Тува. Факелоносец Олимпийского огня Дина Чинова

   Виктория Кондрашова, газета "Тувинская правда"
23 октября 2013 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2013/10/23/tuva-fakelonosec-olimpiyskogo-ognya-dina-chinova.html

Тува. Факелоносец Олимпийского огня Дина ЧиноваЭстафета Олимпийского огня продолжает своё путешествие по стране. Сегодня-завтра факел с главным символом Олимпиады пронесут по улицам городов Кижи, Петрозаводск, Пряжа и Олонец. Как обещают организаторы, расстояние в тысячи километров факел преодолеет на поезде, автомобиле и самолете, в оленьей и собачьей упряжке, на русской тройке и даже внутри гоночного болида «Формулы-1».
Кызыл, как мы уже сообщали, примет Олимпийский огонь 28 ноября. По нашей территории его пронесут более трёх десятков факелоносцев. Среди них — как именитые спортсмены, прославившие республику, так и самые, на первый взгляд, обычные граждане: учителя, врачи, пенсионеры, военные и служащие, студенты и даже школьники. Люди самые разные. Однако каждый из них может послужить для кого-то примером: в учёбе, в спорте, в достижении карьерных высот.
Do you speak English?
Дина ЧИНОВА в когорте тувинских факелоносцев будет представлять учительское сообщество.
Дина Николаевна — единственный учитель английского языка в начальной школе № 8. В её расписании — 38 часов в неделю. Работает она в 19 начальных классах, а это около 260 маленьких учеников. Нагрузка серьёзная — в школе Дина Николаевна с восьми утра до пяти–шести часов вечера: в две смены. Профессия определяет и образ жизни. Дома после работы каждый день — проверка тетрадей, планирование завтрашних уроков. Спать — далеко за полночь. Не каждый выдержит такую нагрузку. А ведь надо ещё поладить с ребятишками, что тоже непросто, особенно на начальном этапе, когда только втягиваешься в профессию, осваиваешь её и примеряешь на себя: а сможешь ли? не ошибся? твоё ль?.. Важно уметь разруливать сложные педагогические ситуации, от которых невозможно застраховаться. Да мало ли их, профессиональных сложностей.
Но Дина — из тех выносливых и упёртых, которые если за дело берутся — доводят его до конца. В школе она уже шестой год. Это первое место её работы, куда она устроилась после окончания Павловского педагогического колледжа, что в Воронежской области. Родом она, кстати, из посёлка Алексеевский Волгоградской области, в Кызыл приехала с мужем — военным — шесть лет назад.
Проехала первый раз по городу на такси — понравилось. Показалось, город красивый, чистый. Сюрприз преподнёс район правого берега, куда молодая семья поселилась. Никак не ожидала Дина, что придётся в городе столкнуться с нехваткой транспорта.
А потом грянула… зима.
— У нас дома таких морозов не бывает, — смеётся Дина. — У нас минус 25 — это уже очень холодно считается. Зима здесь очень суровая. Потом, конечно, привыкла.
Экии, башкы!
Но на этом сюрпризы не закончились. В школе, куда Дина устроилась, ей предстояло привыкать не только к коллективу, но и к работе в иной языковой среде. Оказалось, что в школе есть классы с русским языком обучения и с тувинским. Ребята, по привычке, встретили учительницу классическим у нас «Экии, башкы!»
Они-то учительницу поприветствовали, а она перепугалась: только начала работать, а её уже обзывают какими-то непонятными словами. Бегом к учителям: что же это такое? Педагоги смеются и объясняют: это же с вами поздоровались дети-то.
Подарили Дине учебник по тувинскому языку.
По-тувински Дина ещё не говорит, но в разговорной речи научилась ориентироваться, так что бывает: малышня, что-то недопоняв, ещё между собой пытается разобраться, а учительница услышала и уже повторяет по-русски: так-то и так-то. Дети разевают рты: башкы, а вы разве по-тувински понимаете? Но когда башкы сама пытается что-то сказать на родном её ученикам языке — улыбаются: смешно.
— А вообще ребята хорошие, вежливые, всегда здороваются — молодцы.
Английский разным ребятишкам даётся по-разному. Как правило, подмечает учительница, тем малышам, которые сами по себе жадны до знаний и успевают по всем остальным предметам, хорошо даётся и английский. Уже в первый класс иногда приходят такие детки, которым все особенности произношения даются так, словно они всегда на английском говорили, да вот забыли — а учитель им напомнил. Сложнее приходится стеснительным ребятишкам, которым больших усилий стоит произнести непривычный речевой оборот при всем классе. Такие, бывает, остаются после урока и рассказывают домашнее задание учителю один на один.
— Наверное, таким ребятам дома не хватает общения, — предполагает педагог.
А кому-то просто не хочется учить иностранный. Правда, к третьему — четвёртому классу и такие подтягиваются, начинают понимать, что язык — это важно. Просят у башкы дополнительные задания, записываются в кружок.
Своих малышей, несмотря на их ещё совсем детский возраст, Дина отправляет участвовать в олимпиадах. Не только в школьных, но и в городских они занимают призовые места. А недавно в Интернете молодая учительница нашла международную олимпиаду по английскому языку. А что? Решила попробовать своих воспитанников. Задания оказались очень сложные, проходной балл высокий, однако маленькие англичане из восьмой школы Кызыла показали себя достойно.
5 из 33-х
Сама Дина в школе учила немецкий. Язык давался ей легко, и она даже не задумывалась, какую потом профессию выбирать: всё было очевидно. Впрочем, хотелось-то не в учительство, а куда-нибудь в сферу туризма: выставки, экскурсии, музеи, иностранные туристы… Но с музейным делом не получилось.
— Когда на четвёртом курсе проходили в лагере практику, — рассказывает Дина, — очень понравилось работать с детьми. Общение с ними заряжает позитивом. Они такие непредсказуемые… Работа интересная, не соскучишься.
Учиться Дине пришлось в чисто женском коллективе: в группе было 33 девушки. И сейчас, в начальной школе, в числе педагогов только два мужчины: физкультурник и хореограф. О том, что мужчины в школе не задерживаются, Дина усвоила на опыте своего брата, который тоже выучился на преподавателя физкультуры, но в школе работать не стал: нагрузка большая, зарплата маленькая. Не дело ведь — мужчине надо семью кормить.
Не в чести сейчас профессия учителя у молодёжи вообще: из одногруппниц Дины только пятеро, и она в том числе, ушли в школу. Остальные — кто бизнес организовал, кто в торговлю ушёл. Когда встречают, удивляются: неужели школа тебя устраивает?
— А мне нравится моя профессия, — настаивает Дина. — У нас очень дружный коллектив — мы сразу нашли общий язык, а это немаловажно… И я люблю работать с маленькими детьми.
Добродея
Каждый из нас свято верит, что он не такой, как все. И у каждого эта уверенность выражается по-своему. Некоторые, например, занимают позицию убеждённого наблюдателя жизни, который принципиально не участвует в разного рода мероприятиях «для всех». Такие «нигилисты» пальцем не шевельнут, если им что-то предложат сделать, дескать, мне это не надо, а всю свою энергию направят в критику. Пошумят-пошумят, испортят всем настроение — и вся польза от них.
Дина об этом не задумывается. Однако именно она в школе не даёт спокойно жить таким вот «особенным»: тормошит свою малышню, поднимает весь школьный мир — и ребята приносят из дома книги, подписывают их памятными подписями и дарят библиотеке. Во время другой акции под её руководством малышня дружно конструирует кормушки для птиц, которые потом развешивает в своём микрорайоне. Это она организует своих подопечных, и на 9 мая они с благотворительным концертом выступают перед дедушками и бабушками в доме ветеранов.
Сама Дина в меру своих сил и возможностей помогает ребятишкам из малообеспеченных семей: кому-то учебники купить, кому-то что-то из одежды. Молодёжный парламент объявил о сборе средств пострадавшим от наводнения жителям Дальнего Востока — наша учительница приходит на пункт сбора и вносит свою лепту.
Добрые дела в её расписании — обязательный пункт. Определяет она это так: «С добротой настроена к людям».
Тут и задумаешься — каким смыслом может быть наполнено понятие «не такой, как все».
«Кока-Кола» с сюрпризом
В жизни Дина — обычная молодая женщина. Типичный представитель лучшей половины современной молодёжи. На досуге изучает нейл-арт (искусство рисунка на ногтях). Почитывает книги по психологии. С мужем, который тоже знает язык, дома иногда разговаривают по-английски. Другая совместная деятельность — спорт. По выходным — на стадион, гонять мяч. Каждое утро вместе начинают с зарядки. Муж отжимается, Дина — на скакалке.
— И не лень?
— Нет, что вы, у меня муж такой — с ним не заленишься…
С июля, когда Дине сообщили, что она выбрана в факелоносцы, у них появилось ещё одно совместное занятие: отслеживать все новости предстоящей Олимпиады.
— Получилось так, что купили мы как-то бутылку «Кока-Колы». А на этикетке написано: примите участие в эстафете Олимпийского огня. Прочитали, зашли на сайт в Интернете, подали заявку. Было это в апреле. А уже летом я ехала в автобусе, когда позвонили из Москвы: вас выбрали факелоносцем... Конечно, сначала я подумала, что что-то не так поняла. Сообщила мужу, потом маме.
Сопровождать Дину на её отрезке эстафеты будет группа поддержки из школьных коллег. Готовятся нести флажки и транспаранты.
— Для меня это — возможность присоединиться к грандиозному событию — Олимпийским играм, — считает молодая учительница.
Съездить в феврале в Сочи на саму Олимпиаду Дине очень хочется, но нельзя: работа… заменить некому.


© 2001-2025, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.