![]() |
Если план по строительству железной дороги "спустят сверху", Туве придется его выполнять, считает один из лидеров "Единой России" республики |
По материалам сайта правительства Тувы 30 октября 2005 г. постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2005/10/30/zheldoroga.html |
Основной темой состоявшегося 26 октября очередного заседания Политического клуба при Тувинском региональном отделении партии «Единая Россия» стало обсуждение строительства железной дороги Курагино-Кызыл протяженностью более 450 километров. Прокладка железной дороги в Туву, как сообщает пресс-секретарь тувинского отделения партии Альберт Хомушку на сайте правительства, была запланирована еще 30 лет назад. Предполагалось, что после завершения Байкало-Амурской магистрали рабочих и технику перебросят на строительство тувинской железной дороги. Были произведены все необходимые геологические, экономические и научные изыскания. Но дело не сдвинулось с места, оставшись на уровне планов в силу многих социально-экономических причин – перестройка, крах социализма и т.д. Сегодня, когда в стране постепенно выправляется финансово-экономическая ситуация, такие масштабные проекты стали возможны. В сентябре этого года на совещании в министерстве транспорта России принято протокольное решение о финансировании проектирования и начале строительства с будущего года.
По мнению члена Совета сторонников Партии, директора института комплексного освоения природных ресурсов республики, доктора геолого-минералогических наук Владимира Лебедева, при проектировании строительства надо учитывать и то, что республика расположена вблизи границ с Монголией и Китаем и стоит подумать о дальнейшей прокладке железной дороги и к ним. Одного взгляда на географическую карту региона достаточно – и у них и у нас пока здесь нет достаточно развитой транспортной инфраструктуры. В случае реализации транзитного проекта, западным областям наших соседей стало бы намного выгодней возить грузы в Россию и дальше в Европу через Туву, а не в обход.
В таком случае окупаемость строительства увеличится во много раз. В данный момент проект разрабатывается только в увязке с освоением Элегестинского месторождения коксующихся углей. Если шахтеры достигнут проектной мощности месторождения, то можно будет вывозить до 24 млн. тонн угля в год, но это, понятно, дело не одного года, потребуется время.
По убеждению президента Народного банка РТ Владислава Исакова, строительство железной дороги Курагино-Кызыл может стать национальным проектом и тем «локомотивом экономики», который позволит сделать рывок к избавлению от дотационного положения республики.
Критическое отношение к проекту высказал член парламентской фракции «Единой России» в Законодательной палате Верховного Хурала РТ Каадыр-оол Бичелдей. По его предположениям, на строительство магистрали могут быть привлечены рабочие сили даже из мест отбывания наказания, или дешевые трудовые ресурсы из Китая, а местные так и не примерят на себя профессии железнодорожников или шахтеров. На угольном месторождении останутся горы отвалов, опустошенная земля, так как на высокотехнологичную добычу понадобятся очень большие инвестиции, которых нет ни у республики, ни у инвесторов.
Каадыр-оол Бичелдей указывал на то, что нет утвержденного плана строительства, в связи с чем, вряд ли Москва, по его мнению, начнет финансирование строительства «прожекта» со следующего года и, вообще, разговор о железной дороге пока беспредметен – обсуждение этой темы не стоит даже в перспективных планах тувинских законодателей. На что руководитель регионального исполкома Партии Марат-оол Ондар заметил, что если план строительства «спустят сверху», то и обсуждать будет нечего, останется только его исполнять. Пока время позволяет, региональный исполком предлагает провести широкую разъяснительную работу, обсудить с народом все плюсы и минусы проектов строительства железной дороги в увязке с освоением Элегестинского угольного месторождения, способных "всколыхнуть" экономику Тувы.
Между тем, как сообщает пресс-секретарь, мнения у народа противоположные. Против прокладки магистрали в Туву выступают многие и, как ни странно, большинство из них представляют русскоязычное население республики. Это вызвано опасением нарушения экологического равновесия природы, традиционного быта и культуры коренного населения Тувы и боязнью доверить будущее во власть финансово-промышленных групп, которые неизбежно придут сюда вслед за большими деньгами.
Депутат Госдумы Чылгычы Ондар заверил участников заседания политклуба, что фракция «Единой России» в Госдуме поддержит тувинские проекты.
© 2001-2025, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru). При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна. |