», «История моей семьи в истории моего города», «Семейные династии», «Генеалогическое древо моего рода". 

"Здорово, что Глава города объявила такой конкурс, нам удалось разбудить в ребятах интерес к истории своей родной семьи, бабушек и дедушек, - делится член жюри, депутат Хурала представителей Кызыла Долаан Калбак. - Когда я слушал презентации ребят, их рассказы, понимал, что нужно, наверное, сделать этот конкурс республиканским. Это самое действенное патриотическое воспитание"

Работы, представленные на конкурсе, представляли уникальные страницы не только отдельно взятой семьи, но и вехи развития родного города. Было видно, что за каждой презентацией стоит кропотливый труд ребят, их родителей, руководителей, педагогов. По словам члена жюри Анжелики Дитрих, оценивавшей работы школьников 8-11 классов, среди конкурсных проектов были очень познавательные, носящие исследовательский характер, представляющие научную ценность, были и трогательные, вызывающие глубокий эмоциональный отклик. 

В ходе защиты дети рассказывали очень интересные факты из жизни своих предков, родственников, многие из которых известные в республике люди. Ученица школы №2 Ая Бамба представила генеалогическое древо семьи Канчыыр-оол, члены которой представляют династию педагогов в трех поколениях. Данзын-оол Светлана из кызыльской школы №3 выступила в номинации «Семейная реликвия» и презентовала семейный фотоальбом, в котором хранятся фотографии, датированные 1936 годом. 

Не менее интересные проекты представили конкурсанты самой маленькой возрастной группы. Ярко оформленный фоторепортаж о первом профессиональном тувинском операторе Карма Домбуевиче Монгуше представил его внук Эртине Монгуш, учащийся 4 класса лицея №15 города Кызыла. Мальчик представил биографию дедушки, фотографии, на которых основные вехи его трудовой деятельности, рассказ о вкладе дедушки в развитие тувинского телевидения, а значит и в развитие Кызыла. 

Много работ было представлено в номинации «Моя семья в летописи Великой Отечественной войны». Четвероклассница Дадар-оол Даяна представила историю жизни своего прадеда, тувинского добровольца Куржепей Оюна Дуржаповича. Третьеклассник школы №12 Михаил Балчир-оол также поведал о своем прадеде, Викторе Ивановиче Шубине, ушедшим на фронт добровольцем из Тувинской Народной Республики. 

В конкурсе приняли участие дети с ограниченными возможностями здоровья, ученики школы №4, где работает Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. По мнению жюри работы ребят Володи Маады и Тамерлана Ооржака были весьма достойны и ничем не уступали проектам других конкурсантов. Так, третьеклассник этой школы Володя Маады вместе с мамой и под руководством учителя сделал фотоальбом-раскладушку, в котором представил историю своего деда Владимира Сарымбууевича Донгака. Уникальность фотографий в том, что на них кроме людей изображен Кызыл в разные годы его становления. 

Интересную и познавательную презентацию представил Сайын-Белек Шойдук, ученик школы №12 – «История моего имени». Мальчик рассказал об истории возникновения тувинских, монгольских и тибетских имен, которые преобладают среди тувинцев и об их значении. Мальчик рассказал о значении имен всех членов своей семьи, представив их фото в слайд-шоу. Жюри отметило оригинальный подход конкурсанта. 

Историю человека труда, своей прабабушки Ираиды Ивановны Пономаревой, много лет проработавшей в тувинской типографии, отдавшей тувинской полиграфии всю свою жизнь рассказала правнучка Софья Пономарева, ученица школы №3. Девочка рассказала, что гордится своей прабабушкой, в память о которой в семье Пономаревых хранятся 20 книг, напечатанных руками Ираиды Пономаревой. Особенно семья дорожит книжками-малышками, которые тувинская типография выпускала в 70-х годах прошлого столетия. 

Все участники рассказали об истории своих семей, о добрых традициях, семейных реликвиях и о генеалогическом древе своего рода. Награждение победителей конкурса пройдет 6 ноября в 10.00 в арт-центре «Найысылал». 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.