Сегодня памятный день в жизни одной из самых известных творческих семей Тувы

   Светлана Мунзук
15 сентября 2008 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2008/09/15/3056_munzuk.html

15 сентября – это особый день для большой и дружной семьи Мунзуков. В этот день они садились за большим круглым столом и ели необыкновенно вкусные пироги. Так отмечали день рождения родителей, Кара-Кыс Номзатовны и Максима Монгужуковича, и такие семейные посиделки с пирогами стали в семье традицией. И как бы их дети, внуки и правнуки ни были заняты – обязательно 15 сентября посещали родительский дом. А дом Мунзуков был теплый, добрый, светлый и освещен любовью. А сейчас этот день стал и еще ДНЕМ ПАМЯТИ.

МУНЗУК МАКСИМ МОНГУЖУКОВИЧ

Максим Монгужукович Мунзук родился в многодетной семье, где рождались только девочки, но в младенчестве все умирали. Девятые роды разрешились двойней: мальчик и девочка. И вновь судьба была жестока к ним, в этот раз «смерть» забрала с собой и девочку и мать. Живым остался лишь один мальчик, это и был маленький Мунзук. Вскоре умер его отец, и остался он совсем один… Но судьба была благосклонна к нему, она подарила ему долгую и счастливую жизнь, даже помогла взойти на кинематографический ОЛИМП. Любознательности маленького Мунзука не было предела. Он впитывал в себя все новое, как губка: русскому языку научился, когда батрачил у русских; у китайских торговцев научился считать; позднее пошел добровольцем в Тувинскую Народную Армию и там обучился не только боевой технике, но и музыкальной грамоте. Плюс ко всему генетически уже было заложено творческое начало, и вполне естественно, что среди первых при образовании профессионального театра был МУНЗУК.

Там он встретил и свою половинку – КАРА-КЫС. Молодая красавица с необыкновенным голосом сразу пленила его. Вместе они прожили 60 лет. Кара - Кыс родила ему пятерых детей. И сегодня, когда родителей нет рядом с нами, оглядываясь назад, можно с полной уверенностью сказать: МУНЗУК был счастлив в браке. Это счастье ему дано за его лишения и испытания, которые выпали на его долю. Жизнь артистов проходит в основном на колесах и, несмотря на то, что им часто приходилось оставлять нас одних - мы постоянно чувствовали их любовь и заботу.

МАКСИМ МУНЗУК был замечательным отцом своего семейства. Родители - артисты драматические, но музыка всегда сопровождала их. Они занимались не только концертной деятельностью, в свободное от работы время занимались собирательством тувинского музыкального фольклора. Это увлечение переросло в серьезную работу и как результат - они издали два сборника песен. МАКСИМ МУНЗУК к тому же еще и режиссер, им на сцене тувинского театра поставлены разные пьесы, это русская и зарубежная классика, пьесы местных драматургов. Является автором трех драматургических произведений, которые тоже были поставлены на сцене тувинского театра. Сыгранных ролей Мунзуком – артистом - более ста.

Вместе со своей супругой КАРА-КЫС МУНЗУК, буквально до последних дней, занимались концертной деятельностью. Лишь преждевременная смерть своей половины остановила Мунзука. Мы, их дети, часто задавали себе вопрос: откуда они брали силы для столь активной жизни? Это и гастроли, общественная жизнь, дети, увлечения…Почему же сегодня нам так не хватает времени? Папа в годы войны, когда трудно было с продуктами, умудрялся после спектакля охотиться, чтобы прокормить семью. И все пешком… Позднее, ради детей своих, чтобы брать с собой на гастроли в летнее время, МАКСИМ купил старенький «Москвичок». Хотя жили они не в достатке. Кстати будет сказано, что он был прекрасным водителем, мог на слух определить «болезнь» авто. И такому «трудяге», как наш отец, вместе с другими атрибутами цивилизации, «КИНО» просто не должно было пройти мимо. «Люди голубых рек», 1958 год – первый художественный фильм о Туве, где играли многие тувинские артисты, в том числе и МАКСИМ МУНЗУК. Снимался фильм в Туве. А для МУНЗУКА этот фильм стал первой ласточкой в его кинематографической карьере. Затем были другие фильмы, а вот роль охотника ТЭХЭ-ДОРЖУ в фильме «Пропажа свидетеля» стала не только заметной, но и значимой не только для Мунзука. Акира Куросава увидел его именно в этом фильме, и помог японскому режиссеру в выборе актера на роль ДЕРСУ УЗАЛА.

Было много и других предложений, но мастер выбрал именно его. И мы гордимся, что АКИРА КУРОСАВА, режиссер со столь большим мировым именем, утвердил на роль ДЕРСУ УЗАЛА тувинского актера МАКСИМА МУНЗУКА. Рассматривая порой фотографии, каждый раз приходим к выводу: нашему отцу МАКСИМУ МУНЗУКУ повезло в жизни как никогда. Но разве это не удача, когда ему 60-летнему артисту, почти, можно сказать, в преклонном возрасте (он только ушел на пенсию), пришло приглашение сниматься в кино. Он об этом уже не мечтал. Вот с этого периода и началась его кинематографическая карьера. Да, ему посчастливилось не только поработать, а даже просто пообщаться, ходить рядом, дышать одним воздухом, слышать биение сердца такого замечательного режиссера, большого ЧЕЛОВЕКА, каким был АКИРА КУРОСАВА. И это не просто слова, в каждом письме он трепетно упоминал его имя - БАШКЫ . Так он называл КУРОСАВА, что в переводе означает «УЧИТЕЛЬ». Вполне естественно, что вся наша семья в то время была увлечена творчеством Акиры Куросава.

В то время в периодике довольно скудно писали о зарубежных мастерах кино. Но мы искали в специальных журналах о кино, в книгах материалы не только о нем самом, но и о его фильмах. Находили, но в официальных источниках об АКИРА КУРОСАВА писали скупо и сухо.

Цитирую: « Фильмы Акиры Куросава отличает высокий гуманизм - не добренькое сочувствие к человеку, а требовательная любовь к нему…Он художник суровый и мужественный, не боящийся трагических красок, прямо говорящий о смысле жизни, о ценности человеческих идеалов, о необходимости вступать за них в бой…» и т.д. Все правильно, но за этими сухими строками не виден КУРОСАВА – человек. И поэтому мы думаем, что информация, полученная из писем нашего отца, наиболее ценная, и мы свято храним все его письма. А через письма отца мы видели его другим, прежде всего высоким. Правда, папа был небольшого роста и вполне, возможно, что в его глазах КУРОСАВА выглядел довольно высоким. Папа писал, что если бы он еще не сутулился – был бы еще выше. Далее, в своих письмах он писал, что КУРОСАВА был очень спокойным, с слегка сипловатым голосом, скупой на похвалу и смех, молчун, большой «скромница» и неутомимый трудяга. Не лишним будет сказать, что за всю совместную жизнь родители наши редко расставались друг с другом. Были отъезды, но не надолго, они только перезванивались. А командировка, связанная со съемками фильма «Дерсу Узала», была первой столь длительной, и они писали друг другу почти каждый день. В каждом письме он подробно описывал все происходящее за день.

«Сегодня снимали довольно трудный эпизод – писал он - и я чувствовал, что «БАШКЫ» не доволен мной. Он терпеливо объяснял сцену, без особого напряжения добивался нужного результата. Я сам больше нервничал, меня поражала его внутренняя сила, выдержка и терпение в работе с актерами, другой бы на его месте давно накричал на меня». Действительно, первое время было трудно нашему отцу. Сказывалось отсутствие кинематографического опыта и напряженный ритм съемочного процесса. В письмах мы чувствовали его переживания, и даже он часто спрашивал себя «сможет ли вообще до конца выдержать это напряжение?» Но благодаря трудолюбию и целеустремленности, благодаря помощи ЮРИЯ СОЛОМИНА он быстро справился со своими проблемами и незаметно для других вошел в «колею» съемочного процесса. И по письмам можно было наблюдать его рост, как киноактера. Особенно папа ценил молчаливые похвалы режиссера в свой адрес.

Есть в фильме эпизод, когда Дерсу Узала прыгает с плота в воду и хватается за, торчащую из воды, корягу. Режиссер готовил дублера- спортсмена на этот эпизод, ведь река довольно бурная и на репетициях дублер исполнял этот прыжок несколько раз. Но отец настоятельно требовал, что этот прыжок он будет осуществлять сам. КУРОСАВА долго думал, не решался…И вот сьемки, тишина на площадке, лишь шум воды… и команда КУРОСАВА «Мотор!» в далеке, кстати , по рассказам папы он команды давал только на русском языке. МУНЗУК прыгнул… и тут по тайге разнеслось громкое «Ура-а-а!!!» Творческая группа все поздравляли, но вот молча подходит АКИРА КУРОСАВА, молча смотрит в глаза и молча обнимает МУНЗУКА.

Папа часто вспоминал этот момент и говорил: «Это была наивысшая похвала «БАШКЫ». В одном из писем он вновь вернулся к этому эпизоду: «Мы все привыкли, что наш «БАШКЫ» всегда в очках, а вот когда он посмотрел мне в глаза после прыжка, вдруг захотелось их снять и глянуть глубже…» И такая возможность – посмотреть в глаза великому режиссеру - ему представилась во время стрижки. Съемочная группа пригласила себе в экспедицию парикмахера. Несколько обросли и решили привести себя в порядок. Решил подстричься и сам АКИРА КУРОСАВА. При стрижке ему, конечно же, пришлось снять свои черные очки и папина мечта сбылась – ему удалось глянуть в глаза этому удивительному человеку. Он писал: « КУРОСАВА сама доброта, чист как малое дитя, слегка косоватые глаза придают ему особую прелесть!» И потом отправил нам фотографию, где зафиксирован этот момент. Много он писал и о других эпизодах фильма, особенно нам запомнилось: « Сегодня снимали сцену с тигром. Да, «полосатый артист» заставил помучиться всю группу. По сценарию Дерсу должен при встрече с тигром сначала попросить его уйти и только после этого, от собственного бессилия, что ему не удалось уговорить по - хорошему свернуть его с дороги, стреляет. Прорепетировали раз, два, а затем решили снимать. Все было готово, но только дали команду «Мотор» «полосатый наш артист» решил отдохнуть. Достаточно много было потрачено пленки. КУРОСАВА был озабочен такой ситуацией, и он своей кропотливой работой добился нужного результата. А надо лишь, чтобы тигр после выстрела подпрыгнул, оскалился, и, присмотревшись, должен уйти в тайгу. Я наблюдал за ним и удивлялся: сколь же в нем терпения и выдержки!»

Это из письма отца от 10 октября 1974 года. Этот эпизод снимался на территории киностудии «Мосфильм», а «полосатого артиста» пригласили из группы Запашного, известного у нас стране дрессировщика. Отец говорил, что Акира Куросава очень мечтал снять этот эпизод в натуре и с настоящим диким тигром. В основном в фильме присутствуют натурные съемки: Уссурийская тайга. Осенью 1974 года похолодало раньше обычного и от мороза на деревьях опали листья. Что делать? Еще не все снято? Группа расстроена, а внешний вид АКИРЫ КУРОСАВА вполне спокойный. Это лишь на первый взгляд, а на самом деле он был очень озабочен такой ситуацией и после молчаливых раздумий дал задание привезти в тайгу искусственные листья. Буквально все работали над «оформлением» тайги, прикрепляли листочки.

При просмотре фильма мы потом пытались определить - где же искусственные листья? Увы…до сих пор не знаем. Ведь мы, если не подробно, то в общих чертах знали некоторые подробности съемок, и часто при просмотре приходили мысли: надо же, в фильме некоторые эпизоды пролетают быстро, а столько сил, выдумки и терпения надо при этом, может, и не надо было совсем снимать? На что папа всегда отвечал: «Дети, в жизни все главное. Любая мелочь – составная главного, целого. Просто мы об этом не задумываемся, а если посмотреть вглубь – все имеет значение. Через мелочь мы постигаем главное». Этот разговор состоялся много лет назад и сегодня мы ясно понимаем, что для КУРОСАВА не было мелочей, именно через мелочи он добивался полной гармонии в достижении главного. И еще одна деталь.

Бывали минуты свободные от съемок, в основном из-за метеоусловий, и КУРОСАВА каждый раз уединялся. Он уходил туда, где повыше, где лучше обзор и откуда был виден прекрасный вид на Уссурийскую тайгу. Просто сидел и смотрел, никто не знал, о чем думал этот великий мастер кино. Может, именно в такие минуты он и ощущал себя частицей этой самой прекрасной природы, а ведь весь фильм «Дерсу Узала» пронизан именно этой тонкой нитью «ЧЕЛОВЕК-ПРИРОДА». Отец говорил, в такие минуты мы старались не попадаться ему на глаза, не мешать. После премьеры фильма в Туве, к нам домой часто приходили друзья родителей, гости из-за САЯН и они дружно обсуждали фильм.

Говорили, что фильм Куросава «Дерсу Узала» несколько отличается от других его фильмов. Некоторые добавляли, мол в книге Владимира Арсеньева можно было найти места конфликтные по сути, т.е. крови можно было добавить. Другими словами некоторым не хватало остроты. И отец рассказывал, что с самого начала Куросава отказался от всего кровавого и просил автора сценария Юрия Нагибина взять самую главную тему: природа и человек, чистота окружающего мира. Фильм получился спокойным, красивым, философским и очень простой по своим художественным средствам. В этом фильме Куросава избрал самый простой, самый прямой путь к человеческому сердцу. Быть может, именно эти минуты единения с природой и помогали великому режиссеру в работе над фильмом. Отец наш несколько эмоционален и отличался довольно громким голосом.

А КУРОСАВА был, по словам отца, не многословным и даже на съемочной площадке командовал «Мотор!» тихо, но все слышали. Отец по этому поводу говорил: «Находясь рядом с таким человеком, ты по неволе начинаешь подтягиваться к нему и становишься спокойным». И смеялся. Действительно, после фильма он стал несколько степеннее. После совместных поездок на кинофестивали в Москву, во ФРАНКТ- ФУРТ на МАЙНЕ и на премьеру фильма в ЯПОНИЮ, после общения со многими известными в мировом кинематографе личностями, папа все больше и больше проникался уважением к АКИРЕ КУРОСАВА. Он говорил, что такого скромного человека как он – не встречал на протяжении всех этих путешествий. После фильма отец и КУРОСАВА до последних дней своих поддерживали связь. В большие праздники (Новый год, ШАГАА – новый год по лунному календарю) мы получали от него поздравительные открытки. Отец отвечал ему, но порой забывал. А вот АКИРА КУРОСАВА – нет. Этим он поистине велик - помнил скромного трудягу, как наш отец. Они и родились в один год, покинули эту землю почти друг за другом. И после таких совпадений невольно начинаешь думать, что их встреча не случайна – она подарена «сверху». Незадолго до смерти к отцу стали «приходить» те, кто в разное время ушли из жизни. Он разговаривал с ними. Из разговоров можно было понять, что это были люди из детства, коллеги, друзья, родные и близкие…Но чаще всего он разговаривал с АКИРА КУРОСАВА. Порой просил нас, чтобы мы привели переводчика, мол, не понятно что он говорит. Как-то раз они даже обсуждали сцену, где ДЕРСУ беседовал с огнем. Со стороны это было похоже на мистику. Но у нас, тувинцев, говорят, что человек, проживший долгую жизнь (а отец прожил почти 90 лет), становится шаманом и может разговаривать с духами умерших. Мы верили этому и жадно прислушивались в его речь. Достойную жизнь прожили этих два человека, один - в Японии, другой - в Туве. Каждый делал свое дело, оставил след на земле для потомков: один больше, другой меньше, но судьба соединила их пути. И ДЕРСУ УЗАЛА – простой охотник - гольд помог им в этом. Папа говорил, что АКИРА КУРОСАВА давно увлекся образом ДЕРСУ, прочитав книги Владимира Арсеньева «По Уссурийскому краю» и «Дерсу Узала». Мечтал об экранизации этих книг. И мы представляем, как он был счастлив, когда ему представилась такая возможность. Мы гордимся, что наш отец МАКСИМ МУНЗУК был соучастником воплощения мечты великого человека. Максим Монгужукович всегда говорил «судьба подарила мне не только жизнь, она подарила мне счастье иметь детей, семью и подарила возможность общаться с хорошими, добрыми людьми». Действительно, имея такую профессию «на колесах», родителям приходилось общаться с самыми разными людьми. Встречи со своими зрителями приносили им радость, они любили их, и эта любовь была взаимной. Когда мы были маленькими, естественно, мы не задумывались, просто присутствовали и были молчаливыми свидетелями их разговоров и встреч. Но сегодня мы можем сказать, родители наши – Кара-Кыс Номзатовна и Максим Монгужукович были людьми необыкновенно добрыми. Широта их душ покоряла всех. В свою очередь они восхищались и другими, среди всех особое место в их жизни занимал Юрий Мефодьевич СОЛОМИН.

На роль Арсеньева было много кандидатов, среди них были и довольно сильные и известные актеры театра и кино. Но Акира Куросава после длительных кинопроб, тщательного просмотра выбрал ЮРИЯ СОЛОМИНА. А было так, Куросава плохо знал русских артистов и в основном смотрел фрагменты фильмов, где играл тот или иной артист, претендент на роль Арсеньева. Предложили посмотреть фильм «Адъютант его превосходительства», где Соломин играет главную роль. Но фильм в 5 –ти сериях. КУРОСАВА решил просмотреть лишь две серии. Смотрел внимательно и молчал, затем попросил остальные серии показать…Так он познакомился с Юрием Соломиным. Всем было уже ясно, на ком остановит свой выбор режиссер, хотя официально Куросава об этом еще не объявлял. Папа рассказывал, как-то на одной из встреч на вопрос «Почему вы выбрали именно Соломина? Куросава ответил: он настоящий. Но что конкретно подразумевал под этим великий режиссер – никто не знает, а собственно и знать не надо. В фильме все видно: Соломин=Арсеньев - Ученый путешественник, Соломин= Арсеньев- большой друг, Соломин=Арсеньев –ЧЕЛОВЕК. И этот замечательный человек- Юрий Соломин- стал наставником и учителем в кино для Мунзука. Кроме этого, он видел в СОЛОМИНЕ большое сходство со старшим сыном – Мергеном. Он постоянно писал: «Мамазы (так ласково он обращался к маме), как похож Юрий на нашего сына Мергена. Такой же спокойный, степенный и одновременно строгий. Даже манера говорить, похожа, поразительно!» А старший наш брат для родителей был уважаемым человеком. Они очень любили его, но одновременно относились почтительно. С самого раннего детства он отличался совершенно не детской рассудительностью и мудростью. Был немногословным и очень спокойным. Такому отношению родители научили и нас.

Когда нам довелось познакомиться поближе с ЮРИЕМ МЕФОДЬЕВИЧЕМ в 1979 году, мы убедились воочию – они действительно похожи. И это сходство умиляло и располагало к себе. Мы гордимся, что в жизни наших родителей был такой замечательный человек- ЮРИЙ СОЛОМИН. Наша семья также благодарна Постоянному представительству Республики Тыва в Москве за видеокассету с записью передачи, посвященной 70-летию Премии Американской Академии киноискусства и науки , «Русская коллекция». Из этой передачи мы узнали, что многие советские фильмы удостоены такой престижной награды мирового кино, как ОСКАР , в том числе и фильм Акиры Куросава «Дерсу Узала». Максиму Монгужуковичу и здесь повезло, ему удалось увидеть через много лет, хоть и через экран телевизора, ту самую статуэтку Оскара, которую они должны были получить вместе с Соломиным и Куросава еще в 1976 году. Юрий Соломин в передаче сказал: « Через 23 года мне удалось увидеть воочию, можно сказать старого друга, ОСКАРА…(и прямо в камеру обратился) Дорогой Мунзук! Я очень надеюсь, что смотришь эту передачу. Видишь, Максим Максимович (одной рукой он держится за статуэтку), этой рукой я держусь за себя, а этой - за тебя…» Мы плакали, когда смотрели эту передачу, плакал и он, человек, проживший на земле довольно долгую жизнь. Нам казалось – человек, испытавший все в этой жизни и прошедший через все жизненные перипетии – не способен плакать так, как плакал МУНЗУК - навзрыд.

Наверное, плакал он и мы вместе с ним от того, что понимали – действительно, уполномоченные от ГОСКИНО украли у СОЛОМИНА и МУНЗУКА их ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС. Немного успокоившись, он попросил еще раз показать ему фильм «Дерсу Узала». Смотрели всей семьей, по окончании сидели молча и довольно долго. Затем он попросил показать фрагмент передачи. В этот раз смотрел более спокойно и затем сказал: « Я счастлив… Ради этого стоило жить…Теперь можно спокойно уйти в мир иной…»

Он ушел из жизни 28 июля 1999 года. Он покинул эту землю, оставив на ней значительный след, след щедрого на добро, трудолюбивого, скромного человека, человека с большим сердцем. 15 сентября день рождения Максима Монгужуковича и Кара-Кыс Номзатовны Мунзуков. Как я уже писала, что отец родился 2 мая 1910 года. В официальных документах зафиксирована другая дата. Все дело в том, что он остался сиротой довольно раннем возрасте, и вполне естественно, он не понимал многого и не интересовался. Лишь повзрослев, он заинтересовался своими корнями и стал расспрашивать кто его родители и т.д. Соседи, земляки помогли ему восстановить родственные связи, а вот о рождении говорили примерно. В 70 лет он встретил земляка, хакас по национальности, и тот рассказал ему такую историю: мол родители всегда говорили, что родился я с тобой, Мунзук, в один день. Говорили они долго…Так Мунзук узнал настоящий день своего рождения, но документы не стал переделывать. Прожил долгую жизнь под одним знаком, и зачем менять сейчас, говорил он. А так даже лучше, буду отмечать день рождения дважды. Так и было, мы его поздравляли со светлым днем 2 раза. Спрашивали: «А почему именно 15 сентября записал?» На что он отвечал: «В знак любви и верности своей КАРА-КЫС». Об этом тоже есть своя история. А прожили они вместе 60 лет. КАРА-КЫС НОМЗАТОВНА МУНЗУК Родилась 15 сентября 1918 года. Тувинцы раньше о своем рождении говорили так: родилась осенью, когда урожай собирали или появились первые желтые листья, а луна была такой-то и т.д. Вот по таким признакам и определили примерный день рождения Кара-Кыс, когда ее привезли в Чал-Кежик для оформления документов в начальную школу, которую открыли в районном центре - Бай-Хааке. Позднее, когда мы уже стали представлять что такое лунный календарь, пробовали подсчитать и думаю, что тот человек, который оформлял документы, в принципе не ошибся.

Деда нашего звали ОЮН НОМЗАТ ХОНЕКОВИЧ – бедный охотник-арат. И только благодаря охоте, он мог прокормить большую семью. Был удачлив, пустым с охоты никогда не приходил. Бабушку звали ОЮН НАТПИТ. Рожала восемь раз: четыре девочки и четыре мальчика. Трое из них еще в раннем возрасте ушли из жизни. Не долго прожила на этой земле и сама НАТПИТ, в 32 года она покинула этот мир и оставила мужа одного с маленькими детьми на руках: Кара-Кыс не было и двух лет, а младшему братишке - БИЧЕ-ООЛУ- 6 месяцев. Конечно же, мужчине одному трудно было без женской поддержки, дочь он отдал на воспитание. КАРА-КЫС росла в семье ОЮНА БОРБУЙ-ООЛА. Они были бедны, но по воспоминаниям мамы была окружена лаской и заботой. С большой любовью к ней относилась и приемная мать - ОЮН ЧАП. КАРА-КЫС была совсем маленькой и не могла воспринимать все происходящее вокруг разумно, она просто чувствовала и, вполне естественно, считала эту замечательную женщину своей родной мамой и очень любила ее. Детское счастье продолжалось недолго.

Вскоре умерла и она, а хозяин ОЮН БОРБУЙ-ООЛ женился на другой, но между новой женой и маленькой Кара-Кыс уже не было согласия и мира. Как-то в осеннюю пору, а Кара-Кыс стукнуло 5 лет, пришел высокий, статный человек с ружьем. Это был дед НОМЗАТ. Он приехал за своей дочерью: «Раньше тебе об этом никто не говорил, потому что маленькая была. А сейчас ты подросла и должна знать – я твой отец. Пришел забрать тебя». Он и забрал-то ее потому, что знал - как маленькая девочка страдала после смерти приемной матери. И они ушли. Кара-Кыс Номзатовна часто вспоминала этот момент, вспоминала с болью. Маленькое сердце за короткий срок успело полюбить этот дом и ее приемные родители оставили в душе неизгладимый след. И вот она вернулась в родную юрту. Вспоминая первые минуты возвращения, говорила - было страшновато. А потом все вернулось на свои места. В кругу братьев и сестры сердце маленькой Кара-Кыс вновь оттаяло, она была счастлива. Особенно часто мама вспоминала свою старшую сестру, ее звали АДЫЯА. Говорила, что она была очень нежной, ласковой и окружала свою маленькую сестренку заботой. Была необыкновенно красивой: длинная черная коса и большие-большие глаза, но она сильно болела - не могла ходить. И со временем ей стало совсем плохо, врачей не было в то время, и лечили разными народными средствами. Но все старания были напрасны, жизнь в ее красивых глазах постепенно угасала и вскоре совсем угасла. Пригласили в юрту ламу, и тот сказал: «В вашем доме у женщин короткий срок и они не приносят счастья…» Слова ламы изменили жизнь Кара-Кыс. Дед был глубоко верующим человеком, только из самых лучших побуждений он отправил свою дочь КАРА-КЫС подальше от дома. Надеясь, тем самым, продлить жизнь самой девочке и, естественно, тем самым уберечь свой дом. С этой поры начались скитания Кара-Кыс по разным аалам. Многое пришлось испытать в жизни: и холод, и голод, и изнурительный труд. И кто знает, как сложилась бы дальнейшая жизнь, если бы дед поступил по - другому… Она подрастала, и как-то раз, опять же осенью, приехал к ней ее родной дядюшка Хавандай, младший брат отца. Мол, собирайся и поехали. Не понимая, куда и зачем, быстро собралась. Приехали в Чал-Кежик, а там народ собрался, начальники кругом… И тут подходит к ней лысоватый, с большими усами дарга, говорит: «В Бай-Хааке открывается начальная школа и мы хотим отправить тебя туда учиться». Юная Кара- Кыс об этом и мечтала. Хоть она и скиталась по дальним аалам, а слухи о новой, хорошой жизни доносились всюду. В Бай-Хаак приехали поздно ночью. А утром директор школы АНАЕВ записал все данные Кара-Кыс и отправил учиться. Она была счастлива и, вспоминая эти годы учебы, говорила: «Мы там не только учились, еще и играли, ели, а главное - школа для меня, после всех скитаний, была просто райским уголочком, похожим на детский сад».

Мама с благодарностью вспоминала и своих первых учителей ШУРЗУН-ООЛА, АНАЕВА, ШЫРГАЙ-ООЛА. Закончив на «отлично» начальную школу, Кара-Кыс решила продолжить образование и приехала в Кызыл. Это был уже 1934 год. А в Кызыле она поступила в педагогический техникум, где учились ребята из самых разных уголков республики. И многие из них в последствии стали известными людьми, и внесли значительную лепту в историю развития Тувы. После первого курса выезжала с группой ЛИКБЕЗа в Дзун-Хемчикский кожуун, в местечко Бора-Хол. Днем обучала детей, а вечером – взрослых. Говоря, она была хорошим педагогом. В этот же период она познакомилась с Мунзуком. Он был женат на русской женщине, служил в Тувинской Народной Армии. В то время вся молодежь увлекалась художественным творчеством, и он аккомпанировал Кара-Кыс на концертах. И однажды, мы поинтересовались подробностями его развода и вот что он рассказал: «Да, наша мама просто прекрасно пела. Покорила сердца многих парней. Мне она тоже очень нравилась, но чтобы разойтись с женой и жениться на юной Кара- Кыс - я даже и не думал. Партийным же был. Но супруга начала ревновать к Кара-Кыс. Своим поведением она спровоцировала меня к активным действиям. Так что не будьте ревнивы… Но я рад, что так сложилось и нисколечко не жалею о содеянном».

В семье мы часто вспоминаем тот самый случай, когда Мунзук проявил первые активные действия по покорению сердца Кара-Кыс. Это было летом, когда мама была в Бора-Холе. Он приехал к ней на тракторе. Какие дороги были тогда, можно только представить. Трактор ломался, он - ремонтировал. В конце концов, ночью он заехал в село… такой грохот по округе… ведь кроме шума самого мотора, грохотали голые колеса без шин. К сожалению, мы не знаем подробностей, какой был трактор, какой марки, но знаем - сердце Кара-кыс не осталось равнодушным к столь неожиданному и довольно своеобразному посещению кавалера. Мунзук знал, что делал и продолжил свои активные действия. В августе 1935 года он расторгнул брак и зарегистрировался с ОЮН КАРА-КЫС. До сих пор удивляемся, каким образом ему это удалось? При регистрации она отсутствовала - спокойно обучала грамоте жителей Бора-Холя и не ведала, что 15 августа стала женой Мунзука. Только после этого начались его ухаживания. Лишь в 1936 году она дала согласие, когда вместе стали работать в театре. Кара-Кыс Номзатовна училась на втором курсе педагогического техникума, когда объявили набор талантливых ребят в театральную студию. Среди первых были приняты: Владимир Монгалбии, Александр Лаптан, Хомушку Кара-оол и Кара-Кыс Номзатовна. Мунзука взяли чуть позднее, потому что был членом приемной комиссии. Максим Монгужукович в то время - личность заметная: капельмейстер Тувинской Народной Армии, владеющий музыкальной грамотой. Поэтому-то его и пригласили в комиссию, а возглавлял ее министр культуры ТНР Седип-оол Танов.

В 1940 году при театре было открыто училище. Специалистов не хватало, и большую помощь в обучении театральному искусству оказывал Советский Союз. Родители с большой благодарностью вспоминали своих учителей - И. Исполнева, А. Шатина, С. Булатова, А. Аксенова, Р. Мироновича, И. Израйлевича. Это они открыли дорогу в мир театрального искусства.

Кара-Кыс Номзатовна была ведущей актрисой. Ею было сыграно более сотни ролей, созданы образы советской, русской и мировой драматургии. Была первой исполнительницей роли Кара в пьесе Виктора Кок-оол «Хайыраан-бот», ставшей тувинской классикой. В образе Кара она выходила на сцену более тысячи раз. Она одна из первых тувинских артистов получила звание «Заслуженный артист РСФСР» и «Народный артист РСФСР». Ее замечательный голос звучал во многих уголках нашей большой страны. Высоко ценила талант Кара-Кыс Мунзук и Ирма Яунзем – одна из известных у нас в стране не только среди исполнителей, а специалистов- ученых в области народного песенного творчества. Она заинтересовалась тувинскими песнями в конце 40-х годов, а в 1948 году приехала в Туву. Познакомилась с исполнителями народных песен, в том числе и с Кара-Кыс Номзатовной. Кстати, Ирма Яунзем, услышав народную песню «Бай-ла Хемчиим», пожелала включить в свой репертуар эту песню, но в последствии написала Кара-Кыс: «Эта красивая песня - только твоя, Кара-Кыс». Собирательством народных песен Мунзуки занялись практически с самого начала творческого пути, это были поиски репертуара. А затем занятие превратилось в увлечение, а со временем – в серьезную работу. Первый сборник вышел в свет в конце 60-х, а в 1973 году была издана вторая книга под этим же названием «Тувинские народные песни».

Кроме этого, совместно они издали сборник песен Виктора Кок-оола «Байлак чуртум», а второй сборник - о первом композиторе, музыканте Александре Лаптане. Кара-Кыс Номзатовна писала стихи. Стихи в основном лирические и многие из них перевоплотились в песни, их более 50-ти. Первый сборник стихов «МОИ ПЕСНИ» вышел в свет в 1968, специально подготовленный к 50-летию актрисы, а второй - «Лейся, песня» - в 1989. Кара-Кыс Номзатовна активно занималась общественной деятельностью. Была депутатом Малого Хурала ТНР и депутатом Верховного совета Тувинской АССР 2-х созывов. Награждена: орденом «Знак почета», медалями «За доблестный труд» и «Трудовую доблесть», медалью материнства, многочисленными грамотами и др. А для нашей семьи МАМА – главный человек. Много лет прошло с тех пор, как она покинула нас. Но до сих пор мы помним каждое ее слово, каждый жест. Ее напутствия - кредо нашей жизни. Особая связь существовала между мной и мамой. Мы чувствовали друг друга на расстоянии, говорят, такое бывает у близнецов. Я часто видела причудливые цветные сны и рассказывала ей. Она загадочно улыбалась и спрашивала более подробно.

В конце концов, выяснялось, что многие наши «картинки» совпадали, а некоторые даже были вещими. Именно мама выявила у меня такую способность, и только она спрашивала меня всегда: «Что видела, уруум?» Мы даже одновременно заболевали странными болезнями, диагноз которых не могли поставить самые лучшие врачи. Так было до 1986 года. А потом мы заболели, болели долго - около полугода- и странно, после этого мы потеряли способность видеть необыкновенные цветные сны. Наша мама, Кара - Кыс Номзатовна была незаурядной личностью, и это она подтвердила всей своей жизнью.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.