По обращениям комитета солдатских матерей в воинских частях проводятся проверки

   Саяна Монгуш
21 апреля 2007 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2007/04/21/soldat-komitet.html

Как сообщила в местный Комитет солдатских матерей мама солдата Хулера Хойдувая, избитого тремя офицерами в войсковой части г.Борзя, по фактам, изложенным в ее заявлении, проведены проверки Читинского военного округа. Офицер Балуев, поднявший руку на подчиненного, как и двое его коллег, больше не служат в части.

В Биробиджане по аналогичному случаю избиения солдата 8 офицерами, вымогавшими у него деньги в крупных размерах, так же возбуждено уголовное дело военной прокуратурой Биробиджанского гарнизона. Военнослужащий Амир Кунзек из Кызыла сообщил родителям по телефону 24 февраля, что едет на побывку и уже садится в поезд. Спустя месяц родители в результате поисков обнаружили его в госпитале с ножевым ранением. По их словам, неудачное вымогательство завершилось обещанным наказанием солдата руками наемного лица.

В результате "Горячей линии", организованной тувинским региональным отделением Комитета солдатских матерей (председатель -Эремаа Ондар) при содействии Клубa региональной журналистики c Валентиной Мельниковой - ответственным секретарем Союза Комитетов Солдатских матерей России, состоявшейся в редакции газеты "Плюс информ" 12 апреля, были обсуждены многие вопросы. Мы приводим стенограмму "горячей линии" в сокращении.

Кызыл: У нас находится военнослужащий, который в 1995 году остался в Норвегии. Сейчас, спустя 12 лет он вернулся домой, его преследует военная прокуратура. Просим помочь разрешить вопрос, поскольку был Указ Ельцина об амнистии военнослужащих.

Москва: Когда было постановление об амнистии военнослужащих оставивших части, они должны были явиться и заявить о себе в какие-то военные органы. Или в Комитет солдатских матерей, поэтому сейчас о применении амнистии по такому большому сроку - надежда не очень большая. Надо подать подробное заявление, при каких обстоятельствах оставил часть, к кому, может быть, обращался за это время. Потому что даже те, кто находился за границей, все равно обращались. Надо чтобы его обследовали, и была определена степень его военной пригодности.

Кызыл: Только за один месяц нами зарегистрировано три случая избиения солдат офицерами: в г.Борзя, в Читинской области и в г.Биробиджан. Такая обстановка в Хабаровском крае, Приморье, Амурской области. Из-за неуставных отношений многие солдаты попадают под уголовное дело и отбывают наказание в этих краях, областях. Возможно ли их направление для отбытия наказания по месту проживания? Об этом нас всегда просят родители.

Москва: По любому вопросу должно быть заявление от самого мальчика или его родителей, а по отбыванию наказания, надо обращаться в Главное Управление исполнения наказания. Пришлите заявление от родителей и от солдата, за что осужден и где отбывает. А то, что на Дальнем Востоке плохо служить, то я вас уверяю: у нас нет хороших частей. Я должна сказать, что ребятам из Тувы очень трудно в воинских частях, потому что, конечно, к ним относятся предвзято, у них проблемы с русским языком. Надо стараться, чтобы больные в любом случае не попадали на военную службу. Жаль, что нет военкома, с ним можно было бы об этом поговорить.

Кызыл: Есть еще проблемы с выплатами отслужившим в Чеченской республике. Только за три месяца этого года у нас более 70 заявлений "контрактников" и "срочников" по этим средствам. Некоторые дела тянутся с 2001 года.

Москва: Это целая механика. Надо письменно обратиться в прокуратуру Северокавказского округа, с тем, чтобы прокуратура запросила из воинских частей все приказы и ведомости на выплаты. Сначала это делает прокуратура, затем они присылают, как правило, выписку и тогда можно подавать в суд. Для суда нужны документы по выпискам. Если есть справки о невыплате, намного проще обращаться в суд. Если есть решение суда, исполнительные листы в подлиннике направляются в Минфин России и по ним составляются списки очередников, кому полагается выплатить. Но сначала надо иметь выписки из приказов и выплаты по ведомостям: какая сумма. Тогда проще работать.

Кызыл: О чем должны знать солдаты, соглашающиеся на контрактную службу. Какие-то основные 5-6 пунктов, которые они должны держать в голове, чтобы не быть обманутыми с этими выплатами.  

Москва: Первый пункт - обманут. Второй пункт - обманут по деньгам. Поэтому ребята, которые собираются оставаться по контракту - должны десять раз подумать. Контракт должен быть заключен только после медицинского освидетельствования. Второй экземпляр контракта должен быть у человека на руках. Обязательно. А дальше надо следить, чтобы деньги каждый месяц, лучше всего переводились на сберкнижку. Никому нельзя давать доверенность на этот счет. Может быть только какие-то распоряжения, чтобы часть денег переводилась домой. Это будет его распоряжение. И естественно, не надо поддаваться на вымогательство. Потому что у контрактников половину суммы ежемесячно вымогают либо прапорщики, либо старослужащие. Очень хорошо надо подумать, прежде чем заключать контракт.

Кызыл: Не возобновлено уголовное дело по делу в Кяхте, когда наших двух солдат омоновцы Бурятии застрелили в подвале. Много волокотили, а сейчас совсем "замолчали".  

Москва: Если дело прекращено, родители могут затребовать дело в ближайшую к вам гарнизонную прокуратуру и там ознакомиться с ним в присутствии адвокатов. Тогда уже можно подавать заявление, почему они не согласны с тем, что уголовное дело прекращено. Потерпевшая сторона имеет право потребовать уголовное дело для ознакомления.

Кызыл: Каково положение общественных комитетов по стране? К нам порой обращаются с требованиями, чтобы члены комитета, люди, не получающие зарплату и работающие на общественных началах, ездили в войсковые части, следили "за порядком" в армии. Хотя, наш Комитет держится только на честном слове, кто-то из сердобольных предпринимателей дал помещение, кто-то оплачивает телефон. Что вы нам посоветуете?

Москва: До того как сформируют местные бюджеты, надо обратиться с мотивированным обращением в ваш законодательный орган-парламент. Для того, чтобы они внесли строкой в бюджет какие-то самые важные расходы, для того, чтобы Комитет мог работать. Кроме того, Комитеты обращаются в свои городские администрации, там тоже есть военные отделы или отделы по работе с общественными организациями, которые тоже могут по распоряжению глав администраций выделять средства на командировки важные, на поддержку связи. У очень многих организаций льготная арендная плата. Например, на Дальнем Востоке у Комитета годовая стоимость аренды, без коммунальных услуг, всего 1030 рублей. На такую сумму можно найти поддержку. Я хочу обратить внимание - члены Комитета не должны ездить в воинские части, не должны ездить на суды, для этого есть государственные органы, которые должны этим заниматься. Наша задача - заставить эти органы работать. У нас страна большая. По всем воинским частям не наездитесь. Для того чтобы ездить в части, очень многие губернаторы организуют шефские выезды. Если ребята попадают в какую-то тяжелую часть. Надо вам просто объяснить руководителям, что теперь глава субъекта Федерации отвечает за людей, которых он призвал на военную службу. И поэтому надо помогать тем организациям, которые защищают ребят. Комитеты солдатских матерей - не адвокаты, для этого есть профессиональные юристы. Надо заставить начальство работать. Потому что есть военная прокуратура, есть наши коллеги в других регионах, к которым всегда можно обратиться за содействием.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.