Адыги добились отсрочки объединения, а судьба бурят-монголов, распавшихся в 1939г., решается уже сегодня

   Саяна Монгуш
31 марта 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/03/31/ukrupnenie.html

Сегодня началось досрочное голосование на референдуме по приcоединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа к Иркутской области. "Людям очень хочется освоить средства"- считает эксперт Наталья Зубаревич. "Принцип пристегивания слабого к сильному чаще всего приводит к одному – дохнуть начинают оба. Дело не в стульях – а в музыкантах". 30 марта на пресс-конференции в Иркутске член Общественной Палаты РФ, президент Фонда «Политика» Вячеслав Никонов перечислил преимущества «в особенности для «матрешечных» субъектов Федерации». По его словам: «На протяжении более десятка лет в развитии нашей страны в целом наблюдался спад. Но сейчас государство укрепляется. Нужны сильные, экономически развитые регионы», поэтому федеральный центр «заинтересован в укрупнении субъектов РФ». К плюсам укрупнения политолог относит «совершенствование управляемости территорий».

Однако, как признает сам политолог, в случае с Адыгеей, пригрозившей войной на Кавказе в случае объединения с Краснодарским краем и обратившейся в Совет Европы за защитой своих прав, об управляемости территорий пришлось забыть. «Как показывает практика, позитивные результаты объединительного процесса для регионов – налицо: практически везде наблюдается экономический рост, политический вес этих субъектов также увеличивается <…> Что касается Иркутской области, для региона сейчас важно именно ускорение темпов экономического роста». Вячеслав Никонов пугает, что если объединение Иркутской области и Усть-Ордынского округа не состоится, «ничего хорошего ждать не приходится».

"Для этого региона главная угроза - это нищета, а не этнические вопросы. Только "пристегнувшись" к более сильному региону, округ получает возможность справиться со своими проблемами, в том числе, и по сохранению национально-культурной самобытности коренного народа" - запальчиво изрек он.

Какое "сохранение самобытности" на самом деле ждет коренные народы Сибири невольно проговорился Председатель правительства Хакасии А.Лебедь. На одном из заседаний заседании Общественной палаты при Правительстве РХ, на призыв обратить на бедственное положение хакасского народа (составляющего сегодня 7% населения), в присутствии всех СМИ, депутатов он обронил: "Ассимиляция - естественный процесс. Алкоголики и наркоманы должны вымирать. Чем больше их вымрет, тем лучше для Республики". У хакасов возникли встречные вопросы к главе своей республики: "Для кого съезд хакасского народа создавал эту республику? Зачем съезд хакасского народа обращался в свое время к президенту РФ о создании республики? У нас не Омская область, у нас не Новосибирская область, мы не юг Красноярского края. Мы - национальная республика. Мы назвались Хакасией не потому, что здесь Саянские горы или что-то еще. Здесь проживает коренной хакасский народ, который сегодня выведен на задворки, который сегодня полностью порабощен и не имеет слова".

Никонов между тем, считает неплохим результатом, если "в России станет 60 субъектов Федерации. Но пока мы можем говорить о 80 регионах. От идеи объединения Краснодарского края и Адыгеи пришлось отказаться из-за того, что в Адыгее проявилось сильное национальное сопротивление, и с этим обязательно нужно считаться. В Усть-Ордынском округе, напротив, большинство населения выражает заинтересованность в объединении", на голубом глазу врет Вячеслав Никонов.

“Это маразм, маразм и еще раз маразм! Я вам скажу, для чего это делается. Не пошла одна реформа, не пошла вторая, не пошла третья – теперь все ломать и укрупнять! Авось не будет заметно, что не пошло три предыдущих. Это никому не нужно, потому что региональное управление не зависит от дробности структур, оно зависит от вменяемости управляющих и от внятно построенного механизма управления. Что их 89 что их 54 - принципиально ничего не меняется… Мотивации - в Ульяновской области очень сложноуправляемый губернатор с низким управленческим потенциалом, поэтому Ульяновскую область надо слить с Самарской, у меня вызывает встречный вопрос: а когда у человека перхоть, обязательно голову рубить или шампунь можно поменять?” –считает доктор наук, доцент МГУ, директор региональной программы Независимого института социальной политики "Социальный атлас регионов России" Наталья Зубаревич

«Допустим, что укрупнение тем или иным образом проведено. Федеральной власти удобно? В общем, удобно. Но страна - это не только федеральная власть. Страна - это все уровни системы. Допустим теперь, что мне удобно на своей кухне поставить джакузи, а из нее вниз будет течь вода, и соседям будет очень неудобно. Или, скажем, мне хочется плясать до утра, но музыка мешает другим людям спать. Так вот страна - это суммированное, объединенное количество выгод. Что мы получаем внизу после укрупнения? Федеральная власть упростила некие решения, регионы потеряли естественно очерченные границы. Я хочу вам напомнить, что та самая центральная, европейская Россия, которую любят кромсать, была нарезана в конце XVIII века Екатериной II, пережила все объединения царей-реформаторов, большевиков 20-х и Хрущева 50-х и вернулась в прежние границы. Подумайте, если 200 с лишним лет пространственная система была в естественных границах, в ней вырастает сеть дорог, инфраструктура, центры разного уровня. Это некая иерархическая система. Попробуйте объединить такие системы и поймете, что они автономны. Спросите себя, как вам удобно ехать из Ярославля в Тверскую область? Если вы хотите сберечь машину, то вы поедете через Москву. Пространства у нас не связаны. А это значит, что на укрупненный регион сбрасываются все издержки возросших проблем управления этим пространством.

Кроме того, что я хочу сказать и уже не раз говорила: не трогайте регионы сейчас, это не первоочередная задача. Когда-то в далеком будущем, когда мы станем богаче, сильнее, умнее, когда роль управления государства уменьшится, а роль самоуправления увеличится, тогда будет не суть важно, как проведены границы. Потому что сообщества будут локальными, муниципальными. Пока же у нас слишком мало поводов для объединения, для самоидентификации. Я разговаривала с людьми в Воронеже, в Иркутске, в Бурятии и задавала им один простой вопрос: как вы будете чувствовать себя под липецкими, или как вы будете себя чувствовать под иркутскими? Люди активно отрицательно относятся к этому. Понятно, идет борьба с элитами. Но о людях-то кто-то подумал? Да, это не материальные вещи, но вся жизнь складывается не только из материальных вещей. С человеком у нас не считаются. Ему не дают возможности поучаствовать или как-то адаптироваться. Его поставили перед фактом - мы так хотим. Но сколько можно сверху, безаппеляционно принимать простые и крайне неэффективные решения? Губернаторы действительно дергаются, они недовольны, но они будут молчать, потому что большинство губернаторов «построено». Но я говорила с региональными журналистами, они молчать не будут. Именно региональные журналисты, региональное сообщество вообще станет рупором. Гражданское общество обязательно активизируется, потому что это затрагивает людей реально.

Объединение краев/областей и слабых автономных округов в политическом и социальном плане ясно показывает игнорирование властями мнения населения и, особенно, проблем коренных малочисленных народов. Они являются всего лишь лозунгом, которым можно прикрыться, когда это нужно, и про который можно легко забыть".


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.