Устуу-Хурээ: свобода от несвободы

   Ирина Качан, газета "Плюс Информ", plusinform.ru
31 июля 2013 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2013/07/31/ustuu-huree-svoboda-ot-nesvobody.html

Устуу-Хурээ: свобода от несвободыВо время фестиваля именно в Чадане и его окрестностях бьется сердце Тувы, поэтому там и в то время проявляются все ее исключительные особенности. Например, тувинское время в его правильном понимании.

Опозданий не было!

Это нужно сказать сразу, потому что некоторые неправильно понимают смысл тувинского времени. Во сколько сказали начнется Хороо, во столько и началось. И концерты начинались в положенное время. Впрочем, не совсем. Был назначен первый концерт на пятницу. А не судьба – не было электричества. Поэтому пришлось импровизировать. И выступал только духовой оркестр – им-то электричество не обязательно. Так что Тувинский марш и «Таежная симфония» Токи были именно теми произведениями, которые задали ритм, темп и настроение всему фестивалю.Устуу-Хурээ: свобода от несвободы

Дожди шли каждый вечер, как по расписанию. Но концертам не мешали – на время концертных выступлений они «отключались». То есть все шло, как положено. Пусть и не всегда так, как планировали организаторы.

МузЭнергоТур приехал раньше запланированного. Все правильно – должен же кто-то благоустраивать территорию, и иностранные музыканты пригодились для этого не хуже, чем местные.

Лучшее время для того, чтобы немного побарабанить – любое. Барабаны – особая статья. Под них хорошо идти, хорошо засыпать, хорошо просыпаться. Первые барабаны можно услышать уже в восемь утра. Последние стихают около двух ночи. Впрочем, самые первые звуки в палаточном лагере, как, наверное, и в любом другом, – это «вжиканье» застежек-молний. В первое утро от них и просыпаешься. На второе утро их почти не замечаешь.

Свобода от несвободы

Любой регламент, любая программа предполагают уже некоторую несвободу, некоторое подчинение чему-то заранее заданному. И если эти правила не статьи уголовного или любого другого кодекса, то их вполне можно нарушать. Музыканты МузЭнергоТура поняли это прекрасно.

Великолепная идея появилась у Юрия Льноградского именно в Чадане: собрать хороших музыкантов вместе и прокатить их по российским дорогам – 6700 километров. Кому-то может показаться, что это жестоко по отношению к музыкантам, но сами они претензий не высказывали. Начался тур на фестивале честной музыки «МузЭнерго» в Дубне и закончился в Чадане.

По пути побывали в полутора десятках городов: в Ижевске и Уфе, Екатеринбурге и Челябинске, Новосибирске и Красноярске, да и во многих других городах.

Состав музыкантов был заранее определен: дуэт из Франции - Фред Руде и Аден Блесин, трио «Нарру55» из Воронежа, трио «Леон» - Швейцария-Италия, «Оркестр ветра» из Чили и т.д..

Устуу-Хурээ: свобода от несвободыНо на сцене эти коллективы «в чистом виде» практически не выступали. Объявили трио гитаристов. Очень международное трио: Франция-Бразилия-Чили. Как вместе с ними оказался скрипач? Очень просто, скрипач Леонардо Падовани из Бразилии друг бразильского же гитариста Диоди Карвала. Почему бы им вместе и не сыграть?

Музыканты на сцене уже играют, за кулисами стоит гитарист и подбирает мелодию, которую исполняют. Потом, очевидно, разобрав основную идею, решительно выходит на сцену и присоединяется к выступающим. И никто не удивился, все продолжали петь, играть, делать, что и делали.

Как сказал Юрий Льноградский, с самого начала во время поездки по стране музыканты стали «перекрещиваться», создавать новые коллективы. И поэтому сказать, кто именно выступает сейчас, было практически невозможно.

«В безумном русском стиле»

Но сначала в нормальном тувинском стиле – на металлических конструкциях сцены был завязан кадак. Может быть, просто кому-то дали кадак, а он, чтобы не мешал, повязал его на железку. Но выглядело потрясающе. Сцена стразу стала напоминать оваа.

А то, что на ней происходило, – обрядовые действия. Тем более, что и достаточно оригинальная музыка к этому располагала.

Нам кажется, что темпераментные бразильцы все делают в каком-то быстром сумасшедшем темпе. Но оказывается, насчет сумасшествия мы глубоко ошибаемся. И это видно уже только из одного названия бразильского квартета «Lada A Lado». В разговорном португальском «lado a lado» означает «все вместе». Но в Бразилии популярны дешевые российские «Лады», и «лада» вместо «ладо» делает совсем иным значение выражения, получается «все вместе в безумном русском стиле».

Говорить о том, какая была музыка, – невозможно. Профессор Владимир Чернявский, до недавнего времени директор консерватории, а сейчас оставивший себе только место председателя Союза композиторов, отличал какие-то, по его мнению, слабые моменты. Он – профессор, ему виднее.

Но огромное количество всемирно известных авангардных иностранных и российских музыкантов на сцене под открытым небом на стадионе в Чадане – не такое уж рядовое событие, чтобы можно было перебирать. И рядовые зрители-слушатели не перебирали, а все воспринимали с восторгом.

Впрочем, и зрители были разные. Кто-то сидел на скамеечке и внимал, кто-то прыгал и «отрывался» в свое удовольствие. Очень вежливы, оказывается, чаданские мальчишки. Когда нужно было пробраться к сцене, чтобы сделать пару кадров, они отодвигались и пропускали.

Не только фестиваль

Фестиваль живет своей жизнью. А ведь был он задуман как средство восстановления храма.

Храм уже восстановлен. И кроме Хороо в его честь проводятся и храмовые соревнования – конечно, хуреш и скачки. Поскольку сами монахи еще ими не занимаются, подключилось Министерство по делам молодежи и спорта. Хуреш проходил среди детей разных возрастных групп. В старших группах победил Шойдуп Субудай из Улуг-Хема и Айдаш из Каа-Хема. Будем надеяться, что скоро они станут призерами и взрослых соревнований.

А лучшие кони были из села Шеми – иноходец и рысак Евгения Куулара. Правда, надо сказать, что участников соревнований было не слишком много. Но храмовые соревнования будут проходить и в дальнейшем, во время фестиваля, и, надо полагать, что количество участников увеличится. А там, глядишь, и добавятся соревнования по стрельбе из лука.

И в заключение еще пара штрихов, которые как-то никуда не вошли. Делать на территории фестивальной поляны можно что угодно, но есть и запреты. Первый понятен – «сухой закон». Суть второго сразу и не понять: нельзя прикармливать коршунов. Почему? Оказывается, что в прошлые годы они серьезно поранили несколько человек, одному пришлось зашивать палец, другому – щеку.

И, в качестве бонуса – на обратном пути мы проехали под радугой! Говорят, что такое невозможно, но я это видела. Может быть, это благодаря мастерству шофера Тараачы. А может быть, - отголосок фестиваля «Устуу-Хурээ» - чудеса продолжаются.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.