В Туве 177 детей с ограниченными возможностями получают дистанционное образование

   Инна Принцева, газета "Тувинская правда", tuvpravda.ru
20 сентября 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/09/20/v-tuve-dlya-177-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-organizovano-distancionnoe-obrazovanie.html

В Туве 177 детей с ограниченными возможностями получают дистанционное образованиеМальчик Сылдыс, живущий в эрзинском селе, страдает церебральным параличом. Ему было бы трудно, почти невозможно, учиться в обычной школе: он плохо передвигается, его движения нескоординированы. Но интеллект сохранен. Сылдыс тонко чувствует и глубоко переживает свою вынужденную изоляцию. Сёстры и братья учатся в школе, а к нему учитель приходит домой…

Ещё несколько лет назад мальчик едва смог бы получить полноценное образование. Сейчас всё изменилось: Сылдыс вдруг стал сказочно богат. Его учебное место в скромном деревенском доме оборудовано компьютером, сканером, принтером, веб-камерой, комплектом компьютерных датчиков, цифровым микроскопом, робо-лабораторией, планшетом для электронных уроков рисования. Дома появился высокоскоростной спутниковый Интернет. Программы строгие – из игр только шахматы.

Удивительно, как быстро Сылдыс освоил все эти технические премудрости. Он непринуждённо общается с помощью Skype с учителями, которые из самагалтайской школы № 2 дают ему видеоуроки. Самагалтайские и эрзинские педагоги хвалят Сылдыса: целеустремлённый, старательный, как сейчас модно говорить, «мотивированный». Он делает быстрые успехи в совершенно новой для него области и сейчас хочет стать учителем информатики. И такая возможность у него в перспективе есть.

Вопросы развития дистанционного образования детей-инвалидов в России стали решать в 2009 году в рамках приоритетного национального проекта «Образование», инициированного лидером партии «Единая Россия» Владимиром Путиным. И в концепции модернизации российского образования заявлен принцип равного доступа молодых людей к полноценному качественному образованию «в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания и состояния здоровья».

Раньше дети, которые по состоянию здоровья обучались на дому, находились в очень невыгодном положении. Надомная форма обучения – это почти неизбежная изоляция ребенка, дефицит общения, замкнутость, невозможность найти своё место в обществе. Помощь таким ребятам – одна из важнейших задач российского образования.

Федеральный оператор проекта дистанционного обучения детей-инвалидов – Центр образования «Технологии обучения» в Москве, где разработан электронный образовательный ресурс i-школа. Важной особенностью специальной учебной среды является то, что она создает и хранит портфолио каждого ребенка: все сданные им задания, все оценки и комментарии учителя к работам. Учитель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки хранятся в сводной электронной ведомости.

Региональный оператор проекта в нашей республике – Тувинский государственный институт переподготовки и повышения квалификации кадров Министерства образования и науки республики, где создан Центр дистанционного обучения детей-инвалидов. В 2009 году в Кызыле появилась экспериментальная площадка, i-школа на базе школы № 4. Возможность обучаться дистанционно получили 29 детей. Сейчас там занимаются 54 ребенка, успешно осваивающих программу общеобразовательной школы.

За два года ресурсные центры были созданы в самагалтайской школе № 2 – отсюда педагоги дают уроки детям Тес-Хемского, Эрзинского, Тандинского, Пий-Хемского, Каа-Хемского, Кызылского и Тоджинского районов; в кызыл-мажалыкской № 1. Это для детей из Ак-Довурака, Барун-Хемчика, Бай-Тайги, Овюра и Монгун-Тайги. А еще – в шагонарской школе № 1, для ребят Улуг-Хемского, Дзун-Хемчикского, Чаа-Хольского, Сут-Хольского и Чеди-Хольского районов.

Это было очень непросто – создать единую информационно-образовательную площадку для больных детей, их родителей и учителей. Сотрудники тувинского регионального центра вот уже два года живут в командировках, устанавливают и отлаживают роскошное, дорогое компьютерное оборудование, адаптированное для детей с разными пороками развития. Это техническое «вооружение» даёт мальчикам и девочкам возможность полноценной учёбы, общения и взаимодействия друг с другом, взрослыми, социальными институтами, профессиональной и социальной ориентации.

В прошлом году возможность дистанционного обучения в Туве имели 157 детей с ограниченными возможностями здоровья. В этом учебном году оборудование поставят ещё 20 ученикам.

Саяна Сат, руководитель регионального центра, обычно очень серьёзная, общаясь с детьми, сияет девчоночьей улыбкой. Саяна Кок-ооловна – профессиональный программист, человек, полностью погружённый в профессию. Тут – «совпадение» дела и мечты. Мы в Самагалтайском центре дистанционного обучения, куда Саяна привезла дополнительное оборудование. В просторном светлом кабинете рабочие места оборудованы для 12 учителей-предметников.

Саяна Сат:

– Ещё несколько лет назад мы не могли и мечтать о компьютерной технике такого высокого класса. И тут выигрывают не только дети: вместе с ними компьютерным технологиям учатся сами педагоги. Кроме того, дети обычно занимаются не одни, дома им помогают родители, сёстры, братья, иногда даже дедушки и бабушки. И таким образом семья «втягивается» в учебный процесс, укрепляется связь со школой, с другими семьями, которые имеют те же проблемы.

В прошлом учебном году на компьютерное оборудование для детей с ограниченными возможностями здоровья и их «дистанционных» учителей в Туве было израсходовано более 36 миллионов рублей – без учёта средств на интернет-трафик. Это – федеральные средства, выделенные в рамках ПНП «Образование».




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.