В Туве списанный рояль после реставрации стал "Господином Роялем" и переехал в музыкальную школу

   Ирина Качан, plusinform.ru, фото Виталия Шайфулина
9 июня 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/06/09/v-tuve-spisannyy-royal-posle-restavracii-stal-gospodinom-royalem-i-pereehal-v-muzykalnuyu-shkolu.html

В Туве списанный рояль после реставрации стал "Господином Роялем" и переехал в музыкальную школуФестиваль «Музыкальное лето в Туве» закончился. Пять насыщенных дней. Они прошли очень быстро, и не всегда аудитория могла вместить всех желающих. На концерте «Господин рояль» в конференц-зале Национального музея, например, мест точно не хватало.
Концерт назывался «Господин рояль», но «королевская кровь» инструмента так явно давала о себе знать, что и обращаться к нему просто «господин» было как-то неловко. Ну а на «величество» не потянул, потому что маленький и белый…
Перед концертом Екатерина Карелина рассказала историю рояля. Не этого - рояля вообще. Монохорд, клавикорды, клавесин. В самом начале 18 века появляется фортепиано. Создатель нового инструмента Бартоломео Кристофори после разговора с Бахом безжалостно расколотил молотком свое детище. Все для того, чтобы создать другой инструмент, достойный талантов его нового почитателя. Это изобретение изменило характер всей европейской музыки, которая является важной частью мировой культуры.
А сам рояль, такой, каким мы его привычно представляем, явление совсем недавнего времени - середины 19 века.
Чем можно было удивить публику после поэтичного, романтичного повествования Екатерины Карелиной? Только историей реставрации самого рояля - виновника торжества.
История, которую рассказал мастер-реставратор Буян Ховалыг, была менее романтичной, но более экзотичной. Экзотичной, разумеется, больше для гостей. Он говорил и показывал слайды. Вот - начальный этап реставрации - в сарае, во дворе его родителей (не хватает на заднем плане овечек). Вот - реставрация продолжается - в гараже его друга (на заднем плане отчетливо виден джип). Затем музей выделил помещение для работы.
Начинал Буян свою музыкальную карьеру как исполнитель на национальных инструментах. Трансформация его творческого пути - не менее оригинальна и своеобразна, чем история самого рояля.
Работая настройщиком, ремонтируя рояли, он стал понимать все «слабые места» инструмента. И вот решился на реставрацию.
Жил да был кабинетный рояль фабрики «Красный октябрь», он был черным. Российские рояли этой фабрики несовершенны, и его достаточно скоро списали, а потом и вообще выбросили. Чтобы не горевать долго над несчастной судьбой инструмента, сразу скажем, что теперь это белый очень симпатичный рояль. И Министерство культуры приняло решение выкупить его у мастера и передать в музыкальную школу.
А в рассказе о том, как его восстанавливали, какие конкретно детали и каким именно образом починялись, сможет разобраться только искусствовед.
Кстати, сам Буян тоже начинает становиться явлением искусства. Во-первых, идет «мифологизация» образа. Коллеги, оценивая уровень его мастерства, называют его Буяном-Баяном. Баян, в данном случае не музыкальный инструмент, а музыкант.
И, кроме того, ему посвящают стихи. Фрагмент из стихотворения В. Бирюкова:
«А мастер, сидя в полутемном зале,
Волнением охвачен и тревогой.
Вложил он свою душу в звук рояля
И только об одном он молит Бога:
Чтоб всё звучало чисто, без изъяна,
И forte бы звучало, и piano,
Случайно бы педаль не заскрипела
И ни одна струна не «полетела»…»
А восстановленный рояль, под руками музыкантов исполнял произведения Моцарта и Баха, Листа и Дебюсси, Брамса и Рахманинова. А еще Владимира Токи, Алексея Чыргал-оола и многих других.
Гостям понправилось исполнение, музыкантам - звучание рояля. А самому роялю? Наверное, ему нравились и гости, и музыканты.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.