Исполняется 120 лет со дня рождения одного из основателей тувинской государственности

   chadan.tuva24.ru
25 апреля 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/04/25/ispolnyaetsya-120-let-so-dnya-rozhdeniya-odnogo-iz-osnovateley-tuvinskoy-gosudarstvennosti.html

Исполняется 120 лет со дня рождения одного из основателей тувинской государственностиСегодня исполняется 120 лет со дня рождения Монгуша Буян-Бадыргы (тув. "Рассеивающий святость»), основоположника тувинской государственности. На сайте Дзун-Хемчикского кожууна размещена биография легендарного гун-нояна (25 апреля 1892 — 22 марта 1932), которую мы приводим полностью.

Буян-Бадыргы родился в местечке Аянгаты Барун-Хемчикского кожууна в семье арата-табунщика Номчуга Монгуша. Он был усыновлен нойоном Хайдыпом (Буурул Ноян) Хемчиксого Даа-кожуна (Даа — это западная часть Тувы, недалеко от кочетовского села Атамановка).

Хайдып был, пожалуй, одной из наиболее ярких и сильных личностей в политической истории Тувы. Встречавшиеся с ним европейские и русские путешественники отмечали его высокую образованность, аристократизм, управленческий талант. Однако Хайдып, судя по всему, не совсем ясно представлял себе масштабы и силу северного соседа… После проигрыша России в русско-японской войне отношение нойона к русским поселенцам резко изменилось, фактически — началось их изгнание. Ситуация обострялась все больше и разрешилась пограничным конфликтом между вооруженными отрядами Хайдыпа и сибирскими казаками. Казаки победили, а Хайдып по приказу китайских властей покончил с собой (за разжигание международной напряженности). Впрочем, по другой версии, он удалился в Тибет, где в медитативном уединении и закончил свою земную жизнь в этом воплощении.[1]

Именно от своего приемного отца Буян-Бадыргы унаследовал остроту ума, чувство собственного достоинства, прекрасные манеры и склонностью к разумным компромиссам. В 1908 году, после смерти приемного отца, он в 16 лет становится клановым вождем — Даа-нойоном. Несмотря на возраст, пользовался заслуженным авторитетом и у тувинцев, и у русских, и у монголов. Современники отмечали его образованность. Буян-Бадыргы был учеником монгольского ламы Оскала Уржута.[2] Он свободно владел, кроме родного, монгольским, тибетским, китайским и русским языками.

В 1912 году, после Синьхайской революции и последовавшего ослабления китайской власти, Буйян Бадыргы оказался среди «русофилов». Существует мнение, что как раз он сочинял обращение к русскому царю Николаю с просьбой о покровительстве, подписанное урянхайским амбын-нойоном, «имеющим от Дайцинского государя чин корпусного командира и павлинье перо и от Великого Российского государства белого государя — одну золотую медаль для ношения на шее и орден Св. Станислава второй степени».

Созыв Хурала и провозглашение независимости Тувы

Ещё до начала учредительного съезда Буян-Бадырг собрал правителей Хемчикского кожууна и разработал проект Конституции, где объявлялся суверенитет Танну-Тува (улус). Проект был предложен наряду с проектом Иннокентия Сафьянова (Эккендея) на рассмотрение съезда и получил одобрение. Буян-Бадыргы председательствовал на тройственной конференции представителей Тувы, России и Монголии в 1924 году и в немалой степени содействовал её успешной работе. По результатам конференции Советский Союз (в 1924) и Монголия (в 1926) признали независимость Тувинского государства.

Политическая деятельность и посты

в 1908 Даа-нойон Хемчикского Даа-кожуна;

в 1921 году Монгуш Буян-Бадыргы был избран в первый состав Правительства республики;

в 1922 году избран заместителем Председателя Совета Министров;

в 1923 году избран Председателем Совета Министров;

в ноябре 1926 года на сессии Малого Хурала его избрали министром финансов республики. С его участием были разработаны и приняты конституции республики 1921, 1923, 1924 1926 годов.

Под его руководством был создан тувинский ревсомол.

Религиозно-просветительская деятельность

Силой авторитета Буян-Бадыргы поддерживал буддизм, активно участвовал в созыве Всетувинского съезда лам. Одно время являлся председателем законодательной комиссии, писал закон о браке и семье.

Семья

Проживал вместе с семьей в Чоон-Хемчикском хошуне в местечке Кадыр-Эл (до 1929 года, пока его не арестовали). У Буяна-Бадыргы не было собственных детей, но в 1910—1920 годах, точно неизвестно, он удочерил годовалую дочку знакомых, назвав её Дембикей.

Арест и смерть

Буян-Бадыргы был арестован в 1929 году, содержался в тюрьме. В марте 1932 года на заседании Политбюро ЦК ТНРП Монгуш Буян-Бадыргы вместе с другими был обвинен в «контрреволюционных бандитско-грабительских» действиях, участии в Хемчикском восстании «черно-желтых» феодалов в 1924 году и расстрелян. Вместе с ним был расстрелян бывший премьер-министр Куулар Дондук.

Монгуш Буян-Бадыргы был реабилитирован в  2007 году Указом Председателя Правительства Тувы Шолбана Кара-оола.

Политическую, а затем и физическую смерть принесли Монгушу Буян-Бадыргы носители нового политического курса Тока, Метс, Чульдум, Таня, Данчай и многие другие. Сам Буян-Бадыргы сказал незадолго до смерти:

«Оореткилээн салгалдарым парлар болду

Оореткилээн салгалдарым ожу болдум»

(«Вскормленные мною — оказались тиграми,

выученным мною — оказался я соперником»).[3]

Завещание Буян Бадыргы

Народ мой, клеветой я обесчещен

Я, даже мыши жизни не лишавший

Я никому зла в жизни не желавший

Дыханием у острия ножа стою

Убьют меня за то, что «феодал»

За то, что я возглавил правительство народа

За то, что в партию народную вступил

За то, что я враг своего народа

Пусть Родиной останется для вас Танды Тыва моя

Поля с обильным щедрым урожаем — вашими

И небо ясное пусть будет вашим небом

Стремительные реки пусть будут с вами

День уличенья лжи наступит непременно

Кровавых тайн разоблаченье обязательно придет

Вернут мне имя доброе и честь

И правоту мою восславить — будет время




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.