Если план по строительству железной дороги "спустят сверху", Туве придется его выполнять, считает один из лидеров "Единой России" республики

   По материалам сайта правительства Тувы
30 октября 2005 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2005/10/30/zheldoroga.html

Основной темой состоявшегося 26 октября очередного заседания Политического клуба при Тувинском региональном отделении партии «Единая Россия» стало обсуждение строительства железной дороги Курагино-Кызыл протяженностью более 450 километров. Прокладка железной дороги в Туву, как сообщает пресс-секретарь тувинского отделения партии Альберт Хомушку на сайте правительства, была запланирована еще 30 лет назад. Предполагалось, что после завершения Байкало-Амурской магистрали рабочих и технику перебросят на строительство тувинской железной дороги. Были произведены все необходимые геологические, экономические и научные изыскания. Но дело не сдвинулось с места, оставшись на уровне планов в силу многих социально-экономических причин – перестройка, крах социализма и т.д. Сегодня, когда в стране постепенно выправляется финансово-экономическая ситуация, такие масштабные проекты стали возможны. В сентябре этого года на совещании в министерстве транспорта России принято протокольное решение о финансировании проектирования и начале строительства с будущего года.

По мнению члена Совета сторонников Партии, директора института комплексного освоения природных ресурсов республики, доктора геолого-минералогических наук Владимира Лебедева, при проектировании строительства надо учитывать и то, что республика расположена вблизи границ с Монголией и Китаем и стоит подумать о дальнейшей прокладке железной дороги и к ним. Одного взгляда на географическую карту региона достаточно – и у них и у нас пока здесь нет достаточно развитой транспортной инфраструктуры. В случае реализации транзитного проекта, западным областям наших соседей стало бы намного выгодней возить грузы в Россию и дальше в Европу через Туву, а не в обход.

В таком случае окупаемость строительства увеличится во много раз. В данный момент проект разрабатывается только в увязке с освоением Элегестинского месторождения коксующихся углей. Если шахтеры достигнут проектной мощности месторождения, то можно будет вывозить до 24 млн. тонн угля в год, но это, понятно, дело не одного года, потребуется время.

По убеждению президента Народного банка РТ Владислава Исакова, строительство железной дороги Курагино-Кызыл может стать национальным проектом и тем «локомотивом экономики», который позволит сделать рывок к избавлению от дотационного положения республики.

Критическое отношение к проекту высказал член парламентской фракции «Единой России» в Законодательной палате Верховного Хурала РТ Каадыр-оол Бичелдей. По его предположениям, на строительство магистрали могут быть привлечены рабочие сили даже из мест отбывания наказания, или дешевые трудовые ресурсы из Китая, а местные так и не примерят на себя профессии железнодорожников или шахтеров. На угольном месторождении останутся горы отвалов, опустошенная земля, так как на высокотехнологичную добычу понадобятся очень большие инвестиции, которых нет ни у республики, ни у инвесторов.

Каадыр-оол Бичелдей указывал на то, что нет утвержденного плана строительства, в связи с чем, вряд ли Москва, по его мнению, начнет финансирование строительства «прожекта» со следующего года и, вообще, разговор о железной дороге пока беспредметен – обсуждение этой темы не стоит даже в перспективных планах тувинских законодателей. На что руководитель регионального исполкома Партии Марат-оол Ондар заметил, что если план строительства «спустят сверху», то и обсуждать будет нечего, останется только его исполнять. Пока время позволяет, региональный исполком предлагает провести широкую разъяснительную работу, обсудить с народом все плюсы и минусы проектов строительства железной дороги в увязке с освоением Элегестинского угольного месторождения, способных "всколыхнуть" экономику Тувы.

Между тем, как сообщает пресс-секретарь, мнения у народа противоположные. Против прокладки магистрали в Туву выступают многие и, как ни странно, большинство из них представляют русскоязычное население республики. Это вызвано опасением нарушения экологического равновесия природы, традиционного быта и культуры коренного населения Тувы и боязнью доверить будущее во власть финансово-промышленных групп, которые неизбежно придут сюда вслед за большими деньгами.

Депутат Госдумы Чылгычы Ондар заверил участников заседания политклуба, что фракция «Единой России» в Госдуме поддержит тувинские проекты.


© 2001-2025, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.