Вооруженный юмором - непобедим

   Виктория Кондрашова, газета "Тувинская правда"
1 апреля 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/04/01/vooruzhennyy-yumorom-nepobedim.html

Вооруженный юмором - непобедимКлубу веселых и находчивых гимназии № 5 Кызыла в этом году – 15 лет. Широко отмечать «Южане» не собираются: говорят – не такая уж круглая дата; вот когда исполнится 20 – отметим. Тем временем, бессменные руководители клуба, выпустившие огромное, по их словам, количество поколений кавээнщиков – Ольга Неведрова и Юрий Леушин – уже засобирались «на пенсию». Говорят, нельзя долго руководить молодежным движением, потому что возникает парадокс во взглядах: им смешно, а нам нет.

Сергей Лаптев, Стас Мечин, Очур Кара-Сал, Мерген Макарь, Александр Куулар, Егор Моломдай, Артем Санчай… Из «Южан» вышло много настоящих личностей, влюбленных в КВН. Заразившихся вирусом, определила Ольга НЕВЕДРОВА.

Звёздный труд

– Ольга Дмитриевна, а вы когда заразились этим вирусом?

– Меня сначала заразили словом «надо», когда я закончила институт и в 1991 году пришла в школу. А потом … аппетит приходит во время еды. Хотелось узнавать что-то новое и учить этому детей. Да и потом, ведь в процессе ты не только учишь детей, но и сам у них учишься.

– Чему вы научились?

– Дети учат нас, что люди вокруг такие же, как мы, и нужно воспринимать этот мир мягче, на какие-то вещи не стоит обращать внимание. И – чему я учу их: чтобы получить хороший результат – нужно много-много работать. Я точно знаю, что нужно всегда быть на молодежной волне, независимо от возраста.

А быть на молодежной волне – это как?

– Это значит, слушать музыку современную, смотреть телепередачи, интересоваться молодежными лидерами. Не отвергать их, как мы обычно делаем это в возрасте. На самом деле, есть лица, которые достойны уважения и внимания. Когда мы выходим с юмором в широкие массы, то ведь приходят эти широкие массы не моего возраста, а молодежь, подростки. Поэтому быть в тону- се – это очень важно.

– В основном, получается, что ни звездная личность, то – ваш выпускник.

– Знаете, КВН – это такой тип коллективного творчества, в котором очень трудно быть не звездой. Поэтому можно всех, кто этим занимается, назвать звездами. Даже тех, кто только пробует свои силы.

– А почему «Южане»?

– В 1997 году проходили игры в школе №14. Наша школа выставила две команды: «Новые гимназисты» и «Звезды». «Звезды» заняли первое место, а «Гимназисты» – третье. Победителя отправили в «Океан». Руководителем поехала я. Там, в «Океане», нам и объяснили, что очень важно, чтобы название отвечало каким-то особенностям команды: город, расположение школы, имиджевые национальные особенности и т. д. А наша школа находится в микрорайоне «Южный» – мы и надумали назваться «Южанами». Название оказалось счастливым. Хотя сейчас от нашего клуба выступает еще одна команда, «На вырост». Это полноценная команда, у которой уже есть свои достижения.

Кто пишет репертуар для «Южан»?

– Репертуар рождается в муках и по-разному. Есть дети, например, которым дано писать, а есть те, кому дано играть. Те, которые понимают, что у них лучше получается играть на сцене, не вмешиваются в творческий процесс тех, которые могут писать. Написанием шуток и миниатюр занимается с ребятами Юрий Владимирович Леушин. Чаще всего берется какая-то ситуация, над которой мы пытаемся смеяться. Нужно отметить, что то, что нам смешно, не всегда бывает смешно людям, которые нас окружают. Поэтому задача кавээнщика – сделать из несмешного смешное. Тут совместный труд и того, кто пишет, и кто исполняет: исполнитель должен своим мастерством, артистичностью «добить» шутку.

Учите тувинский, чтобы понимать юмор

– Многие утверждают: у меня, мол, нет чувства юмора. Как вы считаете, так бывает?

– У всех оно есть, только разное. Ведь мы все разные по темпераменту. Кто-то может смеяться тихонько, но внутри – очень громко. Кто-то, наоборот, может очень громко смеяться, не понимая того, над чем, собственно, смеется. Есть люди, которым палец покажи – они будут смеяться. А есть такие, которые долго будут раздумывать над шуткой, раскладывать ее по частям, анализировать… Всё по-разному, но чувство юмора есть у всех, потому что человек вообще способен радоваться жизни. А как мы радуемся? Холерики, например, радуются до слез, меланхолики – потише, но всё равно радуются.

Кто не может стать кавээнщиком?

– Таких нет. А те, кто не могут стать кавээнщиками, они все равно могут в этом деле пригодиться. У меня был класс, в котором учились Александр Куулар, Максим Асланян, Аржаан Куулар, Дмитрий Кривоус, Владимир Трусов, – вот это был класс, в котором все занимались КВНом. Но: одни там пели, другие танцевали, третьи рисовали декорации и были этим счастливы. Всем находилось дело по душе. Мы пробуем всех, кто к нам приходит. Но не все остаются. Потому что над шуткой нужно работать достаточно долго, чтобы она стала отшлифованной и смешной. Кто считает, что это не для него, тот уходит. И мы на таких не обижаемся.

– А как вы работаете над шуткой?

– Сначала ее нужно придумать. Потом найти, кто ее сможет сыграть. Потом – подумать, какими жестами, мимикой ее озвучить, чтобы это получилось нестандартно. Мы часто экспериментируем: даем одну шутку нескольким исполнителям, и оставляем тем, у кого смешно получается. «Уральские пельмени» в интервью говорили, что если у них даже один человек – «за» шутку и говорит, что ее надо ставить в программу, то никто не спорит. Мы, в отличие от «Уральских пельменей», можем сказать: мне не смешно, давайте это уберем. И это будет убрано. На меня многие дети и их родители обижаются, что очень мало хвалю детей, но причины тому есть. Когда ты стоишь на сцене и над тобой все смеются, тебе кажется, что ты такой, вообще, вау, что лучше тебя в мире нет. Бывают случаи звездной болезни, и поэтому мы, как люди взрослые, наученные опытом, знаем, что всего должно быть в меру. И похвалы в том числе. Хотя всех до одного мы любим и всех до одного помним. Даже помним те шутки, с которых они начинали.

– Напомните и нам тоже…

– Зоя Куулар, например, начинала с шутки, которая звучала так: «Меня мама спросила недавно, кого я хочу: братика или сестренку. Как будто могут быть другие варианты!» – понимаете, шутку ведь еще и сыграть надо. Артем Дандар рассказывал: «А мы вчера на «Запорожце» в поход ездили. Представляете – всем классом, на одном «Запорожце»! Ох и весело было…» Когда Сашу Куулара посвящали в капитаны (у нас есть клятва капитанская), Женя Никифоров произнес клятву и ему говорит: а теперь ты повтори три раза. Саша говорит: повторяю. Повисла пауза – и все засмеялись. Так он начинал.

Когда дети выпускаются, мы вручаем им грамоты, в которых написано: «Ударник КВНистического труда». В этих грамотах мы указываем номинации – номера, в которых ребенок был узнаваем и запоминаем. Есть номера, которые мы очень любим. Которые, например, нам подарили или мы увидели. В стенах школы их можно ставить.

Что значит – подарили?

– Например, мы были на каком-то фестивале. Нам понравился какой-то номер, мы спросили: можно его взять? Если можно – то, значит, можно, но на уровне школы.

– А любимые шутки ребят припомните?

– Их очень много… Мы, кстати, отслеживаем весь материал, чтобы он не повторялся. «А теперь – тувинская народная мудрость: вы идете в ушанке и ничего не слышите. Значит – зима, сооктур, ё-моё». Это наша шутка. Когда выступали в «Океане», говорили какие-то фразы на тувинском языке, зал замирал: не поняли… а потом шла реплика: «учите тувинский, чтобы понимать юмор»… «Мы учителю химии сделали химию прямо на голове». «Анна Семенович уже в седьмом классе боялась есть квашеную капусту»… Сейчас у нас основной состав команды учится в 10 классе, и старшие ребята говорят, что более жесткий и серьезный юмор уже надо выставлять. Вроде как в других школах разрешено. Хотя я – самый, наверное, жесткий редактор, многие вещи в школе не пропускаю вообще. Такие, которые, как мне кажется, могут обидеть, неполиткорректны или задевают чье-то достоинство. Но чаще всего наши дети знают, что над политикой, человеческими недостатками, болезнями шутить нельзя.

Это вам не КВН!

– Чем отличаются от сверстников ребята, занимающиеся КВНом?

– Наверное, они более общительны. У них огромное количество друзей. Когда они выходят к доске – это уже мини-спектакль. Мы как руководители часто слышим: «Вот, ваш выходил к доске, и я ему сказала, что это тебе не КВН!» Мы относимся к этому с иронией. Как бывает? Например, мальчик вышел к доске и рассказывал там про зайца так, как будто это был такой интересный материал, что все слушали с открытыми ртами. Это, кстати, был Саша Куулар – он в свое время готовил доклад про кролика. А сейчас у нас есть игрок Тимур Ондар, однажды он не выполнил задание по биологии, вышел к доске и рассказал про акул то, что видел по телевизору, и рассказал это так правдоподобно, что учитель почти поверил. Класс умирал со смеху, но не подавал виду. В общем, эти дети могут себя преподнести. И реализоваться, думаю, они могут по полной программе. Я знаю, что Зоя Куулар сейчас одна из самых ярких студенток-первокурсниц. Потому что когда она рассказывает, аудитория замирает.

– А шутки не списываются с телевизора?

– Нет, за этим следит редактура.

То есть вы отсматриваете всё, что идет по телевизору?

– Стараемся. Ну, а редактура – это же наша передовая КВНовская молодежь, – она не пропускает ничего. Я редактирую только на школьном уровне, а потом, перед выходом на сцену – городскую или республиканскую, редактурой занимаются наши молодежные корифеи – Константин Куцевалов, Сергей Лаптев, Стас Мечин и другие. Очень жестко отслеживают. Это называется работа редакторской группы.

– А вы сами выступали?

– Ну, как все, когда училась в вузе, в Иркутске, я выступала в студенческой команде КВН. Потом, здесь, – в учительской команде КВН. И когда выезжали в «Океан» – в составе команды руководителей.

– Что вам больше нравится – выступать или руководить процессом?

– Мне нравится радоваться за детей. Тому, что у них получается, тому, что ты не напрасно прожил эти годы с ними. Ведь чаще всего это дело не одного года, это три-четыре года, и мы видим, как дети растут, достигают результатов. Я всегда привожу в пример Александра Ермолаева, каким он пришел к нам на кастинг и каким стал потом. Это просто удивительно. Вообще, КВН – это время, желание и терпение. Легких не бывает ни побед, ни шуток. Порой работаешь-работаешь, и к концу уже кажется, что вообще всё не смешно. Но потом выходим на сцену – вроде, народ смеется: ну, значит, смешно…

А у них так говорят

– КВНовские шутки - это специфический вид творчества. За 15 лет он как-то эволюционировал?

– Конечно. Я считаю, что юмор стал жестче. Дальше. Я – ярый противник слова «чо» на сцене. Меня прямо коробит. Но дети убеждают: «А в высшей лиге «чо» говорят!» – вот и всё, что тут скажешь? Я-то учитель, мне самой нельзя «чо» говорить. Конечно, нужно ездить, смотреть, общаться с людьми, зазывать КВНщиков других лиг сюда, чтобы они делились с нами своим опытом. Нам повезло с родителями. При их поддержке мы несколько раз были на юниор-лиге, были на первом международном КВНовском марафоне в Москве…Там мы и сами выступали, и видели обоих Масляковых, и Гусмана. Были на школьных лигах в Новосибирске, несколько раз ездили в «Океан»… В последний раз, когда мы туда ездили, привезли оттуда «Мисс-КВН», ею стала наша Зоя Куулар. В аэропорту к нам подошел мужчина и спрашивает: это вашу девочку вчера по телевизору показывали? Она скромно так отвечает: ну, наверное, меня. Она не считала себя звездой, хотя она – звезда.

– А чем она брала зрителей?

– Наверное, своей уникальностью, непосредственностью. Это человек, которому очень много дали гены. Там есть очень мощная поддержка семьи. И потом, она открыта миру и видит этот мир совершенно иначе.

Знаете, для ребенка, который пишет, сплясать на сцене и постоять там одному – это катастрофа. Как-то я сижу в своей «каморке», а они готовятся, я не мешаю. И слышу, как они настраивают такого мальчика: ты, главное, не стой, делай что-нибудь, хоть что… Может быть, нам покажется, что это по-детски, но для них это сверхзадачи, для ребенка заплясать на сцене – это преодолеть себя.

– То есть, Ольга Дмитриевна, играть в КВН вы бы даже советовали.

– Конечно. У нас мало молодежных движений и инициатив, которые были бы постоянными. Нужны только руководители – молодежные лидеры, которые бы повели за собой. Слава богу, они у нас есть, и я связываю с ними надежды на безоблачное будущее КВНа в нашей республике. У них все должно получиться.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.