Единственный в мире женский ансамбль горлового пения презентует свой первый диск

   Саяна Монгуш
2 марта 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/03/02/tyva-kyzy.html

Они совсем не феминистки, девушки, овладевшие горловым пением. Создавая в 1998 году ансамбль «Тыва кызы» Чодураа Тумат не вкладывала в это словосочетание никакого особенного смысла, каждая из них просто Тыва кызы «дочь Тувы», «тувинка». Накануне 8 Марта теперь уже прославленные артистки проводят концерт-презентацию своего первого диска «Сеткилимден сергек ыр-дыр». Диск вышел в Америке, записан после гастрольного тура в октябре 2005 г. Концерт, который состоится 7 марта в Доме народного творчества будет сугубо девичьим. Кроме «Тыва кызы» в нем примет участие ветеран Опал Шулуу - мама Народной артистки Тувы Надежды Куулар, сама певица, именитые Галина Сюрюн и Надежда Шойгу, молодые певицы Юлиана Ондар, актриса Ляна Ондур, солистка ансамбля «Тыва» Шончалай Ооржак-Чооду.

«Особенность этого концерта в том, что это не только презентация диска, но и женщин Тувы. Его появление означает поступательный шаг вперед, диск вышел на качественно новом уровне и это свидетельство признания не только нашего творчества, а достижений, которые мы считаем нашим общим успехом женщин Тувы», - сообщила «Тува-Онлайн» руководитель группы Чодураа Тумат.

Отчасти табуированное действо, как исполнение хоомея, горлового пения женщиной, Чодураа объясняет тем, что запреты, имели целью оградить женщин от этого физически сложного акта. «Существуют ведь и другие, не менее казалось бы абсурдные ограничения, например, когда в детстве бабушки запрещают детям вечером жевать серу, иначе «заболеет и умрет мама». Это связано с тем, что на ночь нельзя перегружать организм излишней работой, от жевания желудок вырабатывает сок, у ребенка плохой сон, расстройство здоровья, а рационально объяснять ему все эти премудрости – нет возможности, ему это будет неинтересно и непонятно, он будет пренебрегать запретом. Поэтому взрослые привязывают запрет к здоровью самого близкого для ребенка человека – его маме. И он послушно принимает это ограничение. В случае с «запретом» исполнения горлового пения действовали те же механизмы. Главное предназначение женщины – выносить и родить ребенка.Так зачем ей такие сверх-нагрузки, как исполнение хоомея? Все очень рационально».

Девушки исполняют практически все стили горлового пения, за исключением самых низких «чыландык» и «канзып». По словам Чодуры, они не то чтобы сложны, но просто не подходят женщинам. Чыландык – возникает на стыке исполнения сыгыта и каргыраа, получается при их смешении. А канзып это выражение очень сильных эмоций, это почти крик отчаянья, даже злости, исполняется редко и имеет сильное, мощное воздействие на слушателей.

С творчеством и планами «Тыва кызы» можно познакомиться на их сайте . 7 марта «Дочери Тувы» ждут всех на концерт, где входные билеты окажутся лотереей, по которой можно выиграть диск и получить другие сюрпризы.


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.