Зоя Кыргыс: Низкий поклон ушедшим артистам ансамбля им. Александрова

   Зоя Кыргыс
30 декабря 2016 г.

постоянный адрес статьи: https://www.tuvaonline.ru/2016/12/30/zoya-kyrgys-nizkiy-poklon-ushedshim-artistam-ansamblya-im-aleksandrova.html

Зоя Кыргыс: Низкий поклон ушедшим артистам ансамбля им. АлександроваВ эти тяжелые дни сотрудники центра «Хоомей» вспоминают коллег из ансамбля им. Александрова. В мае музыканты оркестра приезжали в Центр развития тувинской традиционной культуры и ремесел. Наши горловики, как всегда гостеприимные, дали концерт. После концерта несколько человек пришли купить книги о хоомее. Ребята, улыбаясь, сказали: «Мы знаем, что есть Международный научный центр горлового пения, знаем, что можно приобрести книги, охранник нас навел на вас». В центре их интересов находилось движение устных традиций тувинцев во времени и их происхождение. Как музыканты с отшлифованным мастерством, они, конечно, сразу задали вопрос о горловом пении: они «были в Монголии, но там поют немножко не так, как в Туве» – сказал один из них и попросил меня «немножко объяснить» о горловом пении и его технике.

Я растерялась. Мне пришлось ответить им как артистам и духовикам:

–При сжатии воздуха в прессованном состоянии грудных мышц происходит длительная «задержка дыхания». Горловик, поддерживая концентрацию энергии в груднойклетке,направляет эту энергетическую звуковую субстанцию в голову, пока весь воздух не будет выдохнут. Именно способ задержки дыхания,как у духовиков, является «первой скрипкой». За счет возникновения в грудной части особой концентрации энергии, певческий инструмент горловика начинает воспроизводить два-три звука одновременно. При этом исполнитель горлового пения получает возможность одновременно «играть на двух инструментах» – аналогах гобоя и трубы – совмещая в звучании своего голоса казалось бы, несовместимое – тембральную полноту грудного звучания и звучания головных резонаторов. Исполнители практикуют именно гипервентиляцию, т.е. интенсивное дыхание как метод увеличения времени задержки дыхания. Расширение диапазона достигается путем передувания, как у духовиков, в этом уникальность тувинского горлового пения. Поэтому мы сейчас, приравнивая исполнительское мастерство тувинских горловиков с музыкантами, работающими на духовых инструментах, поднимаем вопрос пенсионирования.

Артисты сказали – «Да, это намного сложнее, чем духовые инструменты». И сразу взялись практиковаться в горловом пении. Такие молодые, любознательные. Эти ребята сразу взяли быка за рога. Множество разных вопросов прозвучали за 15 минут. И один из них сказал – «Какая у нас большая страна, чего только не увидишь и не услышишь». Спрашивали, можно ли освоить хоомей через интернет. Говорили: «После Тувы мы летим в Корею. Как вы думаете, они там они поют горлом?» И смеялись, так просто и скромно одетые, в джинсах, футболках, все совсем юные. Как подобает всем москвичам, сразу начали интересоваться книгами МНЦ «Хоомей». Все подписались на страницах моей книги «Тувинское горловое пение в контексте шаманской культуры и исполнительства на традиционных духовых инструментах».

Память об артистах ансамбля им. Александрова останется в наших сердцах. Мы скорбим вместе со всей страной.




© 2001-2024, Информационное агентство "Тува-Онлайн" (www.tuvaonline.ru).
При любой форме цитирования ссылка на источник (при возможности с указанием URL) обязательна.