Село Качык (Тува). Как в раю…

   Ирина Качан, газета "Плюс Информ"
11 июля 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/07/11/selo-kachyk-tuva-kak-v-rayu.html

Село Качык (Тува). Как в раю…Если вам кажется, что в Кызыле чего-то не хватает, что Интернет слишком медленный, маловато аттракционов, нет ночных магазинов и не всегда бывает горячая вода, - поезжайте в Качык, и вы быстро поймете, что Кызыл – это центр цивилизации: Рио-де-Жанейро, Париж и Нью-Йорк в одном флаконе.

Как в раю

В Качыке люди живут, как в раю. Как и в раю, здесь нет полиции, врачей, магазинов, почты, связи и многого другого. Здесь нет много чего. Электричество – есть, от дизельного генератора. Но не всегда. Когда мы туда приехали, генератор не работал. Сотовой связи здесь нет. И просто телефонной связи практически нет. Есть таксофон. Время от времени кто-то едет в Нарын, кладет на карточку сто рублей и жители поселка могут сделать несколько телефонных звонков.

В школе (а школа есть!), говорят, есть Интернет. Но директор школы к этому благу цивилизации никого не пускает, наверное, боится, что могут испортить Интернет.

На нескольких домах есть тарелки спутникового телевидения. Когда работает генератор, и есть электричество, можно посмотреть телевизор.

Фельдшерско-акушерский пункт, конечно, есть. Но без врача. Врач порой приезжает...

В поселке всего 242 жителя, включая грудных детей. Если в школе сделать классы по 25 человек, то на 11 классов не хватит всех жителей, поэтому там школа малокомплектная. Но 9-тиклассная. В некоторых классах по несколько учеников. А всего в сумоне живет 304 человека.

Сложнее жить без магазина. Но и здесь находят выход: когда приезжает почта, привозят деньги для выдачи пенсий, то на этой же машине привозят и разные товары первой необходимости: муку, чай, сахар. За товарами второй необходимости, вероятно, жители поселка ездят в Нарын, или в Эрзин, или, того дальше, аж в сам Кызыл.

Но самое удивительное, что при всем этом - поселок растет. Жители отсюда не уезжают, а наоборот, приезжают. Строятся новые дома. Вы можете задать глупый вопрос: а зачем сюда люди едут? Что может привлекать сюда народ?

Оказывается, все просто: здесь же их родина, их земля, они привыкли жить здесь, здесь пасутся их стада.

И в раю есть проблемы

Недалеко от нынешнего Качыка есть старое село, построенное в 30-40-е годы. От него осталось только несколько фундаментов домов. Когда шло укрупнение, сумоны объединяли, объединяли хозяйства - все в колхозы! Качыкские стада объединяли с нарынскими. Жители переехали в Нарын. Пожилые люди до сих пор вспоминают, как они оказались в другой школе, как соперничали нарынские мальчишки с качыкскими – дело доходило до драк. Как потом мирились, начинали дружить.

Но это объединение явно оказалось надуманным. Качык стал возрождаться, и люди начали возвращаться на родные места. А теперь и сумон Качык отделился от Нарына.

Еще в 80-х годах здесь были только юрты, а теперь вот - самый настоящий поселок. Со своими самыми настоящими проблемами. Далеко за водой ходить - надо пробить скважину. Чтобы сделать скважину - сначала нужны геологические изыскания. А это - деньги, которых у сумона нет.

Прокуратура настаивает на том, чтобы все было как надо. И это правильно. Прокуратура требует освещения улиц. Чтобы через каждые пятьдесят-сто метров стояли фонари. Проблематично, но над этим работают.

В целях противодействия терроризму надо в школе поставить охранную сигнализацию и оборудовать ее громкоговорящей связью. И над этим работают. Хотя, нормальному человеку покажется, что это перебор. Если в поселке нет полиции, кому будет сигнализировать сигнализация? А насчет громкой связи, то «звуковая сигнализация» одного отдельно взятого лица может обеспечить слышимость в пределах практически всего поселка. Если стать на улице и закричать: «Помогите! Спасите!», или «Рятуйте, люди добрые», или «Шымданар! Дузаланар!», в зависимости от языка общения, то тебя услышит весь поселок. Впрочем, кричать лучше на тувинском или монгольском языках. Есть в сумоне люди, которые говорят только на монгольском. Так что террористы, если и доберутся до Качыка, будут мигом обнаружены.

А еще здесь не разработаны и не утверждены программы развития малого и среднего предпринимательства. И нет «средств звуковой сигнализации для оповещения людей на случаи возникновения чрезвычайных ситуаций».

Требуют генплан развития поселка. А как его сделать, если нет геологических изысканий? Все упирается в деньги, которых у поселка практически нет.

Зато летом много молодежи – приезжают студенты и старшеклассники на каникулы. Здесь проводят соревнования по волейболу. А по вечерам ребята упрашивают администрацию, чтобы генератор подольше работал - хочется еще потанцевать. Клуб, хоть и маленький, есть, а значит, есть где проводить танцы. Только вот с электричеством проблемы...

В раю есть и достижения

Растет поголовье скота. Это плюс. Под пленкой пытаются вырастить картошку. Правда, не углядели, на огород зашел скот, так что урожая не дождались. Но попытки будут продолжать. Несмотря на то, что и в начале лета здесь лежит снег, под пленкой можно кое-что вырастить.

Молодежь подрастает. И некоторая ее часть собирается вернуться в село. А это значит, что Качык и дальше будет строиться, увеличиваться. Глядишь, рано или поздно и здесь появятся магазин, почта...
Нынешняя глава сумона – Роза Шагдыр, вместе с мужем жила и работала в Кызыле. Но вот, потянуло в родные места. Теперь она с мужем живет здесь. Маленький домик в центре поселка поделен на две части. Большая часть – администрация сумона. Если зайти в тот же дом с другой стороны – квартира Шагдыров: одна комната и кухня.

Впрочем, лиха беда – начало. И Москва не сразу строилась. Главное, у жителей есть оптимизм и уверенность в будущем.

Дороги героев

Говорят, героям дороги не нужны – только направления. Это относится и к Качыкскому сумону. Героями здесь можно считать всех. Зато направления – куда угодно. До границы – три километра. Те, кто кочуют здесь со своими стадами, должны каждый раз предупреждать пограничников о перекочевке – граница. Порой с нашей стороны кайгалы угоняют у монголов скот - их быстро ловят, и скот возвращают. Порой монгольские удальцы угоняют наши табуны - тут уже, как говорят, скота назад не получишь. Даже если хозяин узнал свой табун, а скот узнал своего хозяина. Даже если тавро стоит на животном - все это не считается. Надо, чтобы на каждого коня или овцу были документы - паспорт для скота. В котором будут указаны приметы, масть и все, что полагается. Нужно ли говорить, что оформлять такие документы сложно, хлопотно, да еще и деньги надо платить? А нет документа - скот монголы не вернут.

По дорогам-направлениям можно ездить на машинах, но не круглый год. Легче - на конях. Если на машине, то придется «геройствовать» всерьез. Наша машина застряла в небольшой речке. Деревьев поблизости нет. Жилья тоже никакого не видно. Мужчины вылезли, чтобы ее вытягивать. Четыре мужчины, которым далеко за 70 и один, мальчишка рядом с ними, - за 50. Я даже фотоаппарат не стала доставать. Подумала: ну, попытаются старички разок-другой, а потом посидим и подождем какую-нибудь другую машину.

Зря подумала - вытащили ведь! А по дороге мы встретили только одну машину, недалеко от села. Она стояла, покинутая шофером и пассажирами, - кончился бензин, вот ее и оставили. На следующий день к ней подвезли бензин и авто добралось до Качыка. С бензином тоже проблемы - никаких заправок поблизости нет, надо запасаться в Эрзине.

На полпути к двум белым юртам

Особенно увлекательной любая поездка становится, если ехать с членом Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Сейчас эта организация после долгого перерыва стала возрождаться, этим летом она уже зарегистрирована в Туве. Ее возглавляет Василий Салчак, сотрудник ТИГИ. Пока не решена проблема с членством, индивидуальным и коллективным, какими будут взносы, но работа уже ведется.
Основная цель ВООПИиК осуществление функций общественного органа охраны объектов культурного наследия: памятников истории и культуры. И по заданию Службы по охране объектов культурного наследия Республики Тува он должен был если и не охранять, то как-то определить, какие именно памятники будут по пути нашего следования.

Проезжая мимо какого-нибудь кургана, например, мы выходили из машины, фотографировали его, определяли его положение географически. С фотографиями все ясно. А вот с определением... Не знаю, как это будет выглядеть в конечном счете, но для себя я определяла так: «два кургана и потом еще один, на полпути от того места, где раньше был поселок, к двум белым юртам, где живет женщина, которая говорит только по-монгольски».

Есть интересный большой курган в центре Нарына. Он немного подкопан, но не раскопан. Это большая разница. В свое время строители взяли здесь немного камней. Но, вроде бы, не повредили само захоронение.

Курганов на нашем пути было много – только успевай вылезать из машины и залезать. А еще была, например, надпись на тибетском языке, фундаменты двух хурээ, довольно старых. Здесь сейчас собираются строить новые хурээ, пока на этом месте только субурганы, но землю для строительства уже освятили.

И вот что интересно. О том, что будет освящение, не передавали по радио. Об этом сказал прихожанам лама. Весть разнеслась быстро, и на освящение пришло очень много людей. Никакого добровольно-принудительного порядка, как на демонстрации не было. Люди шли сами. Сначала надо было посетить священную гору, совершить приношение духам местности, затем уже идти к месту освящения. Много людей, все собрались, как на пикник, с детьми, с угощением. Но и мусора никакого не было! Хотя никто не призывал соблюдать порядок, все понимали, что и как надо делать, и мусор уносили с собой.

Василий Савырович записывал рассказы старожилов, описывал обряды, убранство юрт. Я только успевала фотографировать все подряд. Но не сделала одну очень важную фотографию. Не знаю почему. Может, потому, что такое нужно хранить в памяти, а не на фото. Недалеко от границы с Монголией есть старая полуразрушенная, давно заброшенная кошара. Часть крыши обвалилась. Но рядом с ней стоит неповрежденная коновязь. Есть тувинская поговорка: «Конь умрет - коновязь останется. Отец умрет - сын останется». Эта коновязь была как иллюстрация к поговорке. Как знак того, что все наладится, и в сумоне Качык тоже будет все хорошо.

 




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.