Первобытное святилище нашли на территории могильника Красная Горка в Кызылском кожууне Тувы петербургские археологи. Объект датирован второй половиной III тысячелетия до н.э. — эпохой ранней бронзы.
Как сообщили "Росбалту" в Институте исследования материальной культуры РАН, сам могильник, расположенный на пойменной террасе левого берега Енисея, состоит из 12 археологических объектов, наиболее интересным из которых оказалось первобытное святилище. Оно представляло собой углубленный прямоугольный котлован, дно которого было тщательно выстлано специально подобранными плоскими камнями, борта обставлены вертикальными плитами песчаника, а внешний контур обрамляла выкладка из плоских камней.
Вход в котлован оформлен в виде узкого коридора длиной 7,5 м., обозначенного вертикально врытыми плитами. Внутреннее пространство разделено на три части, в центре вырыта прямоугольная жертвенная яма, напротив которой был устроен своеобразный "иконостас" из продолговатой, вертикально стоящей речной гальки, за камнями — "экран" из двух плит.
В жертвенной яме обнаружили слой золы и останки костей животных, скорее всего, овец, которых сжигали именно здесь. У северо-западной стенки котлована обнаружили фрагменты крупного плоскодонного сосуда, стенки которого украшены орнаментами, а дно — солярным знаком.
Святилище раскрывает подробности религиозных верований населения этих земель в эпоху ранней бронзы — многобожие, где каждый бог имел собственные функции.
По словам главного научного сотрудника Отдела Центральной Азии и Кавказа ИИМК РАН Игоря Лазаретова, найденный объект позволяет сделать вывод, что такие храмы были открыты как для местных жителей, так и для путешественников. У странников тоже имелся свой бог.
"Впервые подобный объект обнаружен на территории Тувы. Он свидетельствует о наличии устойчивых религиозных верований у жителей этой земли уже во второй половине III тысячелетия до н.э. Вероятно, этим святилищем пользовались не только местные жители, но и путешественники. Находки свидетельствуют о многобожии, причем каждое божество имело свои функции. Имелся свой бог и у путешественников. Сейчас наша задача отыскать поблизости поселение этого периода, следы людей, пользовавшихся этим святилищем", - рассказал Лазаретов.
Святилище очень хорошо сохранилось. Вероятно, это связано с тем, что его использовали на протяжении короткого периода времени и не перестраивали.
|