Тувинский ученый книгу о духовно-культурных связях Евразийского кочевничества

   Aлександр Филатенко
7 декабря 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/12/07/tuvinskiy-uchenyy-knigu-o-duhovno-kulturnyh-svyazyah-evraziyskogo-kochevnichestva.html

Тувинский ученый книгу о духовно-культурных связях Евразийского кочевничестваМосковское издательство “MOBYpublishing” выпустило в свет книгу доктора исторических наук, профессора ТувГУ  Николая Абаева «Влияние тенгрианства на экологическую  культуру и этногенез тюрко-монгольских народов Алтай-Байкалии».

Книга предназначена для всех, кто интересуется  историей культуры и религии тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая. Новое исследование о духовно-культурных основах Евразийского кочевничества написано достаточно доступным литературным языком и будет представлять интерес не только для ученых, специализирующихся в  области номадистики и религиоведения,  но и для широкого круга читателей.

В монографии рассматриваются философско-методологические вопросы изучения тэнгрианской цивилизации в свете теории самоорганизации и социальной синергетики, исследуются проблемы влияния тэнгрианства на этнокультурогенез тюрко-монгольских народов Центральной Азии и Саяно-Алтая, на формирование и развитие экологической культуры в «кочевой» цивилизации.

Особое внимание в книге уделяется влиянию архаических верований и культов тюрко-монгольских народов Внутренней Азии, а также тэнгрианства и буддизма на экологическую культуру в кочевнической цивилизации. Автор стремился, прежде всего, показать, что тэнгрианская цивилизация - это не только и не столько определенный хозяйственно-культурный уклад, сколько духовный феномен с идеалом почти даосского "странничества" в беспредельном Космосе, особая свобода духа, выразившаяся в том числе и у казачества, которое явно связано с этим евразийским цивилизационным феноменом.

«Про все мировые цивилизации говорят, что определяющую роль в их формировании сыграла та или иная мировая религия, или национальная (буддийская цивилизация, конфуцианская, мусульманская, христианская и т.д.), но тэнгрианству, которое задолго до ислама, христианства и буддизма определяло духовное и культурное развитие центральной номадической части Евразии, отказывали до недавнего времени в статусе отдельной цивилизации, хотя именно от него, как я и постарался показать, произошли многие цивилизационные культуры Евразийского мегаконтинент», - сказал в эксклюзивном интервью корреспонденту ИА «Тува-Онлайн» Николай Абаев.

По его мнению, термины "кочевник", "кочевая" есть неудачный, грубый перевод греческого "номад", что означает буквально "пастух". Пастух не обязательно кочует, просто он более свободен в своем передвижении, но, вместе с тем, центрально-азиатские номады очень привязаны к родной земле, своим священным горам, что есть характерная черта тэнгрианства, как и более высокий уровень социальной самоорганизации, саморегуляции и духовности, носящей космический характер, как в даосизме и дзэн-буддизме. При этом тюрко-монголы, сразу перешедшие к особой цивилизации с имперскими формами государственности, совмещенными с конфедеративными формами социальной самоорганизации (союзы племен, родов, кланов и т.д.), почти одновременно переходят и к мировой религии, и к имперской форме государственности, но сохраняя более архаичные социокультурные традиции, в том числе элементы первобытного «шаманства», которому европоцентристы придали слишком большое значение, тем самым «унизив» тэнгрианские этносы до «малых» народов Сибири и Дальнего Востока, которые до Новейшего Времени действительно находились в первобытном состоянии.

Как отмечает ответственный  редактор, руководитель российского представительства Центра традиционных даосских учений (США)  Евгений Цукерман, выводы автора, в частности, объясняют удивительные совпадения в философско-методологических и метафизических основах между современной синергетической парадигмой, даосизмом, дзэн-буддизмом и воинственной тэнгрианской религией Чингисхана, который, как известно, серьезно интересовался даосизмом и даже читал в оригинале даосские тексты, а его внуки сделали тибетский буддизм государственной религией. Примерно такая же парадигма самоорганизации и саморегуляции легла в основу самурайского дзэн-буддизма (с добавлением синтоизма, который, однако же, является японским национальным вариантом все того же нашего евразийского тэнгрианства). И таких удивительных совпадений, свидетельствующих о том, что как по своим этногенетическим, так и духовным корням «все мы - сибиряки с горы Шумеру», в данной книге очень много.

В своем отзыве об этой книге один из рецензентов, заведующий кафедрой философии ТГУ Владимир Фельдман пишет: «Метафизичность тэнгрианства в представлении автора исследования являет собой некое бытие супранатуральной духовности, обладающей колоссальной творческой энергией и возможностью созидания качественной определенности настоящего, закладывающей ростки потенциального будущего».  Большую  значимость и эвристическую ценность рецензируемой монографии  отмечала  и зам. директора ТИГИ при  Правительстве РТ Марианна. Харунова: «Актуальность монографии Николая Абаева несомненна и, безусловно, имеет важное научно-практическое значение. В данной работе предлагается анализ конкретных социокультурных механизмов сохранения  преемственности традиционного общества тюрко-монгольских народов Центральной и Северо-Восточной части Евразии».




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.