|
«Здоровье и жизнь дороже золота, соблюдай промбезопасность» — гласит плакат своим исполнением немного напоминающий стиль советских транспарантов, подвешенный под потолком титерной электростанции горнообогатительного комбината компании ООО «Лунсин».
Какие бы слухи ни ходили о китайских промышленниках в Туве, вся их деятельность в Тодже «танцует» как раз таки от безопасности. В том, что «Лунсин» уделяет огромное значение не только производственной, но и экологической безопасности, в очередной раз смогли убедиться в Кызыл-Таштыге члены делегации от Верховного Хурала РТ и Хурала представителей Тоджинского района 26 февраля, в рамках проводимых в этом районе дней Верховного Хурала.
В этот раз депутаты прибыли на лунсиновский ГОК, так сказать, без предубеждений. Зимой прошлого года, напомним, они нагрянули сюда после публикации одного из сторонников «зеленых», напечатанной несколькими тувинскими СМИ. Тот материал, наделавший в канун Нового года шумихи, содержал ничем не подкрепленную информацию, основой которой послужили досужие слухи о том, что китайской компанией нарушается природоохранное законодательство и законы в сфере недропользования РФ. Руководство «Лунсин» тогда не пожалело времени, чтобы посвятить гостей-контролеров в тонкости планируемого производства и провело для них полномасштабную экскурсию по всему предприятию — от посещения самого месторождения полиметаллов, до коридоров будущей фабрики.
Заместитель генерального директора ООО «Лунсин» Александр Русанов рассказал делегатам о самом месторождении и о том, почему китайские промышленники в 2006 году решили раскошелиться и выложить за право разрабатывать Кызыл-Таштыг 742 млн. рублей. Здесь, на Кызыл-Таштыге, сокрыты цинк, медь, свинец, барит, кадмий и селен. Только медной руды, по оценкам, сделанным еще при «Советах», содержится порядка 2077,7 тысячи тонн. Именно на нее, а также на цинк и свинец планируют сделать упор при добыче китайские промышленники. По его словам, пласты этого месторождения выходят на поверхность, обильно «сдобряя» воду местной речушки Ак-Хем окислами этих минералов.
По данным ТИКОПРа, осуществляющего мониторинг местности, изначально устье этой реки было необитаемо: бионтов — живых организмов, которые для ученых являются своего рода индикаторами экологической чистоты, в водах Ак-Хема не содержалось вовсе. И лишь после того, как часть реки, протекающая вдоль карьера месторождения, была заключена в бетонный коллектор, ученые диагностировали улучшение качества воды. В реке, некогда мертвой, появилась жизнь. Выходит, не всегда вмешательство человека вредит природе.
Тем не менее, именно вопросы экологической безопасности этого производства продолжают интересовать депутатов больше всего. Как заметил председатель комитета Верховного Хурала РТ по аграрной политике и природопользованию Иван Чучев, главное, что волнует всех — и тоджинцев, и законодательную власть Тувы, это экология производства. И не удивительно. Ведь безвредной промышленности, как таковой, не бывает. Любое производство, тем более, если речь идет об обогащении руды, дает отходы. Что с ними будут делать в Кызыл-Таштыге?
— Основной объект на месторождении, которому наша компания уделяет особое внимание это «хвостохранилище», — Александру Русанову пришлось вновь повторять осеннюю лекцию, — именно туда и будут уходить отходы производства.
«Хвостохранилище» представляет собой некое подобие гигантской ванны. Огромный лог, перегороженный дамбой, дно которого покрыто несколькими слоями защиты.
Самый нижний из этих слоев — глинистое основание, на которое укладывается специальный геотекстиль. Следующий слой — полимерная стабилизированная плёнка (геомембрана). Самый верхний слой этого бутерброда — специальная, сваренная по швам особым образом пленка, до того прочная, что по ней без вреда можно проехаться на машине. Все это сделано, чтобы вредные элементы, содержащиеся в воде, слитой в «ванну», не проникали в почву. Здесь стоит немного рассказать о самом процессе получения рудного концентрата.
Процесс в принципе простой — руда из карьера поступает в дробильный цех, где специальными станками разбивается до средних размеров булыжника. Следующий этап — измельчение в шаровых мельницах — внушительных, горизонтально расположенных цилиндрах, внутри которых помещены стальные шары. Крутясь, мельницы приводят в движение шары, которые размалывают руду до порошкообразного состояния. Этот «порошок» поступает в резервуары, заполненные известковым раствором, где происходит химическая реакция, и ценные элементы образуют некое подобие хлопьев или пены. Это и есть рудный концентрат. Стоит заметить, что обыкновенно в таких процессах вместо известкового раствора используются совершенно иные, крайне ядовитые реагенты, например, цианиды. Однако «Лунсин» отказалась от их использования в пользу более экологичной извести.
Любопытно и то, что отстоявшаяся в «хвостохранилище» вода вновь будет поступать в производство. Поэтому способ в полном смысле этих слов можно считать замкнутым, а значит, экономичным и экологически чистым.
Экологический контроль и мониторинг текущего состояния окружающей среды, помимо экологической службы предприятия, осуществляет команда ТИКОПРа, которая ежеквартально исследует пробы воды, грунта, воздуха в контрольных точках, выбранных еще в самом начале работ на Кызыл-Таштыге. Именно сотрудники института отметили улучшение состояния бассейна Ак-Хема, после того, как река была заключена в коллектор. Всем их рекомендациям руководство «Лунсин» пытается следовать неукоснительно, что называется «от и до».
Депутаты вновь посетили титерную электростанцию и котельную, а также саму фабрику. Кстати говоря, везде, как на котельной, так и на электростанции, «Лунсин» использует современное экономичное оборудование. В котельной установлено четыре экспериментальных котла, использующих технологию сжигания топлива на «кипящем» слое. Причем, прожорливостью котел не отличается. Ему вполне хватает 20–25 тонн топлива в сутки, что несравненно меньше, чем на любой другой котельной региона. Высокий кпд достигается измельчением угля до фракции сечением в 2,5 миллиметра. При таком «наноразмере» уголь сгорает почти полностью, что многократно увеличивает теплоотдачу. Весь процесс контролируется компьютером, показатели выводятся на интерактивный дисплей в операторскую аппаратную, из которой и управляется работа котлов.
Кстати, насчет компьютеризации. Автоматизирована и вся основная технологиче-ская линия фабрики. Обслуживанием мощного завода будут заниматься всего сорок «спецов» и управление технологическими процессами — дистанционное, в цехах персонал будет появляться только для профилактических осмотров, планового техобслуживания и аварийного ремонта оборудования.
Что до титерной электростанции, то здесь также не обошлось без новинок — комбинированные генераторы немецкой фирмы «MDK» работают как на экономичном мазуте, так и на дизельном топливе.
— Мы очень впечатлены увиденным, — поделилась впечатлениями заместитель председателя Верховного Хурала Ольга Кольчикова, — лично я впервые сталкиваюсь с таким высокотехнологичным производством.
Что же касается контроля за экологической обстановкой, то она полагается на объективность мониторинга ТИКОПРа и верит, что возможную нагрузку на окружающую среду удастся минимизировать.
Деятельность китайской компании проверяет не только ТИКОПР. Плановые рейды проводят и надзорные органы. В том числе — Росприроднадзор. Как удалось выяснить, нарушений у компании мало. По крайней мере, пока зафиксировано только одно — незначительное отставание от графика, утвержденного лицензионным соглашением. Но и оно вызвано заботой об окружающей среде: работы по монтажу «хвостохранилища» не завершены потому, что приняты дополнительные меры обеспечения надежности этого сооружения, потребовавшие и дополнительного времени на их реализацию.
В конце прошлого года был осуществлен пробный запуск оборудования обогатительной фабрики, сейчас в компании заняты подготовкой документов для получения разрешения на ввод ГОКа в эксплуатацию. Фабрика должна заработать в июле-сентябре. И в связи с этим депутатов волновал еще один вопрос: привлечение для работы на комбинате жителей Тоджи и других районов республики.
Но и в этом плане, по заверению руководства, «Лунсин» старается не отступать от положений тройственного соглашения, заключенного между этим ООО, тоджинским муниципалитетом и правительством республики. Почти все пункты этого соглашения компанией выполняются. «Лунсин» активно участвует в социальной и экономической жизни района. Где необходимо — оказывает материальную помощь, а что касается налогов, то члены Хурала представителей Тоджинского района на минувшем совещании признали «Лунсин» бюджетообразующим предприятием Тоджи.
В целом же кадровая политика компании заслуживает отдельного разговора. Сейчас на предприятии трудится 1228 человек. Из них российских граждан — 1020. Около 30 человек — специалисты из-за Саян. Остальные — жители республики, из которых 120 человек — тоджинцы. Компания стремится активно привлекать местное население работать на комбинат, причем самостоятельно занимается подготовкой кадров для своего предприятия из числа тоджинцев. За счет компании и федерального бюджета уже обучили 141 человека в Ак-Довуракском горном техникуме. 82 из них уже трудоустроены в компании. Еще одна группа специалистов на подходе. Как заметил Русанов, «Лунсину» выгодно готовить местных специалистов и их же привлекать для работы на комбинат, нежели везти рабочих из Китая. Учитывая вахтовый метод и действующие в России пошлины за использование «гастарбайтеров», завоз рабочей силы из Поднебесной совершенно не выгоден работодателю, строящему свой бизнес открыто, в соответствии с законодательством. «Лунсин», с первых шагов попавший под лупу общественного внимания, действует именно так. Поэтому байки о тысячах китайских граждан, работающих на предприятии «Лунсин», — досужие вымыслы, а если быть точным — просто ложь.
|
|