Словно привет от далеких предков...

   Галина Мурыгина, tuvapravda.ru
4 июля 2013 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2013/07/04/slovno-privet-ot-dalekih-predkov.html

Конеферме племенного генофондного хозяйства по разведению лошадей тувинской породы ГУП «Чодураа» Тес-Хемского района девять лет. Расположена в местечке Шагар-Оъттуг (крапивное место). Над долиной, как стражи местности, — темно-синие хребты Танну-Ола. Они явно сошли с полотен Рериха, но всегдашняя синь неба сегодня занавешена густым строем тяжелых, а потому и низкоплывущих туч-облаков. Время от времени какая-то из них разгружается освежающим дождем.

В июне на ферме доят 30 кобылиц, но учитывая, что в этом году родились 78 жеребят, дойное стадо будет постепенно увеличиваться. За три дойки — немногим более 30 литров маложирного молока, которое тут же поступает в переработку. Ферма уже много лет специализируется на производстве целебного кумыса. Неделю назад рядом с юртой местных жителей Мелестея и Аялги Оюнов, которые и занимаются, в основном, производством этого напитка кочевников и богов, была поставлена еще одна белая юрта, в которой стала жить и одновременно проводить учебные занятия семья, приехавшая из Монголии.

Наша газета уже сообщала, что в республику по приглашению Шолбана Кара-оола прибыла группа этнических тувинцев из соседней страны для того, чтобы помочь возродить традиционные методы хозяйствования, технологии переработки сельскохозяйственного сырья, какими пользовались наши предки. Всего в Туву в результате конкурса (отбор шел нешуточный) прибыли 19 этнических тувинцев из разных аймаков Монголии. Большинство — выходцы из Ценгелского сумона Баянульгийского аймака. Обучающие семинары с практическими занятиями сейчас проходят в семи районах Тувы. Семинаристы — жители этих же районов, которые получают новые (или восстанавливают уже подзабытые) знания за счет средств РЦП «Снижение напряженности на рынке труда в РТ». В списке учеников, которые посещают местечко Шагар-Оъттуг — десять человек.

Семья супругов Хийс оглу Жав, Норов уруу Должин и их 22-летнего сына Жав оглу Хосантай, судя по всему, опытные «многостаночники» — в юрте уже сбраживается кумыс, кобылье молоко находится в больших емкостях, и его время от времени помешивают бышкы — деревянной палкой, на конце которой небольшая крестовина.

Несмотря на то, что прибыли гости немногим более недели назад, результаты их труда — налицо. Несколько человек моют овечью шерсть, приличное количество которой сгружено возле юрты, другая группа эту шерсть (чистую и уже высушенную) теребит, следующая, ловко орудуя железными прутьями, взбивает. Не пройдет и несколько часов, и «на-гора» выйдет какое-то изделие из шерсти: одеяло, войлочный коврик или кошма для утепления стен и крыши юрты. А вот еще одна важная деталь кочевого бы-та — сплетенные из овечьей шерсти крепкие веревки. На первый взгляд, ничего сложного в этих технологиях нет. Но не все оказалось так просто.

Своими впечатлениями делится Хийс оглу Жав. В первую очередь, конечно, теми отличительными признаками, которых не заметили мы. В Монголии, с ее многомиллионным поголовьем скота, переработке шерсти уделяют первостепенное значение — сырье уже на стригальных пунктах получают практически «стерильным» и мыть его перед отправкой на фабрику или для домашнего употребления не нужно. Значит, уменьшаются и материальные, и временные затраты. Стригут овец в Монголии только на специально обустроенных площадках. В отношении качества шерсти Хийс оглу Жав отзывается так:

— По структуре, вот если бы шерсть была не такой грязной, и у нас, и у вас она одинаковая. Полугрубошерстная. Но наши овцы (баятской породы — прим. Г.М.) крупнее, поэтому шерсти с одной овцы настригаем больше, — говорит он.

Спросила — поддерживает ли государство чабанов? Поддерживает. Килограмм овечьей шерсти, если в расчете на рубли, принимают по 50 рублей, и такую же сумму субсидирует государство. Килограмм козьего пуха принимают по 100 рублей, субсидия составляет 60 рублей.

Еще одна новая информация — в Туве веревки плетут преимущественно из конского волоса — длинный и крепкий волос хвоста для этого годится лучше всего. В Монголии же веревки еще мастерят и из овечьей шерсти, которую приготавливают и скручивают особым способом. К районному наадыму, обещают гости, полностью обустроим юрту всем необходимым инвентарем именно так, как это делали еще наши предки. Поскольку разговор все-таки коснулся «наших предков», я не могла не задать еще один вопрос — сохранилась ли в их, сенгелских, семьях, та самая память о малой исторической родине, родовые корни которой все-таки остались в тувинской земле?

Оказывается, Хийс оглу Жав этим вопросом тоже интересовался. Он знает, что его предки вышли когда-то из родового аала Туматов , что в сегодняшнем Овюрском районе, и слышал, что дальние родственники, Туматы, сейчас живут в Чадане. Сам он — из числа шестого поколения Туматов, что живут в Монголии. Жена о своих предках ничего не знает… В семье семеро детей — четверо сыновей и три дочери, одиннадцать внуков. Младшего сына, который закончил среднее техническое учебное заведение вот, взяли с собой, пусть набирается опыта. Семья ведет кочевой образ жизни. 200 голов овец, 20 сарлыков и 10 лошадей нужно пасти…

…Отдельный разговора — о секретах приготовления кумыса. Практически все ингредиенты этого вкусного и целебного напитка у гостей отличаются от используемых у нас. Сыворотку кислотностью 140–160 градусов они привезли из Ценгела, поэтому кумыс созревает быстро, за несколько часов. У тувинских мастеров — за два-три дня. В юрте мы отведали слабокислый напиток. Из этой же емкости нам налили и «на дорожку». Часа через два, уже в машине, мы решили утолить жажду — кумыс оказался холодным, словно из холодильника… День был дождливый и ветреный, но ведь и сидели мы не на открытом воздухе!

Другое существенное отличие — в Монголии кумыс созревает в кожаных мешках, сшитых из тщательно выделанных шкур крупного рогатого скота. В такой натуральной емкости напиток имеет не только особый вкус, но и хранится лучше. Но таких сосудов с собой они не привезли, кумыс в тем не менее, имел необычный и очень приятный горьковатый привкус.

По новой технологии уже приготовлено 100 литров кумыса.

— 30 июня, — сообщает нам директор ГУП «Чодураа» Байлак Сарыглар, — в Кызыле в муздрамтеатре состоялся День Тес-Хема. Все сумоны района привезли в столицу лучшие товары, претендующие войти в программу «Одно село — один продукт». В том числе и «новый» кумыс, и новые веревки, и другие изделия, уже изготовленные под присмотром этнических тувинцев из соседней страны.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.