|
На Республиканский конкурс «Доброе сердце – Тыва», прием заявок на который завершился сегодня, в номинации "Образование" в числе участников два преподавателя школы № 10 г. Кызыла – Алимаа Чапаевна Самдан, учитель начальных классов, и Вера Викторовна Вохминцева, учитель биологии. Их представили на конкурс родители особенных детей. Очерки о профессионалах, помогающих людям с инвалидностью, размещаются на созданном Оргкомитетом конкурса ресурсе в ВК "Доброе сердце - Тыва". Мы представляем эти очерки.
Алимаа Самдан: Это – мое призвание
Именно призванием объясняет свои 33 года работы в коррекционной школе №10 учитель высшей категории Алимаа Чапаевна Самдан. За эти годы получила специальное образование, позволяющее работать с особенными детьми, разработала собственную методику их обучения, приняла участие во множестве конкурсов и определила свою формулу успеха. Слагаемые этой формулы очень просты – любить каждого ребенка и верить в каждого, несмотря ни на что.
Алимаа Чапаевна признается, что, очень важным было получить образование по специальности «олигофренопедагог-дефектолог» в Московском государственном педагогическом университете. Однако дальше пришлось учиться постоянно. изменялись условия работы, появлялись новые дети. В определённый момент ей самой пришлось засесть за создание рабочей тетради для деток с аутизмом, у которых имеется дополнительный диагноз. Оказалось, что ни одно пособие, разработанное учеными, этой особенности не учитывает. Пришлось «перелопатить» большое количество специальной литературы. Потом связалась с Институтом коррекционной педагогики в Москве, заказала их инновационное учебное пособие, изучила и создала рабочую тетрадь – специально для своих особенных учеников.
Она научилась радоваться каждому, даже самому маленькому успеху ребенка. И уверена: надо пытаться работать с каждым.Вот одна лишь одна история. Сложный ребенок, к которому невозможно было найти подход. Но учитель узнала, что мальчик любит лепить из пластилина и разрешила ему заниматься этим прямо на уроке, похвалила его творчество – ключик был найден: «Сказала ему: «Дай пять. Классно у тебя получилось!» Ладошками стукнулись… Теперь он сидит за партой. Сам входит в класс, достает из портфеля учебные принадлежности, то есть ведет себя как ученик…»
Алимаа Чапаевна уверена: любовь и поддержка со стороны семьи и учителя могут помочь многим детям с ОВЗ социализироваться, стать достойными людьми: «Среди наших детей много тех, у кого все хорошо сложилось во взрослой жизни. Самое главное – вовремя оказать помощь. Если это сделано, если родители и педагоги работают вместе, то результат будет. Особенно, если у ребенка выявляют умственную отсталость легкой степени. Через несколько лет никто и не догадается о том, что у ребенка были проблемы. Только надо очень стараться. Среди наших выпускников есть даже те, кто бизнесом занимается. Парикмахерами работают. Швеями.
Она всегда разрешает родителям учеников присутствовать на уроках: «Они должны видеть, как работает педагог, какие приемы применяет, как взаимодействует с детьми, чтобы получить результат».
А любой урок она старается начинать не просто с приветствия, а с объяснения в любви: «Я вас всех очень люблю, дети. Мы все сможем. Вы – молодцы».
Еще один секрет Алимы Чапаевны – это постоянное взаимодействие с коллегами в поиске новых методов обучения. «Наша завуч Марина Евгеньевна Медведева, которая занимается программированием, подсказала мне, как сделать так, чтобы ребенок, который не умеет писать, сложно усваивает программу, потянулся к компьютеру. И сейчас мы рисуем зайца и рассматриваем: вот голова, вот туловище. Детям интересно!»
Вера Вохминцева: Вдохновляют дети, у которых «глаза горят»
В коррекционную педагогику Вера Викторовна Вохминцева пришла сразу после окончания университета с дипломом учителя биологии. Прошла переподготовку по специальности «олигофренопедагогика» и вот уже 23 года работает с особенными детьми в школе № 10 г. Кызыла, преподает биологию. Учитель высшей категории. Победитель конкурса «Сердце отдаю детям». А еще Вера Викторовна является руководителем очень важного и интересного кружка. Называется он «Мастерская Самоделкина».
Занимаются у «Самоделкина» и мальчики, и девочки – ученики 6, 7, и 8 классов. Рисуют, делают разные поделки. школу оформляют к праздникам. Например, сейчас они вместе с педагогом готовятся к Шагаа, работают без устали, создают разные украшения к восточному Новому году.
Дополнительное образование детей с ОВЗ Вера Викторовна считает необходимым условием для усвоения им школьной программы, в конечном счете – для успешной социализации ребенка: «Самое главное для них – это развитие мелкой моторики. Это очень важно для наших ребятишек, поскольку для них очень сложно писать, рисовать. Им сложно выполнять долгую кропотливую работу, у них мало терпения. На занятиях в кружке мы стараемся развивать. Разбиваем работу на этапы. Дети видят результат и очень радуются».
Воспитанники Веры Викторовны успешно участвуют в различных творческих конкурсах и нередко становятся победителями и призерами. Для них это очень важно – знать, что их ценят, что они – молодцы. Совсем недавно дети показали хорошие результаты на конкурсе «Живи, ёлка!», который проводил Центр дополнительного образования. «Мастерская Самоделкина» представляла свои работы и на чемпионат «Абилимпикс» (это конкурс профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями здоровья). Самой важной победой Вера Викторовна считает II своей место воспитанницы на «Дельфийских играх». Жюри тогда высоко оценило вышитую на картоне бабочку.
Родители особенных воспитанников, видя увлеченность педагога и детей, всегда идут навстречу – помогают с материалами, помогают завершить работу, если юные мастера не успевают. Им тоже очень интересно, как в детских руках рождаются маленькие шедевры. Коллеги называют Веру Викторовну «наша звездочка», отмечая ее талант и умение увлечь детей творчеством.
|
|