Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культур

   По информации Инны Принцевой, gov.tuva.ru, фото Виктории Лачугиной
2 февраля 2012 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2012/02/02/uchitelya-tuvy-gotovyatsya-k-vvedeniyu-novogo-kursa-po-osnovam-religioznyh-kultur.html

Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурРелигиозная культура способна дать мощный импульс развитию национальной и региональной культуры. К этому выводу пришли участники традиционной встречи Председателя Правительства Тувы с педагогическим сообществом республики. Накануне Шагаа, Нового  Года по лунному календарю, учителя истории и обществоведения обсудили введение с 1 сентября 2012 года в школах России нового школьного курса  «Основы религиозных культур и светской этики», методическую готовность к этому.

Программа этого курса была разработана по поручению Президента Российской Федерации. С 2010 года она прошла апробацию в экспериментальном режиме в 19 регионах России.

Поручением об изучении возможностей для введения в школах Тувы истории и основы культуры буддизма Шолбан Кара-оол озадачил Минобразования после посещения Далай-Ламы XIV в конце прошлого года. «Нашему Министерству образования необходимо изучить региональную практику, разработать соответствующие программы, организовать переподготовку учителей с тем,  чтобы с сентября 2012 года задействовать в образовательном процессе воспитательный и мировоззренческий потенциал мировых религий», - подчеркнул на встрече премьер.

Решено учредить грант на лучшую методику преподавания школьного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Еще одним грантом простимулируют разработку методики преподавания тувинского языка в русских классах. О необходимости этого высказались многие педагоги.

«Я за все время своей работы видела много разных реформ в сфере образования, но тот вопрос, который мы сегодня обсуждаем – Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурважнее важного! Важнее всех остальных инноваций, - заявила на встрече учитель русского языка и литературы школы №12 г. Кызыла Елена Григорьевна Тупицына. – Сегодня мы говорим об образовании, о профессии, но в центре всего стоит человек, личность. Есть такое понятие, как «злой гений». Какой бы суммой знаний он не обладал, если он духовно опустошенный человек, то ничего доброго от него ждать нельзя! Есть вечные непреходящие истины. И первая истина – вначале было Слово. Никому не нужно доказывать, насколько слово играет огромную роль. Всем известные слова: словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести! Я знаю, что большинство сидящих здесь в зале учителей это делают всегда – ведут за собой своих воспитанников. Ведут их по правильному пути. Когда коллеги поближе познакомятся с новым курсом преподавания религиозной культуры и светской этики – все безоговорочно поддержат этот новый предмет».

Глава Тувы отметил, что невозможно представить движение вперёд без чёткой программы развития патриотической составляющей, духовно-нравственных аспектов, без всего того, что несёт религиозное чувство.

Преподаватель философии Кызылского автодорожного техникума Галина Агбан заявила, что готова поделиться своим опытом и наработками. Среди учащихся пользуется большим интересом философия мировых религий, которую она уже давно преподает в техникуме. Также она предложила прививать ребятишкам гармоничное двуязычие с дошкольного возраста в детских садах.

«При внедрении данного курса важно обратить внимание на российскую и республиканскую концепции духовно-нравственного Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурвоспитания и развития личности, где основными ценностями выделены базовые национальные и этнические ценности, - считает учитель истории и общества гимназии №5 Лариса Куулар. – Это человек как высшая ценность, семья, труд, культура, природа, патриотизм, образование, здоровье и жизнь человека как ценности. Сегодня в Туве активно возводятся спортивные комплексы, но требуется еще и нравственное, духовное здоровье. Необходимо воспитание, основанное на духовных ценностях».

«Считаю, что курс «Основы религиозной культуры и светской этики» – веление времени, так как проблема сохранения духовно-нравственного и физического здоровья подрастающего поколения является одной из актуальных, - заявила учитель истории и обществознания лицея №15 Аяна Аранчын. –  Введение этого курса сплотит в единое целое школу, семью и общество в едином поиске духовно-нравственных ценностей в заповедях мировых религий и направит на формирование личности, осознающей себя гражданином поликультурной и поликонфессиональной России. Однако для преподавания всех модулей мировой религиозной культуры и светской этики необходима серьезная подготовка и переподготовка учителя. Надеемся, что ученые Тувинского государственного университета, Тувинского института гуманитарных исследований окажут содействие Министерству образования и Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурнауки Республики Тыва в разработке учебных программ для преподавания основ буддийской культуры в школах республики».

«Духовно-нравственное воспитание учащихся давно стало одной из составляющих всей учебно-воспитательной деятельности нашей школы. В поиске духовно-нравственных ценностей, еще в середине девяностых годов, мы обратились к национальным, этническим истокам, т.е. всему тому, что определяет основы духовной жизни нации, духовно-нравственного её опыта, - рассказала методист учебно-методического центра гимназии № 9 Светлана Шулуу-Маадыр. – Сегодня мы готовы к тому, чтобы на основе прогрессивных идей народной педагогики объяснить духовно-нравственные мировых религий в сравнении и сопоставлении.»

Интересное предложение сделал Виктор Нагорный, директор Кызылского училища искусств: «Культура и религия стоят рядом. Мы можем организовать для учащихся прослушивание целых музыкальных циклов, в том числе прекрасных   хоровых произведений религиозного характера. Это и «Рождественские встречи» и многое другое. Ведь музыка основана на любви и религии»

Изучение культуры конфессий России может стать мощным инструментом сохранения единства и согласия ее социума, залогом успешного развития страны и ее национальной безопасности, активного участия каждого в диалоге традиционных религий России. В основе православия, буддизма, иудаизма - при всех различиях и особенностях - лежат базовые, общие моральные, нравственные, Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурдуховные ценности: милосердие, взаимопомощь, правда, справедливость, уважение к старшим, идеалы семьи и труда. Эти ценностные ориентиры невозможно чем-либо заменить, и их нам надо укреплять. Тува – многоконфессиональная республика. В ней мирно сосуществуют разные мировые религии.

В системе образования республики определены основные структурные компоненты механизма введения курса в Республике Тыва: ОРКСЭ вводится через изучение курса «Народоведение» со 2 по 4 класс (первая ступень), с 5 класса (5-7 классы), в содержание которого включены понятия о мировых религиях, традиционный и светский этикет (вторая ступень). В процессе введения нового стандарта предусматривается введение данного курса в основной школе (8-9 классы) через курсы «Мировая религиозная культура», «Основы буддийской философии», «Нравственные ценности православной культуры», «Тенгрианство и шаманизм в культуре номадов», «Светская этика». Принято решение об использовании федеральных программ и учебников на период создания собственных учебных пособий для учащихся, учителей и родителей с учетом многоконфессионального состава республики. Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурПредусматривается создание видеоприложений о мировых религиях на сайтах Института развития национальной школы, Тувинского государственного института повышения квалификации и переподготовки кадров, лаборатории кочевых цивилизаций Тувинского госуниверситета, ТИГИ при Правительстве РТ. Составлен план обучения на курсах повышения квалификации в Тувинском государственном институте повышения квалификации и переподготовки кадров и ГНУ Министерства образования и науки «Институт развития национальной школы».

Прогрессивные идеи и опыт народной педагогики уже внедрены в кызылской гимназии № 9, Шамбалыгской и кызыл-мажалыкской № 2 школах, благодаря инновационному проекту Галины Сундуй и Алевтины Шаалы. В туранской школе № 1 проведён эксперимент по обогащению программы этнокультурным компонентом «Художественная культура русского и тувинского народов» Юрия Некрасова.

В кызылском детском саду № 11 внедрена разработка Натальи Дамба по развитию тувинской речи детей дошкольного возраста. Всеми результатами инновационной деятельности пользуются школы Тувы. Тувинско-русский билингвизм развивают в кызылской гимназии № 5 и первой кызыл-мажалыкской школе, здесь в ходе эксперимента создаются и проходят апробацию в учебно-воспитательном процессе двуязычные тувинско-русские и русско-тувинские тематические терминологические словари.

Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурПродолжается сетевой проект «Ландшафт Тувы: двуязычный толковый словарь с электронными приложениями». Творческие группы школ и ученые собирают и систематизируют электронные дидактические материалы - для использования на уроках тувинского языка и литературы, географии и истории Тувы.

Этим летом участники эксперимента отправятся в полевые экспедиции для фотосъемок географических объектов, составления картотеки лексики ландшафтов, сбора гербариев, мифов и легенд о возникновении имён географических объектов. В кызылской гимназии № 5 г. русскоязычных школьников стали обучать тувинскому языку: создана учебная программа для начальных классов, есть уже рабочие тетради и рукописи учебника «Тувинский язык», тувинско-русского и русско-тувинского словарей для начальной школы, подготовлен к изданию сборник текстов для внеклассного чтения.

Учителя Тувы готовятся к введению нового курса по основам религиозных культурВ этом учебном году вводится блок новых образовательных программ по тувинской литературе в 9-11 гуманитарных и негуманитарных классов, в частности, в туранской школе № 2 и ак-довуракской № 2. Одновременно готовятся учебно-методические комплексы, в состав которых входят учебные программы, учебники, рабочие тетради, методические указания для учителей, дополнительные дидактические материалы, примерные поурочные планы. В инновационном процессе участвовала школа Сизима с проектом «Духовное чтение на материалах церковно-славянской литературы». Произведения старославянской литературы - уникальный материал для внеклассной деятельности и изучения старославянского языка.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.