Федеральная власть одна, а вот ее представители могут быть разными

   Урянхай-Неделя, № 17
14 мая 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/05/14/kvashnin.html

Анатолий Квашнин. Танец орла в центре Азии. Фото предоставлено газетой Урянхай-Неделя Во время поездки по Туве Анатолий Квашнин дал понять, что не допустит инакомыслия. А самый страшный грех – стирка грязного политического белья

Безусловно событием месяца стала поездка в Туву полномочного представителя Президента России по Сибирскому федеральному округу Анатолия Квашнина. До этого полпред уже наведывался в республику, но тогда и формат поездки, и задачи были другими. Если помните, в ноябре 2004-го Квашнин, по сути ещё только вступив в должность и едва скинув в себя генеральский мундир, был вынужден лететь в Туву после известных событий на Паротурбинной. Тогда его жёсткий, правильнее сказать - громоподобный стиль многие вос-приняли как единственно правильный способ разговора с тувинскими чиновниками. Трагедия на Паротурбинной вытеснила многие цитаты Квашнина за рамки придворного этикета. Достаточно вспомнить его фразу про «полуживотных» (имелись в виду несчастные люди, которых жизнь довела до того, что они даже заявить о своих правах не в состоянии). Впрочем, политеса генерал судя по всему никогда особо не придерживался. Нынешние его перлы наверняка внесут свежую струю в замшелый правительственный лексикон и станут цитироваться не раз по поводу и без оного.

Три дня всереспубликанской чистки (очищения?) навряд ли станут толчком к прорыву в ХХI век, о чём неустанно громыхал Квашнин на каждом привале и на каждом очередном объекте. Для этого надо, чтобы, во-первых, на федеральном уровне толком разобрались, что такое приоритетные национальные проекты, во-вторых, требуется, чтобы хотя бы кто-то показал пример на уровне отдельного ведомства в отдельно взятом регионе. Такого во всеобщем информационном сумбуре отыскать пока сложно, а то, что представляется таковым на местном уровне, реализацией нацпроектов назвать можно лишь при большой фантазии. Поэтому визит генерала в лучшем случае этого сумбура не добавил.

Можно предположить, что скрытой целью поездки новосибирской комиссии стали даже не пресловутые нацпроекты, сколько просмотр действующей власти на адекватность влияния извне, на её управляемость. Здесь, кажется, получилось. Генерал и начал с того, что развёл по углам дерущихся, и закончил тем, что каждому дал по загривку: смотрите, мол, у меня. Смотрелось очень мило, когда за одним столом уселись спикер парламента и глава правительства, а Квашнин по-отечески охаживал обе ветви власти. Премьер дипломатично, а порою сконфуженно улыбался, его лучший друг Василий Оюн тоже получил порцию адреналина. Публичная порка (впрочем, какая уж порка – так, с натяжкой…) от полпреда – это лучшее, что можно придумать для местной общественности и для местной элиты.

Оценивать остальные итоги поездки пока рано. Квашнин во время своих стре-мительных перемещений успел осмотреть столько и наслушаться столько (а сколько наговориться успел!), что его канцелярия сейчас едва успевает переводить на официальный язык многочисленные ремарки, диалоги и монологи. Часть из них стала достоянием общественности и прессы во время встречи полпреда с так называемой интеллигенцией. Любимый ход генерала – употребление оборота «ХХI век». Любимое требование Квашнина – соответствие этому самому ХХI веку. Туве в очередной раз предложили скакнуть из феодализма в социализм, что вообще-то ненаучно и ни к чему хорошему не ведёт. Квашнин так и сказал: мол, будем тащить вас в светлое будущее в добровольно-принудительном порядке. Вполне по-военному, тем более умения принудительного обращения с вверенной территорией генералу наверняка добавили многочисленные поездки по бескрайней Сибири, где в каждом отдельном улусе своего бардака и своей отсталости хватает. Но Тува в этом списке – в числе лидеров. (А кто бы сомневался?)

Представляется очень важным то, что Квашнин смог более или менее познакомиться с реальными объектами экономики. Теперь он будет знать, что если в наиболее удачных их них используются устаревшие технологии, то что говорить про остальных? Если он одарил комплиментами Гослицей, это следует понимать как похвалу элитному учреждению и его руководству и не распространять на всю сферу образования. Если Минздрав республики и сумел в какие-то моменты наспех выстроить перед высоким гостем потёмкинские деревни, то цена им невысока, потому что стоило Квашнину задать пару наводящих вопросов заведующей Дургенским фельдшерско-акушерским пунктом, как заведующая то ли с перепугу не то наговорила, то ли и впрямь медицина в Туве на уровне XIX века, что не преминул прокомментировать Квашнин.

Два наиболее слабых звена реализации национальных проектов в Туве – в области доступного жилья и в сельском хозяйстве – не поможет подтянуть в обозримом будущем и весь Генштаб Вооружённых Сил России. Уровень, качество и объёмы строительства настолько ничтожны, что нужна невероятная подъёмная сила даже не СФО, сколько геополитики самой РФ. Квашнин верно подметил: туда, где государство не вкладывает деньги, частник тоже не пойдёт. Пока же их всего сказанного генералом можно сделать осторожный вывод о том, что попытки федеральной власти укрупнять регионы будут продолжены. Полпред как бы намекнул: объединим, несмотря на попытки «бурятских националистов», Усть-Орду и Иркутскую область, далее – везде. Увеличится ли от этого количество жилых домов и процветающих объектов экономики в Туве, не вполне понятно, но цель указана. Опять же по-военному просто.

Пресловутый самолётный трап, через который никак не мог упасть в объятия тувинских вождей полномочный представитель, тоже фигурировал в комментариях местной прессы с подачи самого же полпреда. Будет интересно пронаблюдать, как местную гражданскую авиацию поднимут до мировых стандартов в области трапов и прочего наземного сервиса. Тогда видимо и вспомнят про новый аэровокзал, который не могут сдать под ключ уже третий год. А после зададутся вопросом – и что теперь с этой махиной делать? Где обещанные «Боинги», которые будут дозаправляться в Кызыле, пополняя местную казну?

Шутки Квашнина и его своеобразный лексикон тоже будут комментироваться при каждом удобном случае. Когда руководитель тувинских женщин попыталась сделать генералу приятное (спрашивается – а так ли уж надо было стараться лезть из кожи вон?) и двинулась было к трибуне, генерал ответил приказом: «Стоять! Если это приятно только мне, тогда не надо». Федеральная власть одна, а вот её представители могут быть разными. Дистанция между Квашниным и его предшественником Драчевским во внешних проявлениях огромна. Но власть не выбирают, её назначают.

Возможно, этих заметок на полях и не было бы, не отмени пресс-служба полпреда СФО встречу Квашнина с журналистами. На многие основные вопросы он бы ответил сам и без толмачей. А может наоборот - мы лишились ещё более обширных комментариев? Если при чиновниках, в условиях допустимости только монолога, Квашнин запомнился многочисленными нестандартными ситуациями, то что было бы, когда за него взялись бы журналисты? Ну прямо по Нерону: «Смотрите, какой великий актёр умирает!»


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.