Нургали и Мулла Рамазановы. Отец и сын, которые строили Туву

   Газета "Плюс Информ"
22 июня 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/06/22/nurgali-i-mulla-ramazanovy-otec-i-syn-kotorye-stroili-tuvu.html

Нургали и Мулла Рамазановы. Отец и сын, которые строили ТувуМало кто из нынешних современников помнит слова из когда-то популярной песни Михаила Исаковского: «Вдоль деревни, от избы и до избы, зашагали торопливые столбы; Загудели, заиграли провода, - Мы такого не видали никогда!». Если в СССР электричество вошло в сельские дома еще при Владимире Ленине, почти сразу после революции, то в ТНР электрификация сел и деревень началась чуть позже. Первые провода «потянулись» в отдаленные села в 30-40 годы. Свою «кызыльскую историю» газете «Плюс Информ» рассказал один из первых электромонтажников «Сельэлектро» Мулла Нургалиевич Рамазанов. Сейчас ему 86 лет. Но он помнит, как «тянул» провода в каждый район, чтобы «Лампочка Ильича» засветилась в домах у тувинских сельчан. И рассказал о том, как их большая семья приехала в Туву.

«Узнав, что на Енисее вовсю идет строительство нового города, в 1931 году мой отец - Рамазанов Нургали Салихитдинович - вначале один приехал в Кызыл, как бы на разведку. И хотя с начала строительства первых домов в 1914 году прошло достаточно времени, работы для строителей было много. Посчитав, что в строящемся городе у семьи больше перспектив жить и работать, чем в Минусинском районе, в 1932 году моя мать, я и две моих младших сестры приехали в Кызыл на постоянное местожительство. Нам было лет по 5-6, не больше. Я быстро «схватывал» чужой мне язык, поэтому и неудивительно, что скоро стал понимать и говорить по-тувински. Мой отец устроился работать в хозотдел Министерства внутренних дел. У него в трудовой книжке есть только две записи: о приеме на работу и об уходе на пенсию. А в 1942 году, он, как и сотни советских граждан, ушел из ТНР на войну. Однако их призыв - 1899 года рождения - попал вначале в стройбат, и отец вместе с другими призывниками из Тувы до 1944 года работал на Кемеровском военном заводе №510. А в 1944 году их отправили на фронт. Он без единого ранения (была только контузия) дошел до Берлина, в 1945 году вернулся в Кызыл с грамотами от Сталина, медалью «За взятие Берлина» и снова стал работать строителем, числясь в той же хозчасти МВД. Вот такие, как он, и были первыми строителями нового города.

А я, когда подрос, устроился работать электромонтажником в «Сельэлектро». Уму-разуму учили старшие товарищи. Всю Туву объехал, чтобы в каждом селе появилось электричество. Потом началась война. 229 тувинских добровольцев ушли на фронт. А когда ТНР подписала декларацию о вхождении в состав СССР, я на время был отозван со своей работы в «Сельэлектро». И с 1944 по 1946 год работал в службе спецсвязи. В чем заключалась работа? Мы, фельдъегеря, на лошадях с приисков вывозили золото, которое сдавалось в «Тувазолото». Весь драгоценный металл Тува отдавала для фронта, для Победы. Золото на прииске упаковывалось сначала в холщевый мешок, потом кожаный, все это опечатывалось на месте, все складывалось в специальные торбочки, золотоносный груз привязывался к лошади. И мы, сотрудники спецсвязи, имея только лошадь да револьвер, вывозили драгоценный металл из тайги. Только одно нападение было за все это время на сотрудника спецсвязи. После окончания войны я снова вернулся к профессии электромонтажника и всю свою жизнь город наблюдал с высоты электрического столба. Сестры мои тоже всю жизнь прожили в Кызыле, связав жизнь с Тувой навсегда: Рабига работала в «Оптике», Миджига была актрисой.

И еще я хотел рассказать о самом первом обелиске «Центр Азии», который стоял у Енисея, недалеко от здания пароходства. В виде небольшого постамента с надписью «Центр Азии» этот скромный обелиск простоял там до 1964 года, когда к 20-летию Советской Тувы архитектор Василий Демин построил новый, с творческой задумкой, который он установил именно на то место, где обелиск стоит и сейчас. Правда, через 20 лет - в 1984 г. - монумент был значительно реконструирован, украшен просторными подходами, широким подиумом, разбитым сквером на набережной реки Енисей. Это я уже в газетах читал. Сейчас я почти ничего не вижу, а то бы обязательно сходил к местам своей юности».




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.