ЛЮДМИЛА МАКЛАКОВА, ВОСПИТАТЕЛЬ РЕЧЕВОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА №29 КЫЗЫЛА: «ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬ САМ ПРОИЗНОСИЛ ЗВУКИ И СЛОВА ПРАВИЛЬНО».

   Газета "Центр Азии"
5 октября 2014 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2014/10/05/lyudmila-maklakova-vospitatel-rechevoy-gruppy-detskogo-sada-29-kyzyla-ochen-vazhno-chtoby-vospitatel-sam-proiznosil-zvuki-i-slova-pravilno.html

ЛЮДМИЛА МАКЛАКОВА, ВОСПИТАТЕЛЬ РЕЧЕВОЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА №29 КЫЗЫЛА: «ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ ВОСПИТАТЕЛЬ САМ ПРОИЗНОСИЛ ЗВУКИ И СЛОВА ПРАВИЛЬНО».– Ошибка, которая особенно раздражает вас в устной и письменной речи, Людмила Валентиновна?

– Когда неправильно произносят и пишут глагол «положить», например: «Витя, ложи эту тетрадь на стол». Нужно четко знать, что этот глагол не употребляется без приставок: положить, наложить, приложить. Чтобы не ошибаться, используя, несуществующий глагол «ложи», нужно употреблять глагол «клади», который, наоборот, не пишется и не произносится с приставками.

Ещё часто ошибаются, когда говорят «хочете» или «хотишь», правильно – хотите, хочешь. А как используют аббревиатуру ФГОС, что означает Федеральный государственный образовательный стандарт? Эта аббревиатура произносится так – «фгос», а не «фэгэос», как многие думают.

Дети нашего детского сада №29 могут сказать неправильно: научилися, получилося, старалися. Сразу же их поправляю и объясняю, что правильно будет только так: научились, получилось, старались.

Режет слух, когда слышу: «ВозбУ́ждено уголовное дело», вместо «ВозбужденО́ уголовное дело». В правоохранительных и судебных структурах работают взрослые и солидные люди с высшим образованием, которые, считаю, не должны так неправильно говорить. 

– Ошибка, которую вы сами постоянно делаете и пытаетесь исправить.

– Раньше ошибалась при произношении слова рефлексия. Ударение ставила то на «и», то на вторую «е». Только недавно заучила, что правильно говорить следует так: «рефлЕ́ксия».

Наш детский сад посещают дети с дефектами речи – не произносят некоторые гласные и согласные звуки. Чтобы это исправить, с ребятами занимается логопед, а мы, воспитатели, эти занятия потом закрепляем, отрабатывая звуки. Проводим и мероприятия по рефлексии – ребенок должен расслабиться и перейти из одного состояния в другое. Поэтому слово «рефлексия» мы используем часто.

Очень важно, чтобы воспитатель сам произносил звуки и слова правильно. 

– Ваше любимое правило русского языка?

– «ЖИ», «ШИ» пиши с буквой «И». Занимаясь с детсадовцами, часто этим правилом пользуюсь, ведь мы готовим детей к школе. Наши воспитанники уже знают, что такое предложение, что оно состоит из слов, а слова – из букв. Усвоили, что предложение всегда начинается с большой буквы. 

– Какого писателя вы считаете эталоном русской словесности?

– Еще в школе открыла для себя Сергея Есенина, очень люблю Михаила Лермонтова, особенно его прозу. Еще нравится Валентин Пикуль, особенно роман «Честь имею». Привлекает слог Эдуарда Тополя. Он очень красиво пишет о Родине. 

– По какому произведению вам было бы интересно написать диктант?

– Мы всем коллективом, проверяя свои знания русского языка, уже писали диктант – по рассказу Ивана Тургенева «Муму». Многим потом было стыдно за свой великий и могучий.

Допустили элементарные ошибки: не знали правил пунктуационного оформления причастных и деепричастных оборотов, разницы в употреблении тире и дефиса. 

– Ваш главный учитель русского языка?

– Моя мама Нина Гавриловна Лучихина. Она работала учителем начальных классов в первой и пятнадцатой кызыльских школах и русским языком со мной занималась серьезно. В нашем доме было много книг, а чтение, как известно, способствует развитию зрительной памяти и грамотности.

Я окончила одиннадцатую школу Кызыла в 1974 году. У меня были прекрасные учителя русского языка: Светлана Васильевна Макарова, Ирина Николаевна Добычина. Повезло мне с преподавателями и в Кызылском государственном педагогическом институте: Регина Рафаиловна Бегзи, Мария Андреевна Хадаханэ. Мария Андреевна так читала лекции, что я слушала, открыв рот.

Филологический факультет по специальности русский язык и литература окончила в 1978 году. Начинала работать в каа-хемском детском саду № 12, потом в детском саду № 31 Кызыла, после устроилась в мой любимый детский сад № 29, где работаю до сих пор. Скоро исполнится тридцать пять лет, как я работаю в дошкольном образовании. 

– Какие орфографические и стилистические оплошности вы замечали в тувинских газетах, журналах, телевизионных и радиопрограммах?

– В блоке рекламы на одном из каналов видела рекламу, сопровождающуюся призывом: «Заключайте договорА́». Пора бы рекламщикам это слово выучить и произносить правильно – договО́ры. Недавно, прогуливаясь по так называемому Тувинскому Арбату, заметила закусочную, на которой крупными буквами написано: «Лола кобаб». Ужас! Что же это за блюдо такое – лола кобаб? Правильно – люля-кебаб, и никак иначе. 

– Монофон – это рассказ, все слова в котором начинаются на одну букву. Составьте по этому принципу хотя бы одно предложение. Ваша буква – «Л».

– Монофон – прекрасная зарядка для ума. Нижегородский писатель, подполковник ФСБ в отставке Николай Культяпов, чьё имя занесено в «Книгу рекордов Гиннеса» стал автором оригинального текста под названием «Ольгин остров» объемом шестнадцать тысяч слов, начинающихся на одну букву «О». К сочинительству его вдохновила присказка про отца Онуфрия и обнаженную Ольгу.

Позже Культяпов побил свой рекорд, написав роман «Приключения пехотинца Павла Петрова» объемом в восемьдесят шесть тысяч слов на букву «П». Писатель заметил, что в «Толковом словаре русского языка» под редакцией Даля больше всего слов именно на «П».

А вот мой монофон. Написала его вместе с ребятами детского сада № 29. «Лепит Лиза ласточку. Ласточка летит легко. Любит Лиза ласковую ласточку-лапочку. Лети-лети, ласточка, лети-лети, любимая. 

– Замечательно, Людмила Валентиновна, а как пишется и что означает слово нигилизм?

– Как писать, знаю. И значение – тоже. Нигилизм – это отрицание установленных норм. 

 Совершенно верно, Людмила Валентиновна. Согласно «Большому толковому словарю русского языка» под редакцией Сергея Кузнецова, нигилизм – это полное отрицание всего: установившихся общественных норм, ценностей, авторитетов.

Теперь ваша очередь: называйте слово, а я попытаюсь правильно написать его и объяснить, что оно значит. 

Людмила Валентиновна озадачила меня словом медиация. Написал правильно, но значение сказать не смог. Людмила Валентиновна объяснила, что медиация – это урегулирование споров без обращения в суд. Теперь буду знать. 

Автор проекта, который будет продолжаться весь 2014 год, объявленный в Туве Годом русского языка, – Надежда Антуфьева. 

Фото:

Людмила Валентиновна Маклакова со своими воспитанниками, которые сами изобразили любимую букву «Л», так как с неё начинается имя Людмила. Кызыл, детский сад № 29. 25 сентября 2014 года. Фото Константина Куцевалова.

О русском языке беседовал Константин КУЦЕВАЛОВ, kos-85@list.ru




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.