Художник Владимир Салчак застал гибель и возрождение искусства изготовления народных инструментов

   Саяна Монгуш
17 февраля 2006 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2006/02/17/hudozhnik-vladimir-salchak-zastal-gibel-i-vozrozhdenie-iskusstva-izgotovleniya-narodnyh-instrumentov.html

Сегодня в Доме народного творчества открывается концерт-презентация Союза мастеров-изготовителей тувинских народных инструментов. Общественная организация была образована в мае прошлого года. Председателем нового творческого Союза стал музыкант симфонического оркестра госфилармонии Аян Монгуш. Лучшим мастером тувинcких народных инструментов на конкурсе признали музыканта Алдара Тамдына, руководителя фольклорного ансамбля «Салгал», музыканта Тувинского национального оркестра при Министерстве культуры РТ. Алдар удостоился дипломов первой степени практически во всех номинациях.

Большинство мастеров сохраняют потомственные традиции. Сын известного музыканта, горловика Владимира Ойдупаа Танаа-Херел Ойдупаа выставил свои хомусы, выгодно отличавшиеся и качеством звука и нетривиальным оформлением: футляры этого мастера сделаны в в виде скалы с писаницей, кожаного когээржика (координаты желающим их приобрести по тел в Кызыле код 394-22 тел. 542-72).

На прошедшем весенем форуме мастеров завязался открытый разговор о путях развития национальной музыки и инструментах. Насколько допустим отход от европеизации и модернизации струнных, особенно игилов, подвергавшихся идеологической репрессии, забвению и возрождению? Стоит ли следовать трансформации, подгоняя инструменты под нужды оркестрового звучания, меняя технологию или нужно закрепить те положения, которые не менялись веками? К примеру, конский волос, который заменили современной «долгоиграющей» леской дает совсем другой тембр звучания игила. Или замена кожи выхолощенного барана на обыкновенную, овечью сказывается на качестве инструмента, его акустических возможностях. Все эти нюансы, вплоть до внешнего вида, презентабельности, допустимых технологических способов изготовления (шкуры каких животных, возможно будет использовать, каков возраст и текстура дерева, при отборе материала, синтетический клей или органического происхождения) были предметом разговора.

Дирижер оркестра Аяна Монгуш тогда рассказала о проблеме модернизации народных инструментов под европейские классические стандарты: "Невозможно закрыть глаза и выкинуть тот промежуток истории становления и поисков национального оркестра, который был связан с 80-ми годами. Я надеюсь, что и преемственность, и наши споры, и сотрудничество приведут нас к позитивному результату". Необходимо знакомить с народной музыкой и инструментами, начиная с детских садов. Пример, когда на проводимых оркестром встречах, дети верно отгадывают названия национальных инструментов, а их мамы и бабушки не имеют представления об их предназначении, свидетельство разрыва традиций, наблюдавшегося в советский период, когда игилы приходилось прятать и хранить, почти как вещдок против власти - считает музыкант.

Владимир Салчак, член союза художников России и Тувы, камнерез и мастер изготовитель всех видов национальных инструментов, не скрыл слез радости, объяснив, что не ожидал такого количества молодых, опытных, заинтересованных мастеров и музыкантов: «Я рад, что традиция не прервется, я горд и доволен, что оказался связующим звеном между ушедшим поколением мастеров и вами».


© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.