Депутат Госдумы обсудила с учительским сообществом Тувы проект федерального закона об образовании

   Газета "Тувинская правда"
1 марта 2011 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2011/03/01/deputat-gosdumy-obsudila-s-uchitelskim-soobschestvom-tuvy-proekt-federalnogo-zakona-ob-obrazovanii.html

Вчера в Государственном лицее республики состоялась встреча депутата Государственной Думы Ларисы Шойгу с учителями республики. Речь шла о проекте федерального закона об образовании. Как подчеркнула Лариса Кужугетовна, проект этого закона – одна из самых больных и важных тем, обсуждаемых сейчас обществом. 
Проект документа не внесён пока в Государственную Думу, он обсуждался лишь в профильном комитете и прошёл первое общественное обсуждение. Высказано много замечаний: как позитивных, так и негативных. И вчерашняя встреча с педагогами Тувы имела цель: помочь разработчикам проекта поднять уровень отечественного образования на тот уровень, которого заслуживают учителя и учащиеся российских школ. Лариса Кужугетовна тепло вспомнила учительский коллектив кызылской школы № 1, которую она окончила, и в целом советскую систему образования – одну из лучших в мире. 
Еще несколько лет назад, по замечанию Ларисы Кужугетовны, интеллигенция в республике мало себя проявляла, и это удручало. Сегодня она возрождается. Это примета времени. Поэтому депутат возлагала большие надежды на встречу с учителями: выслушать их замечания по поводу положений проекта и передать их в профильный комитет Государственной Думы.
Аудитория с первых минут активно включилась в обсуждение: сомнения педагогов вызывает пункт 7 статьи 12 проекта (полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации). Речь – о будущем так называемого национального компонента образовательных программ. За сухим термином «национальный компонент» в Туве – целая армия учителей родной литературы и родного языка, родной истории и географии. Эти педагоги сейчас рискует потерять статус учителя и работу. 
По мнению учителей Татарстана, Башкортостана, Тувы и других национальных республик, этот пункт нуждается в более чёткой формулировке. Сейчас в проекте не определено, кто, собственно, за наличие национального компонента в образовании отвечает, и кто его финансирует. Да и в Министерстве образования РФ нет структуры, которая занималась бы проблемами национальной школы. Финансирование всей национальной (в том числе тувинской) школы, по мнению педагогов, нищенское. А стоит национальная школа дорого: нужны, в частности, деньги на перевод учебников – если хотя бы один родитель выразил желание обучать ребёнка на родном языке, администрация школы обязана предоставить чаду книги, педагогов и обеспечить процесс. 
Педагоги выказали уверенность, что в национальных республиках ребёнок должен иметь возможность изучать три языка: родной, русский и иностранный по выбору. И по мнению Ларисы Шойгу, тувинский язык терять ни в коем случае нельзя: человек, знающий тувинский язык на хорошем уровне, человек образованный, носитель тувинской культуры и знаний. Но если юный человек планирует учиться дальше, русский язык он должен знать не хуже, поскольку преподавание в ведущих вузах страны – на русском. Таким образом, необходим компромисс. Но чтобы его найти, сказала Лариса Кужу¬гетовна, нужны веские основания – не мнения отдельных специалистов, а пакет предложений, подготовленный на уровне Министерства образования, Верховного Хурала республики. 
… Зашёл разговор и о дошколятах: в «устаревшем» законе чётко прописано, что ДОУ являются образовательными учреждениями, осуществляют общеобразовательные программы, и на это получают финансовую поддержку государства. В проекте всё поставлено с ног на голову: этап общего образования (письмо, счёт, окружающий мир, нравственные навыки) «выпал», и неясно, будет ли поддержан государством.
Учитель с многолетним стажем Вячеслав Хопров высказал ехидное предположение, что и сам проект закона не русским языком писан, и процитировал: «У ученика будет сформирована дифференциация моральных и конвенциальных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенциального к конвенциальному уровню А более способный ученик получит возможность для формирования компонентности в реализации основ гражданской идентичности»… 
Равнодушных не было. Дискуссия шла острая. В ходе дальнейшего обсуждения проект вовсе разбили «в пух», констатировав, что это и не проект вовсе и даже не тезисы, а скорее, набор лозунгов. Решено: работники образования Тувы совместно с коллегами из других регионов готовят пакет предложений для внесения в проект закона «Об образовании». 
№19 01.03.2011




© 2001-2025, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.