Москва: Наследие Нади Рушевой

   Вечерняя Москва
19 февраля 2014 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2014/02/19/moskva-nasledie-nadi-rushevoy.html

Москва: Наследие Нади Рушевой19 февраля в Московском драматическом театре «Сфера» откроется выставка работ художницы Нади Рушевой «Зорко одно лишь сердце…»

Художница прожила чуть более 17 лет и оставила после себя 10 тысяч рисунков, среди которых иллюстрации к романам «Война и мир», «Мастер и Маргарита», «Маленький принц». Свои картины Надя как будто набрасывала — без помарок и исправлений, карандашом, фломастером, иногда даже просто палочкой на снегу. И удивительно точно попадала в образ, в интонацию автора, в эпоху.

— Они появляются как водяные знаки, остается только обвести их карандашом, — говорила юная художница про свои картины.

Надя стала первым иллюстратором романа «Мастер и Маргарита». Когда Елена Булгакова посмотрела на рисунки к произведению ее мужа, то воскликнула:

— Откуда она могла знать, что Михаил рисовал Маргариту с меня! И действительно, в портрете главной героини романа, выполненном 16-летней Надей, узнаются черты Елены Булгаковой, которую девочка никогда не видела.

Сейчас основная часть рисунков Нади Рушевой хранится в Государственном музее имени А. С. Пушкина. Многие работы находятся в мемориальном школьном музее художницы. Из коллекции этого музея работы двух циклов — «Пушкиниана» и «Маленький принц» — до конца марта будут выставляться в театре «Сфера». Идея создать экспозицию возникла у директора музея юной художницы Наталии Усенко.

Иллюстрации к «Маленькому принцу» — чистые и глубокие, как и сама сказка Экзюпери, имя и творчество которого неотделимо от истории «Сферы», ведь спектакль по этому произведению уже более 30 лет не исчезает с афиш.

— В самой природе нашего театра заложено подлинное человеческое общение, искренность чувств, — говорит народный артист России, актер и режиссер «Сферы» Александр Коршунов. — Поэтому работы Нади Рушевой очень близки нам по духу.

Не закончив художественной школы, Надя интуитивно писала так, что искусствоведы, анализируя ее работы, находили в них принципы золотого сечения. Но дело не в технике.

Девочка как будто расшифровала ту самую «сердечную зоркость», которая у каждого читателя, зрителя, человека остается на уровне ощущений и образов.

СПРАВКА

Надя Рушева родилась 31 января 1952 года в Монголии. Ее родители — Наталья Ажикмаа, одна из первых тувинских балерин, и Николай Рушев, театральный художник. В тот же год семья переехала в Москву. 

Рисовать Надя начала в возрасте трёх лет - несмотря на то, что её отец был художником, рисованию её никто не обучал. Однажды Николай Константинович читал вслух "Сказку о царе Салтане", а когда закончил, Надя показала ему 36 иллюстраций, которые успела сделать за это время. Так и повелось – девочка слушала или читала интересные истории и моментально зарисовывала свои впечатления, создавая целые миры с помощью перьевых ручек, фломастеров и цветных мелков. Рисунки рождались без эскизов, она всегда рисовала набело и никогда не пользовалась ластиком. "Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остаётся их чем-нибудь обвести", - говорила Надя.

В 1963 году её рисунки были напечатаны в "Пионерской правде", а ещё год спустя состоялись первые выставки - в редакции журнала "Юность" и в "Клубе искусств" МГУ. Наставником девочки стал скульптор - анималист Василий Ватагин. В последующие годы состоялось ещё 15 персональных выставок Рушевой в Москве, Варшаве, Ленинграде, Польше, Чехословакии, Румынии и Индии. "Браво, Надя, браво!", - написал на одной из её работ итальянский поэт и сказочник Джанни Родари. "Я не знаю другого подобного примера в истории изобразительных искусств. Среди поэтов, музыкантов редко, но были необычайно ранние творческие взрывы, у художников же – никогда. Вся юность у них уходит на студию и освоение мастерства", - писал о ней доктор искусствоведения Алексей Сидоров.

Широкую известность получили Надины иллюстрации к "Войне и миру", "Мастеру и Маргарите", "Маленькому принцу", произведениям Пушкина и мифам Древней Греции. Ей прочили судьбу книжного графика, хотя сама художница мечтала стать художником-мультипликатором - по окончании школы она собиралась поступать во ВГИК. 5 марта 1969 года Надя как обычно собиралась в школу, но внезапно потеряла сознание. Её увезли в Первую Градскую больницу, но спасти не смогли – 6 марта её не стало. Врачи говорили, что это чудо – дожить до 17 лет с врождённой аневризмой сосудов головного мозга. Обычно дети с таким заболеванием живут недолго… После себя Надя оставила более 10 тысяч рисунков, однако точное их количество с трудом поддаётся подсчёту – многие из них были раздарены ей при жизни.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.