21 октября 1993 года на территории республики была введена в действие новая Конституция (Основной Закон) Республики Тыва. Таким образом, первая Конституция постсоветского периода Тувы, в эти дни отмечает свое 20-летие. В этой связи мы задали несколько вопросов о роли и значении данной Конституции для дальнейшего политического развития республики председателю Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва Кан-оолу Тимуровичу Даваа.
— Хочу сразу отметить, что проект конституции ранее был опубликован в республиканских газетах. Он прошел всенародное обсуждение. Все это время работала Конституционная комиссия Верховного Совета Республики Тыва. За принятие окончательного варианта Конституции проголосовали все 108 народных депутатов. Затем новую Конституцию Республики Тыва, после ее подписания главой республики, впервые в истории Тувы утвердили на всенародном референдуме Республики Тыва.
После принятия Основного Закона республики депутаты проголосовали за решение о роспуске Верховного Совета.
— Интересно, чем данное решение было мотивировано?
— Дело в том, что началась реализация положений новой Конституции Республики Тыва. Она, по сути, означала реформу государственной системы республики. Реорганизация законодательного и исполнительного органов государственной власти, местного самоуправления завершилась в 1994 году. Началась реформа судебной власти. К этому времени образовалось правительство республики, состоялись выборы председателей администраций всей уровней. Законодательный орган назывался Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва.
— А в чем заключались отличия нового парламента от предыдущего?
— Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва согласно новой Конституции был профессиональным парламентом. В статье 62 Конституции Республики Тыва изложено, что Верховный Хурал (парламент) Республики Тыва — представительный и законодательный орган государственной власти, действует на постоянной основе. Он состоял из 32 депутатов, избираемых сроком на четыре года.
— Конституция Республики Тыва 1993 года образовала и Великий Хурал (съезд) народа Республики Тыва.
— Да, в Конституции был предусмотрен институт всенародного свободного волеизъявления — Великий Хурал (съезд) народа Республики Тыва. Согласно статье 6 Конституции Республики Тыва Великий Хурал (съезд) народа Республики Тыва — орган свободного всенародного волеизъявления, наделенный исключительным правом принимать изменения и дополнения в Конституцию Республики Тыва на основе итогов всенародного референдума, а также согласованных предложений Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва и Президента Республики Тыва.
А судебную систему Республики Тыва должен быть представлять Конституционный суд — высший орган судебной власти, осуществляемой в форме конституционного судопроизводства.
— Вышеназванные органы — это органы республиканской власти. В Конституции 1993 года есть статьи о местном самоуправлении.
— Да, в той Конституции определено, что местное самоуправление осуществляется гражданами Республики Тыва в кожуунах, городах, сумонах, поселках, арбанах органами местного самоуправления, избираемыми в соответствии с законами Республики Тыва. Граждане самостоятельно решают вопросы через местные Хуралы представителей, общие собрания и сходы граждан. В этой связи можно сказать, что Конституция 1993 года позволила сделать первые очень важные шаги в установлении реального народовластия. Потому что все органы государственной и местной власти стали подконтрольны народу.
— Кан-оол Тимурович, Конституция 1993 года является первым Основным Законом республики после распада Советского Союза. Как Вы считаете, принятию той Конституции Республики Тыва «вынудила» сложная политическая обстановка в стране?
— Скорее Декларация о государственном суверенитете РСФСР. Помните, I съезд народных депутатов РСФСР, состоявшийся 12 июня 1990 года, на котором приняли Декларацию о государственном суверенитете. Она подтверждала необходимость существенного расширения прав автономных республик, автономных округов, равно как и краев и областей РСФСР. Тува приняла Декларацию о государственном суверенитете в декабре 1990 года. В ней указывалось, что она является юридической основой для подготовки новой Конституции (Основного Закона).
— После принятия Декларации о государственном суверенитете в республике был введен пост Президента Республики Тыва, и в марте 1992 года состоялись выборы Президента республики.
— К тому времени также «назрел» вопрос разработки и принятия новой Конституции (Основного Закона). С сентября 1992 года по октябрь 1993 года шла работа по принятию новой Конституции Республики Тыва. 21 октября 1993 года 24-я внеочередная сессия Верховного Совета Республики Тыва приняла Закон Республики Тыва «О введении в действие Конституции (Основного Закона) Республики Тыва».
— Если мне память не изменяет, принятие конституций республик началось после подписания Федеративного договора…
— Да, чуть раньше, весной 1992 года, был подписан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов в составе Российской Федерации. Он утвердил и различие между субъектами Российской Федерации в виде образований национально-государственных, административно-территориальных и национально-территориальных. С момента подписания Федеративного договора были приняты конституции Чечни, Татарстана, Республики Саха (Якутия) и Республики Тыва. Здесь уместно заметить то, что все конституции субъектов Российской Федерации по коренным позициям противоречили Конституции Российской Федерации, принятой в более поздний срок.
— А в чем заключались противоречия?
— Остановимся на Конституции нашей республики. Эксперты насчитали в 26 статьях Конституции Республики Тыва 1993 года 59 положений, не соответствующих Конституции России и федеральному законодательству. В ее отдельных положениях были предусмотрены право выхода из состава России, решение вопросов войны и мира, принятие законов о воинской обязанности, введении чрезвычайного положения и другие. Они объяснялись сложной общественно-политической обстановкой в России и республике, расхождениями между Федеративным договором и Конституцией Российской Федерации, слабостью федерального центра, неэффективной национальной и региональной государственной политики и самое главное — отсутствием законодательных актов, четко разграничивающих права и полномочия между федеральными и региональными органами власти. Я думаю, что на этом основании в Конституции Республики Тыва были такие «перестраховочные» нормы.
— Да, в умах у населения был еще свеж распад Советского Союза, а Россия в то время сама была на грани гражданской войны.
— Здесь нужно особо отметить, что поправки в республиканскую Конституцию стал вносить еще 1994 году Великий Хурал — Конституционный съезд Республики Тыва. В 1995 году уже было внесено около 60 поправок. В этом вопросе мы опередили все регионы России.
— В чем Вы видите особую роль Конституции Республики Тыва 1993 года?
— Она, конечно, изменила статус республики. На этом основании, может быть, я повторюсь, Конституция Республики Тыва 1993 года позволила реорганизовать государственные и муниципальные власти республики, установить на территории Тувы народовластие.
— Кан-оол Тимурович, три года назад, 21 октября 2010 года, состоялось первое заседание нынешнего созыва Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва. Верховный Хурал, после внесения изменения в Конституцию Республики Тыва, был образован вместо упраздненного двухпалатного Великого Хурала. В связи с 3-летием деятельности нынешнего парламента можете коротко подвести предварительные итоги работы парламента за эти годы?
— Если остановится на статистических данных, могу сказать, что за три года деятельности парламентом республики было принято 2125 нормативно-правовых актов, из них 439 законов и 1696 постановлений.
Деятельность Верховного Хурала (парламента) Республики Тыва проходит в конструктивном взаимодействии с Главой Республики Тыва, Правительством Республики Тыва и муниципальными образованиями и направлена на совершенствование республиканской законодательной базы, оперативное реагирование на изменения федерального законодательства, законодательную поддержку базовых отраслей экономики, инвестиционной деятельности, социальной сферы республики. Активно взаимодействуем с членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Алексеем Пимановым и Галиной Мунзук, а также с депутатом Государственной Думы Ларисой Шойгу.
Продолжается практика проведения совместных Советов Верховного Хурала и Правительства Республики Тыва, на которых намечаются и корректируются планы совместных действий по наиболее острым и проблемным вопросам, требующим незамедлительного решения.
Обращение граждан — на особом контроле депутатского корпуса. За три года в парламент республики поступило от избирателей 753 обращения. Депутаты постоянно работают над исполнением наказов избирателей.
В течение трех лет работы парламента подписаны соглашения о межпарламентском сотрудничестве между Верховным Хуралом (парламентом) Республики Тыва и парламентами республик Чечня, Алтай, Саха (Якутия) и Хуралом гражданских представителей Увс аймака Монголии.
Работа парламента разнообразна и плодотворна. Исполнение законодателями всех трех взаимосвязанных функций — законодательной, представительной и контрольной — способствует положительной динамике социально-экономического развития республики, парламент работает на благо избирателей.
|