|
Федеральная дорога М-54, особенно в зимнее время, щедра на сюрпризы. 23 ноября в три часа ночи на участке с 625-го километра до 792-го пошел снег. По оценке диспетчера ФКУ Упрдор М-54 «Енисей» Инги Ажи-оол, снегопадом назвать его можно было условно, скорее – пороша. Для кого – пороша, а для кого – бессонная ночь.
Не успели первые снежинки упасть на асфальт, а на трассе уже появилась техника туранского ДЭП-364-го. Ели порошу оперативно не смести с дороги, через сутки М-54 станет похожа на каток – дорожное полотно окажется под коркой снежного наката. Тут уж и «Мишлен» не поможет.
Не предсказуема погода в этих местах.
– Точно предсказать ее даже на предстоящие выходные невозможно, – сожалеет Инга. Поэтому рабочим и специалистам туранского ДЭПа приходится дежурить на ней круглые сутки. Пожалуй, стоит немного рассказать об этих парнях в оранжевых жилетах, которые и в зимнюю стужу, и в летний зной заботятся о безопасности своего участка.
Как рассказал генеральный директор этого предприятия Олег Терехов, в ведении ДЭПа участок с 625 по 792 километр.
– И зимой, и летом нам работы хватает, – делится он, – летом, конечно, чуть поменьше, и попроще она будет, чистить от грязи и пыли дорожные знаки, сигнальные столбики и барьерные ограждения, да травку на обочине и в кюветах подстригать. А главное – ямочный ремонт дорожного полотна.
А вот зимой, как признается гендиректор, помимо чистки всех дорожных «аксессуаров», необходимо регулярно чистить саму трассу, чтобы не допустить снежного наката, подсыпать ее. Сотрудники ДЭПа называют все эти мероприятия просто – «борьба с зимней скользкостью».
Технический парк предприятия числом не мал: 4 автогрейдера, 3 ДМК, 4 КДМ и еще кое-какая дорожная техника, но, как признаются сами работники, автопарк нуждается в обновлении. Да это и понятно, машины, задействованные на дорожных работах, быстро изнашиваются, ведь условия, в которых приходится работать машинам, «сладкими» не назовешь: снег и холод зимой, жара и пыль летом, и горы, горы. Для коллег-туранцев, работающих где-нибудь в центральной России, обслуживание М-54 показалось бы чистым экстримом.
Для наших дорожников этот экстрим – будни, обычная работа. Причем на работе этой не озолотишься. На просто жизнь – хватает, а о жизни в удовольствие – и не мечтай. И вот что удивительно, при этом и самому предприятию не хватает на то, чтобы хоть как-то развиваться, покупать новую технику.
– Все упирается в финансы, – говорит главный инженер предприятия Андрей Калинин, – техника старая, нужно регулярно обновлять автопарк, а денег нет. Последний раз выкроили на покупку несколько лет назад.
Честно говоря, в этой части механизм финансирования таких вот работ государством у специалистов вызывает немало вопросов. По каким же нормативам рассчитывается стоимость работ, выставляемая на аукционы, если предприятию, победившему в них, не хватает этих денег на развитие своей технической базы? По среднероссийским? Но туранскому ДЭПу в них не уложиться уже потому, что в райцентре этом нет ни одного поставщика широкого ассортимента запчастей.
– Подшипник износился – за ним едешь в Кызыл. Бензина сожжешь на двадцать таких подшипников, – то ли удивляется, то ли возмущается непредприимчивостью коммерсантов главный инженер. – Но хуже всего – время теряем. Если техника в снегопад простаивает в гараже вместо того, чтобы быть на трассе, потом приходится скоблить дорогу втрое дольше.
Покупать же с запасом тоже не вариант – какая деталь отлетит, сломается или износится – не угадаешь.
– На все не запасешься, – разводит руками Калинин. – Конечно, что-то можно прикупить с запасом. Но даже «Восток» с его оборотными средствами не может себе позволить такого склада запчастей. Роскошь это – деньги на полках держать.
Чаще всего в таких случаях приходится молиться на своих слесарей. Ясно, что газоэлектросварщик Сергей Сурун злосчастный подшипник изготовить не сможет, а вот отломившийся нож автогрейдера умелец поколдует-поколдует, да и починит.
Но люди за работу свою держатся. И делают на совесть. По другому не могут. Калинин, например, – дэповец в третьем поколении. Отец и дед Андрея так же начинали на этом предприятии, причем отец, Михаил Калинин, работает здесь до сих пор. И если что не так, он сына строит пожестче самой «вышестоящей инстанции».
…Скорее всего, на участке ДЭПа снег будет идти и сегодняшней ночью. А это значит, что вновь, как по тревоге, но без суеты, на трассу, на этот небольшой отрезок двухтысячекилометрового Саянского кольца выйдет вся смена. Это их работа, их кольцо.
|
|