Вспоминая выборы...

   Саяна Монгуш
6 октября 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/10/06/vzgliad-na-vybory.html

«Выборы-2006», в отличие от парламентских выборов четырехлетней давности, утратили главное свойство – интерес населения к его результатам. Вызвано это, не в последнюю очередь, изменениями федерального выборного законодательства. Маловразумительная для населения необходимость сбиваться в партийные «кучи-мала», спешное формирование новых политических союзов и блоков в неизбалованном разнообразием спектра политических сил регионе, к тому же с кардинальной сменой ориентации и слоганов ряда публичных лиц, сбивает избирателя с толку. И он отвечает естественной в таких случаях реакцией дезориентированного организма – индифферентностью к происходящему.

В 2002 году только половина избирателей тувинской столицы (35 тыс. человек из 62 тыс.) пришла на избирательные участки, отдав за кандидата «против всех» 2 тыс. голосов. По всей республике «против всех» проголосовали 2900 человек.

Из-за небывало высокого по России 43-хпроцентного барьера явки избирателей в Законодательную палату парламента в 2002 году так и не были избраны шесть депутатов от Кызыла, хотя в столице проживает половина населения республики и на 11 городских мандатов в Законодательную палату претендовало 72 кандидата. После повторных туров, продолжавшихся в течение двух лет, город избрал лишь 4 депутатов.

Ничем не оправданный процент явки с большим трудом удалось сейчас снизить до 33%, но повторение 2002 года вполне реально. Фрондирующий Кызыл с непредсказуемым избирателем может снова остаться без своих депутатов в Законодательной палате, прогнозируют сами кандидаты.

«Госдума России предусматривает 25% явки избирателей и выборы всего в один тур. А мы что, в отдельном, сопредельном государстве живем? Считаю, исходя из этого, разумным снять барьер явки в 43% и считать избранным того кандидата, кто наберет простое большинство голосов. Набрал кандидат не 50%, как сейчас, а больше всех, значит, он уже удостоился звания депутата. При сегодняшнем же 43-процентном барьере явки мой прогноз такой: в половине округов выборы будут признаны несостояв-ши-ми-ся. Если вовремя не принять меры и не снизить эти проценты, то вряд ли мы завершим избирательную кампанию даже к концу года,» - предрекал в интервью 4 года назад один из активных участников выборов, представитель ЛДПР Сергей Конвиз и оказался прав. В неполном комплекте, с угрожающим кворумом - 24 депутата вместо 32-х, депутаты проработали весь созыв.

Процент принявших участие в мартовских выборах (2002 г.) главы республики равнялся 65% (всего избирателей в Туве примерно 170 тыс. человек). На июньских выборах в тувинский парламент активность населения снизилась до 50%. На 162 депутатских мандата в обе Палаты претендовало более 700 кандидатов (на некоторых участках по 9 человек на место).

«Конкурс» нынешнего года значительно ниже - по 2 -3 кандидата на депутатское кресло. В Законодательную палату на 32 депутатских места претендуют всего 88 кандидатов, в Палату представителей на 130 мест – 332 человека. Узнать, насколько избиратель останется доволен представленным выбором, можно только на основании данных по Палате представителей. Кандидат «против всех» сохранен только в бюллетене этой палаты.

Через сито Избиркома из 7 региональных отделений партий не прошли две - аграрии и пенсионеры, хотя отказы в регистрации сопровождали и ЛДПР (22 кандидата), и «Партию жизни» (15 кандидатов), и «Родину» (17 кандидатов) и коммунистов (18 человек).

Лукавство федерального Центра понимают все, ведь партийная жизнь оживляется только при наличии финансовых вливаний. Тем более, когда партстроительство основано не на идейной платформе, а вынужденно. Поэтому ожидать безупречно (за месяц до выборов) сформированного партсписка, требуемого количества ее членов и сторонников, не приходится. Новая политическая система сепарирует народ. Сплочение не вокруг идеи, а федерального финансового источника, решающего в регионе свои долгосрочные задачи, оказывается двояким. Формула «кто платит деньги, тот и пляшет девочку» предстает во всей очевидности, парализуя избирательную волю и всякое желание самостоятельного анализа и собственных шагов людей «на местах».

Бывший спикер парламента, нынешний вице-премьер Шолбан Кара-оол (один из тройки лидеров «Единой России» на предстоящих выборах), в интервью 2002 года сразу после переизбрания депутатом говорил о поправках в федеральное выборное законодательство: «Активизация гражданского общества – это самое главное, что необходимо сегодня. Нужны люди, которые смогут рассматривать и решать не только проблемы одного дома, одной улицы, одного населенного пункта, но и смогут разрабатывать стратегию развития республики, отстаивать интересы профессиональных и социальных групп. Парламент будет формироваться на совершенно иных принципах, это особенно важно для таких регионов как Тува. У нас в республике – мы должны это признать – больше шансов победить в избирательных округе имеет тот, у кого в округе больше родственников, тот, кто там родился, а не тот, кто действительно более достоин. Менталитет у нас такой. Нельзя сказать: плохой или хороший. У нас просто принято так».

Если с утверждениями о менталитете трудно не согласиться, то с прогнозом об активизации населения можно поспорить уже сейчас. Лишь незначительная часть населения, вовлеченная в выборный процесс (собственным в них участием), определенно проявляет живость. Большинство населения переключает телевизионные каналы с обращениями кандидатов, выбрасывает из почтовых ящиков листовки и на встречи с кандидатами собирается исключительно по месту работы, под нажимом администрации. «Без нас давно все решили и поделили, так чего над нами еще издеваться?»

Избиратель-2006 из массовки (хоть с каким-то непосредственным участием в политическом действе) перемещен в зрительный зал и на арене борьбы от него ожидаются только просчитанные и заложенные в сценарий политтехнологами аплодисменты.

Скандалы с лишением регистрации региональных отделений партий – не переживались так сильно, как нужно бы. И партийцы, и избиратели оценивали их верно, а именно как репетиционные акты будущих федеральных выборов. И в подтверждение их ожиданий «Центр» отбивал все театрализованные атаки, вернув на арену декоративной борьбы главного нынешнего оппонента «Единой России» - партию Миронова.

Март 2002-го (выборы председателя правительства республики вместо упраздненного поста президента) и июнь того же года (выборы в новый двухпалатный парламент, сменивший название с Верховного Хурала на Великий) запомнились населению Тувы долгим эхом судебных исков, скандалов, уголовных дел. Cводки с предвыборной передовой не уступали по накалу страстей – фронтовым. Невыясненными выстрелами в спину отделался один из семи кандидатов на высший пост в республике, руководитель судебного департамента Вячеслав Даржа. Бессменный глава тувинского Центризбиркома Николай Ондар, накануне выборов вдруг подавший в отставку и подавшийся в кандидаты на премьера, оказался героем криминальной хроники. Три дня спустя после выборов, завершившихся третьим сроком действующего главы республики Шериг-оола Ооржака, в квартиру Ондара забросили гранату. Учебную, как оказалось впоследствии.

Вопрос «А ты за кого?» волновал общество едва ли не как в 37-ом и разводил на непримиримые лагеря жителей одного села, членов одного коллектива, старых друзей и даже близких родственников, живущих под одной крышей. За период парламентских выборов в Центризбирком Тувы поступило 18 жалоб от кандидатов и избирателей, в Верховном и городском суде Кызыла «по горячим следам» прошло сразу три процесса, связанных с выборами.

«Выборы-2006» могут разве что озадачить обывателя риторическим вопросом «А Шойгу-то приедет?». Фигура федерального партийного министра используется всеми сторонами как контрамарка еще с выборов в Госдуму в 1999. Аллюзии «Мы говорим Шойгу, подразумеваем Путин» насаждаются политтехнологами «Единой России» с такой настырностью, что вместо листовок с фотографиями кандидатов на заборах и автобусах повсеместно висит генерал Шойгу в военной форме с призывом отдать голоса. От его сторонников того самого первого «Единства» образца 90-х, в нынешней тувинской ЕР остались считанные единицы. Выдавленные из партии бывшие «медведи» расходятся по временным союзам и коалициям, понимая, что новые правила игры не требуют безусловной преданности ни личности, ни идее, а предполагают лишь гибкую спину и исполнительность.

Остается добавить, что баталии по формированию нового парламента в дотационной более чем на 90% республике обошлись в 2002 году в 3 млн. 800 тыс. руб., плюс 3 млн. 200 тыс. мартовских расходов на выборы Председателя правительства. В этом году из 13 млн. руб. заложенных в бюджет на обеспечение выборов, только на выборы в парламент будут израсходованы 10 млн. руб.

Что касается личных расходов кандидатов, то самыми внушительными в 2002 году оказались, разумеется, затраты действующего президента -1,5 млн. руб. в то время как остальные 6 претендентов в сумме израсходовали чуть более 2 млн. руб., или в среднем около 300 тыс. руб. каждый. Источником финансирования нового-старого премьера тогда в основном оказались частные лица, не проживающие в Туве. Только москвичи (списки благодетелей публиковались в местных СМИ) выделили Ооржаку 1 020 тыс. руб., не считая жителей Иркутска, Владивостока, Улан-Удэ. Щедрый московский источник и на нынешних выборах не скрывает своего участия и заинтересованности. Народная бесплатная газета, как указывалось в выходных данных, зарегистрированная в Москве под названием «Выбор народа», последний номер в 2002 году выпустила после оглашения итогов выборов с лозунгом: «Республика! Ооржак! Енисей!».

Отличие сегодняшней предвыборной газеты не только в смене названия и слоганов (Одна судьба, одна земля, одна жизнь! на фоне эмблемы Единой России). «Известия Тувы» стали выходить за 10 месяцев до выборов, что свидетельствует о серьезности вопроса и не скудеющем финансовом ручейке, за которым просматривается главный интерес – доступ к природным ресурсам «всей таблицы Менделеева», как называют Туву.

Избирателя, превращенного из равноправного участника политической игры в бессловесного зрителя, не удивляют и не захватывают нынешние скандалы (настоящие были отыграны 4 года назад, а новые явно перегружены бутафорией), ни PR-кампании, (пришедшие на смену филигранной работе прошлых лет), масштабные, грубые и щедро финансируемые не в региональных традициях и возможностях демонстрации, соревнования, концерты с привлечением молодежи под надуманными лозунгами и вовсе отстраняют его от явления, приобретающего признаки эксперимента, а не живого органично протекающего процесса.

Четыре года назад Шолбан Кара-оол, составлявший реальную оппозицию действующему президенту Тувы, отвечая на вопросы журналистов о новом двухпалатном парламенте, говорил следующее: «Считаю, что парламент, состоящий из 162 депутатов – непосильная перегрузка на бюджет. Депутат приравнен к министру, следовательно, будет получать министерскую зарплату. У нас таких 32 в Законодательной палате плюс несколько человек из Палаты представителей тоже будут работать на постоянной основе. Я глубоко уверен в том, что все, в том числе инициатор предложения, скоро поймут, что такой парламент – слишком тяжелая ноша. Сегодня и административный аппарат раздут неимоверно, и если судить по новой структуре Правительства, утвержденной указом Председателя Правительства, ожидать его сокращения в ближайшее время не приходится. Около 5000 человек заняты в этой бюрократической машине, в то же самое время в промышленности трудятся в 10 раз меньше. На чиновников тратим в год более 300 миллионов рублей, на сельское хозяйство – 30. Такая структура власти, на мой взгляд, достаточно затратная».

Трудно сказать, насколько изменились его взгляды после работы вице-премьером. Утратив право на собственное мнение, безликой объединенной массой на избирателя идет не кандидат, а рать. Называемая партией. В этих условиях у человека, на которого идут с решительным требованием «отдать голос» почти как на вражескую амбразуру, остается единственно верное желание – защититься. Или бежать подальше от избиркомов, кандидатов, депутатов и в целом от всего того, что когда-то называлось политикой, а именно искусством. Красивым искусством управления государством.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.