|
Отгремел XVI Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ», посвященный в этом году национальному празднику Наадым и 250-летию Даа-кожууна. Более тысячи гостей фестиваля, получившие мощный заряд энергии и массу положительных эмоций, активно штудируют всемирную паутину в надежде найти аудиотреки участников фестиваля, делятся впечатлениями в социальных сетях, выкладывая фотографии и видеозаписи с концертов и уже обсуждают следующую поездку. Действительно, "Устуу-Хурээ” не отпускает.
На лоне природы, в раскинувшемся рядом с Чаданом палаточном лагере, привычная жизнь, переполненная повседневной суетой, здесь переходит в иное русло, предлагая остановиться и задуматься, по иному взглянуть на мир, заново расставить приоритеты и с новой силой влюбиться в музыку. А музыки в течение четырех фестивальных дней, с 22 по 25 июля, было очень много и в большом разнообразии – от фольклора до авангарда. На одной сцене – музыканты разного калибра из разных городов и стран: от впервые вышедших на публику новичков до мировых звезд. Всего зарегистрированных участников – 257. Меломаны с удивлением обнаруживают здесь совершенно незнакомые группы, созданные незадолго до фестиваля, а то и во время него. И это не удивительно, многие известные сегодня коллективы начинали свой путь с "Устуу-Хурээ”.
Яркий пример – трехкратный обладатель Гран-при Международного фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» (2005, 2006, 2008 гг.) Духовой оркестр Правительства Республики Тыва, который на этом фестивале был в качестве хедлайнера. Такой высокий статус, впрочем, не дал музыкантам спокойно наслаждаться праздником, так как именно они, наравне с коллективом Тувгосфилармонии, взяли на себя основные организационные хлопоты.
В числе начинающих была чаданская группа с сакральным названием"Сакса”. Так называется сосуд, помещаемый в сердце оваа при его создании. Ребята с юношеским задором исполнили популярную песню "Кежээки Чадаана” – "Вечерняя Чадаана”, ставшую гимном для молодежи, а также написанную специально для фестиваля песню "Устуу-Хурээ”, преисполненную гордостью за то, что "Устуу-Хурээ”проходит на их родной земле, приумножая славу любимого города. Любовь к музыке и малой родине принесла молодому коллективу "Сакса” диплом фестиваля в номинации"Лучший вокально-инструментальный ансамбль”.
Еще один чаданский коллектив, детский фольклорный ансамбль "Кенгирге”, награжден дипломом в номинации "Надежда”.
Действительно, есть все надежды на то, что, начав заниматься музыкой и хоомеем в столь юном возрасте, ребята к совершеннолетию вырастут в маститых горловиков. Как Монгун-оол Монгуш из Чадана – солист состава фольклорного ансамбля "Тыва”. Он и его сокурсники, игравшие в студенческом ансамбле "Чангы-Хая” при Кызылском колледже искусств им. А. Б. Чыргал-оола, в этом году получили на руки заветные дипломы об окончании колледжа пополнили ряды известного ансамбля "Тыва”. На "Устуу-Хурээ” мастерство выпускников было оценено на высоком уровне: ансамбль "Тыва” получил приз фестиваля"За профессионализм” и спецприз Информационного центра туризма Министерства культуры Республики Тыва, а Монгун-оол Монгуш был признан лучшим солистом фестиваля и получилспецприз – гитару – от ГТРК "Тыва”. Впервые на большую сцену вышел девичий фольклорный коллектив"Оргаадай”, студентки Кызылского колледжа искусств. Девушки держались на сцене немного робко, но инструменты их звучали уверенно. Бессменный ведущий фестиваля Андрей Чымба отметил, что точно так же когда-то начинал и фольклорный ансамбль "Тыва кызы”. Возможно, и эти скромные девушки обретут в будущем мировую славу.Тем более, педагог у них ни кто иначе, как солистка ансамбля "Тыва кызы” Олча Тумат. Жюри фестиваля отметило успешное выступление девушек дипломом в номинации"Дебют”.
Абаканская группа "Shadow Kraft”, специализирующаяся в направлении альтернативный метал, с недавних пор поставившая цель покорить Туву, представила фестивальной публике несколько динамичных композиций, запомнившихся необычным гортанным вокалом Александра Кравченко. К слову, что харизматичный гитарист этой группы Вячеслав Монгуш родом из Тувы.
Поболеть за него из Кызыла приехала его сестренка Мергенмаа Монгуш, студентка 2 курса Кызылского медицинского колледжа, считающая себя коренной чаданкой, несмотря на то, что переехала отсюда в Кызыл в шестилетнем возрасте. "Как помню себя, фестиваль "Устуу-Хурээ” всегда был. Он стал неотъемлемой частью жизни нашего города, – рассказывает девушка. – Здесь безумно интересно. Столько разных людей из разных регионов и стран здесь собираются! Очень интересно с ними пообщаться. Со мной приехали мои подружки, которые здесь впервые”. С такой поддержкой рок-группа "Shadow Kraft” заслуженно получила диплом в номинации"Самый энергичный проект фестиваля”.
Кызыльская рок-группа "Loud” также отличилась лирическим исполнением авторских песен Татьяны Крыциной и была удостоена диплома в номинации"Лучший акустический проект”.
Приятно было услышать впервые выступающий на фестивале новосибирский дуэт«Shake», играющий на русских народных инструментах –домре, калюке, окарине (глиняной свистковой флейте), гуслях крыловидных. Свою технику исполнения музыканты называют «лайв лупинг»(англ. Live Looping)– «живая петля». Слушая виртуозно исполняемую легкую мелодию с элементами фолка,уносящую вдаль, невозможно представить невероятно сложный процесс звукоизвлечения. Чтобы не сбиться, музыканты работают в наушниках. «Мы исполняли наши обработки-аранжировки фольклора Новосибирской и Читинской областей. Импровизация имела место быть.Мы выступали впервые на фестивале! Получили очень много эмоций и пищи для размышления. Здорово окунуться в жизнь и традиции Тувы!», – делится руководитель группы Алексей Александров. «Лучший инструментальный коллектив».
Первые два дня не повезло красноярскому ансамблю с красивым названием"Жимолость”. Из-за технических проволочек он не смог выступить. Но на гала-концерте зрители были одарены удивительной воодушевляющей музыкой, где лейтмотивом звучала скрипка в руках Ольги Брагинской. Ансамбль, регулярно приезжающий на фестиваль, получил диплом в номинации "За верность фестивалю”.
"Шкатулочка”. Девушки в ярких этнических костюмах выделились залихватским исполнением фольклорных песен. А совместное выступление "Шкатулочки” с ее давними друзьями – заводными фолк-рок-металистами из группы "Духов день”– заставило приплясывать весь стадион. Результат – диплом в номинации "Лучший аутентичный фольклор”.
Тувинский фольклорный ансамбль "Тайга сыны” из Бай-Тайги получил диплом в необычной номинации, как нельзя лучше характеризующей исполнение музыкантов – "За мудрость и деликатность исполнения”.
Впервые приехали на фестиваль "Устуу-Хурээ” и их соседи, проживающие за величественными зелеными кольцами Бай-Тайги – группа "Алтай-Кай” под руководством Народного кайчы Республики Алтай Урмата Ынтаева. Молодые хоомейжи, или, как их называют на Алтае, кайчы, приехали напрямую через Бай-Тайгу, преодолев трудную дорогу в 570 километров, проигнорировав менее опасный и комфортный круговой путь протяженность в 2500 километров.
"Мы живем в самом отдаленном месте Алтая – Улаганском районе, получившем свое название от слова "Улухан”. Район расположен высоко в горах и зимой там очень холодно. Мы выбрали короткий путь напрямую, так как нам привычны горные дороги, - рассказывает кайчы Алексей (Алаш) Топчин, поразивший зрителей мастерской имитацией животных. – Тува умеет принимать гостей. Нам оказали очень теплый прием зимой два года назад, когда был еще жив Конгар-оол Борисович. Тогда же мы пообщались и с Кайгал-оолом Ховалыгом. Этот приезд нам тоже очень понравился”. Получив диплом в номинации "За верность традициям”, алтайцы уехали, пообещав вернуться в скором времени, чтобы принять участие в Международном фестивале "Хоомей в Центре Азии”, который состоится с 10 по 14 августа в Кызыле. Диплом в номинации "Самый яркий перфоманс” был вручен группе, созданной специально для участия в "Устуу-Хурээ” за несколько дней до ее начала. Это интернациональный коллектив с названием "Le suldemates” что означает "Близкие по духу”. Родственные души – хореограф Татьяна Баян, актриса Национального музыкально-драматического театра им. В. Кок-оола Айзана Чылбак-оол, музыкант Илья Коловский из Кызыла, француженка Ссаян Манга и Айдемир Денис из Турции – нашли друг друга совершенно случайно. Татьяна Баян рассказала о рождении проекта: "Мы с Ссаян познакомились через Татьяну Крыцину (художник-музыкант, поэтесса) и вместе работаем над танцевальным проектом, собираемся заниматься с желающими танцетерапией. На днях она обратилась ко мне за помощью откорректировать интервью, которое она дала одной нашей местной газете. Слушая французскую речь я была очарована мелодичностью языка и попросила ее прочитать стих на французском. Выяснилось, что она сама пишет стихи. Под них я начала двигаться. Мы подключили к нашей неожиданной импровизации гитару, затем смягчили всё это звуками лимби в исполнении Айзаны и всё – номер был готов”. "Мы даже не думали, что нас возьмут на гала-концерт "Устуу-Хурээ”, – подхватывает Айзана. – Ведь до сегодняшнего выступления мы сыграли в Кызыле вместе только один раз. Выступление на "Устуу-Хурээ” было вторым разом”. Импровизационная музыка, стихи в прочтении Ссаян и завораживающий танец в исполнении Тани Баян были встречены публикой с большим интересом. Случайно нашедшие друг друга артисты планируют продолжить совместную работу. Прибывшая в Туву всего на месяц Ссаян настолько влюблена в Туву, что решила остаться здесь на год, а затем продлить визу еще на три года.
Влюблен в Туву и японец Рехей Терада, каждое лето приезжающий сюда, чтобы совершенствовать свой хоомей. Среди тувинских хоомейжи он давно уже свой человек, "японский тувинец”, в совершенстве владеющий тувинским языком. За выступление на фестивале "Усту-Хурээ”, где он уже в пятый раз, Рехей получил диплом в номинации "За синтез и слияние культур” и спецприз от Информационного центра туризма Министерства культуры Республики Тыва.
Открытием фестиваля стала двенадцатилетняя Ай-Кыс Кыргыс, воспитанница Студии Бориса Салчака. Юная исполнительница хорошо известна внутри республики как победительница детских вокальных конкурсов, но на международную сцену вышла впервые и сразу же, с первых нот, сразила всех своим невероятным голосом. Когда Ай-Кыс начала петь сложную даже для опытных вокалистов песню «Simple the best»из репертуара королевы рок-н-ролла Тины Тернер стадион взорвался овациями. Девочка, которой все сулили звездное будущее, получила диплом в номинации "Открытие фестиваля” и специальный приз от турфирмы "Тоджа Тур” – сертификат на посещение мараловодческой фермы с принятием пантовых ванн. Спецприз от той же фирмы – экскурсию по достопримечательностям Кызыла – получила и московская группа "Майя”,очаровавшая всех выступлением солистки Майи Мёдовой.
С особым нетерпением чаданские зрители ждали выступления хедлайнеров фестиваля. На стадионе было слышно как зрители переговаривались между собой: "Мы ждем выступления иностранцев”, "Что там иностранцы? Духовой оркестр бы поскорее вышел!”. Дождались во втором часу ночи. Знающие особенности климата (днем – жарко, ночью – холодно) и продолжительность концертов "Устуу-Хурээ”, завершающихся далеко за полночь, зрители не забыли захватить с собой теплые пледы, под которыми очень уютно слушать живую музыки, лежа на стадионе и глядя на звездное небо.
фестиваля-гастролера "МузЭнергоТур”, уже доезжавшего до Тувы в 2013 году. В этот раз тур привез исполнителей из США, Франции, Испании, Швейцарии, Германии, Голландии, Нидерландов и российских городов – Санкт-Петербурга, Владимира, Протвино, Томска.
Стоит отметить, что своему рождению "МузЭнергоТур”, берущий бег с подмосковной Дубны, обязан именно Международному фестивалю живой музыки и веры "Устуу-Хурээ”, в чем и признался на сцене продюсер тура Юрий Льноградский пока музыканты настраивали свои инструменты: "Когда мы задумали историю с автобусным фестивалем и решили, что будем ездить по всей стране и показывать всем эту странную музыку, мы на самом деле были вдохновлены идеей "Устуу-Хурээ”. Когда я сюда впервые приехал в 2004 году и посмотрел, как местные организаторы, Игорь Дулуш и его команда, всё это делают, вообще не обращая внимания на то, что происходит вокруг – все говорили, что у них денег нет и не будет, что никакого храма они не построят и не стоит привозить серьезных американских артистов в Туву, где их никто не знает – они просто брали и делали. Мы посмотрели и решили: "А что, собственно, нет? Давайте и мы тоже будем просто брать и делать”. Посадили всех на автобусы и поехали, несмотря на то, что и нам не верили. В 2013 году добрались до вас. Все это, благодаря вам, тому, что вы здесь, в Чадане уже давно-давно-давно”. Музыка, приехавшая с "МузЭнергоТуром”, действительно, "другая”, не та, к которой большинство слушателей привыкло. Чарующие звуки гуслей в руках Гудимира (Максима Анохина) из Санкт-Петербурга и кларнета Саймона Вирша (Simon Wyrsch) из Швейцарии уносили в неведомые сказочные края. Развеселил зрителей швецарский девичий дуэт "Eclecta Forever” ("Эклектика навсегда”), выступление которого невозможно забыть, так как каждый номер – шоу. Начав с акапельного пения, солистки коллектива – Андрина Боллингер (Andrina Bollinger) и Марена Витчер (Marena Whitcher), сев за инструменты начали, в буквальном смысле, шалить: пели то протяжно, то скороговоркой, переходя с шепота на крик, с крика на шепот, менялись инструментами, перекидывались барабанными палочками, ползали по сцене, прятались за барабанами, на которых до этого играли, небрежно накинув ткань.
Группы с видными музыкальными деятелями из разных стран – французского саксофониста Эрика Пайе (Eric Pailhe), испанского гитариста Анхель Онтальва (Angel Ontalva), испанской бас-гитаристки Аманды Пасос (Amanda Pazos Cosse), томской группы "Sine Seawave” и других – сыграли несколько номеров со сложным музыкальным наполнением, где светлые ноты сменялись мрачными, погружая в размышления тысячную публику. Финальное выступление американско-нидерландской группы "Cactus Truck”, к которой присоединились и все остальные участники тура оказалось для многих экзаменом на выдержку. Некоторые зрители, не выдержав, сумасшедшей энергетики и шума, сидели, закрыв уши, или же и вовсе покидали стадион, но не навсегда, а для того, чтобы вернуться к выступлению следующего хедлайнера – Духового оркестра Правительства Республики Тыва.
Артисты Духового оркестра, вышедшие в костюмах мистерии "Цам” (только без масок), произвели настоящий фурор, исполнив несколько разноплановых композиций: "Иду на вы”, "Устуу-Хурээ” в стиле хип-хопа, "Субедей”, буддийскую мантру "Ом мани падме хум” и "Хондергейим” с Народной артисткой Тувы Софьей Кара-оол-Дулуш. На такой эмоционально накаленной ноте завершился концерт в третьем часу ночи.
Другие заявленные в афише звезды – легенда российского блюза Юрий Наумов и американский король блюза Алвон Джонсон – выступили на гала-концерте в третий, завершающий день фестиваля, начавшийся традиционным шествием –хороо.
Хороо - одно из самых ожидаемых действий фестиваля "Устуу-Хурээ”. Начавшись изначально как карнавальное шествие, постепенно приобрело форму ритуала, суть которого заключается в обходе святых мест Чадана. Возглавляют шествие ламы и артисты Духового оркестра Правительства Республики Тыва в костюмах "Цам”. За ними – все желающие: участники и гости фестиваля, горожане. Участие в хороо дарит непередаваемые ощущения и эмоции, а в будущем сулит всё только хорошее. Дойдя до восстановленного всем миром Устуу-Хурээ, ради которого и был первоначально организован фестиваль, участники хороо слушают торжественный часовой молебен. После службы три раза, по часовой стрелке, обходят храм и уникальные, чудом сохранившиеся, глинобитные стены разрушенного храма, в трещинах которого хранятся тысячи записок, посланий Богу, загаданных желаний.
В этот раз процессия, из тысяча человек, тронулась от палаточного лагеря, вдоль города Чадана, мимо Алдыы-Хурээ (Нижнечаданского монастыря) к Устуу-Хурээ (Вернечаданскому монастырю). Люди, преодолевшие более десяти километров в тридцатипятиградусную жару, искренне верят, что жизнь после хороо становится лучше. Так, гостья фестиваля из Красноярска, держащая за руку годовалую девочку рассказала, что на фестивале она в третий раз и каждый раз она ждет именно хороо: "Я была здесь два года назад. Тогда тоже прошла пешком весь путь хороо, несмотря на то, что вот эта девочка (указывает на дочь) была в моем животике. Год на самом деле был прекрасный, много хорошего произошло в нашей жизни. Для меня лично, один из самых отличный, классных моментов – это дойти до храма. Ощущения великолепные”.
Действительно, после утра хороо как будто бы сам фестиваль стал лучше: звук на стадионе к гала-концерту был настроен, вечер и ночь оказались теплыми, публика была воодушевлена и провожала шквалом аплодисментов всех выступавших артистов. И уж точно не жалели ладоней и голоса для звезд фестиваля – Юрия Наумова и Алвона Джонсона.
Алвона Джонсона (Alvon Johnson)кызылчане знают по майскому выступлению в столице республики. Именно тогда Игорь Дулуш пригласил его на фестиваль "Устуу-Хурээ”. Чтобы добраться до Тувы королю блюза понадобилось 36 часов, из которых 22 он провел в воздухе. Сначала он из Африки долетел до Сан-Франциско, где он живет, оттуда добрался до Лос-Анджелеса, где сел на самолет до Москвы. Дальше он полетел в Новосибирск и оттуда в Кызыл. До Чадана он добрался только поздно ночью, после завершению второго дня фестиваля, и сразу лег спать. Проснувшись, был рад царившей вокруг атмосфере. "Давно не был там, где вокруг столько разной музыки. Мне здесь очень нравится, – поделился он впечатлениями. – Обычно я прихожу, выступаю и сразу же покидаю шоу, а здесь я провожу очень много времени со слушателями. Для меня это очень особенно. Тувинский зритель замечательный. Я дарю им любовь и они мне – в ответ. Для меня главное в выступлении – это всецелая отдача, со всей энергией”.
На концерте публика, почти не отреагировавшая сначала на громогласное объявление ведущим Алвона Джонсона, к концу его выступления в сопровождении "Бэнда ВСГАКИ” была влюблена в него. Искрометный, харизматичный, с удивительной белозубой улыбкой, фонтанирующий драйвом, король блюза, после первого номера сошел со сцены и пошёл на газон пожимать руки зрителям, что окончательно подкупило подкупило публику. Сюрпризом стало совместное исполнение с Софьей Кара-оол-Дулуш тувинской народной песни в джазовой обработке "Ченим чолдак”. Исполнив по просьбе стадиона очередную песню, Джонсон, не делаю, поклона попросту ушел за кулисы: иного способа уйти со сцены не было – публика не отпускала его.
Уникальный гитарист, композитор, нареченный легендой русского блюза, Юрий Наумов, проживающий в Нью-Йорке, участвовал на фестивале второй раз, радуя поклонников осмысленных, глубоких композиций. Мастер психоделического блюза признался, что очень рад возвращению проекта: "Фестиваль "Устуу-Хурээ” исключительно высокого уровня по классу и разнообразию музыкантов. Это неожиданно, учитывая то, что с точки зрения медийных и финансовых ресурсов, ребята (организаторы), почти на голодном пайке. Просто потрясающе, что в сердце Азии, в маленькой республике, где самый большой город с населением в сто тысяч человек,им удалось раскрутить такой фестиваль по движению сердца. Полуторамиллионный Новосибирск не может этим похвастаться. Не уверен, что тем, что у вас здесь происходит, может похвастаться и пятимиллионный Петербург. Что изменилось с момента моего посещения фестиваля в 2010 году? Изменилось то, что храм вибрирует. Он действует. Его посещают прихожане. Там читаются мантры. И это самый парадоксальный момент. С точки зрения целеполагания, фестиваль исполнил свою миссию. Но, благодаря запуску храма Устуу-Хурээ, стало понятно, что смысл фестиваля этим не исчерпывается. Выяснилось, что ребенок, которого поднимали, растили по крупицам вложений заинтересованных мотивированных сердец, встал на ножки и несет вибрацию в мир. А поднявшая его сила продолжает свое магическое воздействие. Поразительная, неожиданная вещь – осознание того, что восстановление храма – не конечная цель фестиваля. Мне очень нравится эта история с храмом и фестивалем – это метафора нашей жизни. Мы говорим: "Хотим это. Дайте нам это”. Казалось бы, получим это и всё, дальше двигаться никуда не надо. Но нет. Достигнув цели, мы ставим новую.И так бесконечно. "Устуу-Хурээ” – прекрасная метафора этого. Замечательно, что человек, в 1999 году придумавший фестиваль (Игорь Дулуш), увидел, что его детище устремилось куда-то дальше”. В самом деле, после годового перерыва, последовавшего за ошарашившим всех заявлением Игоря Дулуша о том, что фестиваля "Устуу-Хурээ” больше не будет, многие осознали его ценность, выходящую за рамки строительства храма. Сюда приходят не только ради веры и не только ради живой музыки. Каждый приходит сюда за чем-то своим. Маша Дьякович из Красноярска на фестивале в третий раз. "Для меня "Устуу-Хурээ” – это место встречи друзей. Новых и старых, – рассказывает девушка. – Впечатления мои восхитительные. Здесь очень душевно. Всё хорошо организовано. Была здесь в 2008 и 2009 годах. В этом году я приехала одна на автобусе, организованном фестивалем "Устуу-Хурээ”. Ехать одной было не страшно, так как я знала, что всё будет хорошо и одиноко мне здесь точно не будет”.
Саша из Красноярска, приехавший на фестиваль во второй раз, поделился, что его привлекает экзотичность фестиваля: "Приехать на фестиваль "Устуу-Хурээ” – это как съездить в другую страну. Казалось бы, вот она, Тува, под боком, но стоит лишь переехать через Саяны, попадаешь в совершенно другой мир: с другими законами, с другими людьми. В первый раз приехал на фестиваль в 2013 году. Хотел узнать, кто такие тувинцы и что такое Тува настоящая, не та, о которой часто говорят и пишут. Убедился в том, что рассказываемое об этой республике не соответствует действительности. Здесь очень хорошие люди. А от лагеря я просто в восторге!”.
В этом году оргкомитет постарался сделать палаточный лагерь более комфортным. "Появились индивидуальные туалетные кабинки с освещением, пункт зарядки телефонов, светодиодное освещение лагеря, оптоволоконный интернет, разборная малая сцена” – перечисляет на своей станице "Вконтакте” член оргкомитета Валерий Иргит.
Завсегдатай фестиваля, вокалист группы "Хартыга” Начын Чореве подтверждает, что организационный уровень мероприятия растет: "Участвую с 2003 года. Тогда выступал в составе студенческой группы Кызылского колледжа искусств "Чангы-Хая”, окончив первый курс отделения национальных инструментов.Был в 2004, 2005 годах. Пропустил фестивали 2006, 2007 и 2008 годов из-за службы в армии. Во всех остальных участвовал в составе разных групп: ансамбля "Моом”, который позже перерос в группу "Хартыга”, ВИА "Аян”, группы "Амырга-Моос”. Вижу, что из года в год фестиваль меняется в лучшую сторону. Организационные шероховатости сглаживаются. География расширяется. Всё больше участников приезжает из других регионов нашей страны”.
До завершения фестиваля главной интригой было,продолжит ли фестиваль своё существование. И наконец, под занавес гала-концерта, идейный вдохновитель фестиваля Игорь Дулуш наконец-то озвучил, что Международный фестиваль живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» будет продолжаться. Свою поддержку выразил председатель администрации Дзун-Хемчикского кожууна Байбек Монгуш. Да, фестиваль Устуу-Хурээ” взял новую высоту – возведение храма в наших сердцах и в наших душах.
|
|