2012 год потеснил свой предшествующий с драконьей хваткой. Республику встряхнуло основательно еще до нового года, и вот уже в наступившем январе – более 100 вторичных толчков, а представители власти все новогодние каникулы считали убытки от основного землетрясения. В такой обстановке не у всех выдерживают нервы, особенно вблизи эпицентра.
С жителями многострадального Каа-Хемского кожууна встретился Председатель Правительства Тувы Шолбан Кара-оол. О том, как пережить толчки, и не только подземные, о текущем моменте – в разговоре с премьером Тувы.
– Шолбан Валерьевич, республику потряхивает в прямом смысле слова. Особенно досталось каа-хемцам. Вы недавно побывали в Каа-Хемском кожууне. Какие Ваши впечатления?
– В первую очередь, я выразил благодарность своим землякам за мужество, за сохранение спокойствия. Это непросто: выдержать большую серию толчков, находясь в 30-50 километрах от эпицентра. Каа-Хемцы панике не поддались, но тревога чувствовалась. Поэтому в этой ситуации помимо оказания конкретной помощи – в ремонте тех же печек, пострадавших от землетрясения больниц, домов – очень важно быть с людьми, разговаривать, объяснять. В этом первостепенная задача власти. И это работает намного действеннее, чем десанты психологов. Хотя и они, конечно, нужны.
– Сейчас, когда страсти по землетрясению улеглись, регионы как будто соревнуются, кто больше запросит у федерального центра на компенсацию ущерба. Хакасия заявила о претензиях на 5 млрд. рублей. А мы?
– В «соревнованиях» такого рода мы точно не участники. Надо четко понимать: что мы должны сделать в качестве неотложных мер, а что в плановом порядке для предотвращения последствий в будущем. В первой категории объекты ТЭК, дороги, мосты, тот же Коммунальный мост, опоры которого заваливаются, компенсации людям. Всего на 600 млн. рублей. Документы на эту сумму мы представили в течение двух дней после землетрясения.
Другой вопрос – просчитать расходы на ликвидацию последствий, которые могут проявиться в дальнейшем и представлять угрозу безопасности людей. Здесь нужен экспертный взгляд, и именно с этими задачами в Туве отработали специалисты научно-исследовательского центра МЧС. В перечень попали аварийные и ветхие дома, школы, больницы, та же филармония 40-го года постройки, где сегодня уже нельзя проводить концерты. В итоге имеем цифры уже совершенно другого порядка. В том числе, более 2 млрд рублей – на переселение из ветхого аварийного жилья, по объемам которого мы на втором месте в России.
Так, для сравнения: республика на эти цели за последние два года получила около 200 млн. рублей. И согласитесь: и с этой суммой есть видимый, ощутимый результат – из центра, наконец, исчезли страшные деревянные бараки, их жильцы переехали в благоустроенные квартиры. Теперь можем получить в 10 раз больше! Есть добро на это Владимира Владимировича Путина. Это уникальная возможность для нашей республики – капитально обновить наш жилой фонд, снести ветхое жилье, построить новое.
Сегодня в тех же общежитиях на Паротурбинной нет элементарных условий для нормальной жизни людей. Задача – строить, строить и еще раз строить. С нашей хорошей демографией строителям надо работать в разы больше, чем их коллегам из других регионов. И не сидеть только на бюджетных деньгах. Нужно активно привлекать к жилищному строительству частных инвесторов. За счет них, например, сегодня лихо отстраивается тот же Абакан.
– Владимир Путин лично пообещал отремонтировать коммунальный мост в Кызыле.
– Это тоже относится к неотложным мерам. Но я хочу подчеркнуть – мост подлежит только временному восстановлению, он не может долго эксплуатироваться. Поэтому мы намерены, воспользовавшись ситуацией, добиваться в плановом порядке строительства нового моста в направлении «Кара-Хаак – Черби». Это снимет проблему труднодоступности сел по ту сторону Енисея.
Еще один пункт большой плановой работы по предотвращению чрезвычайных ситуаций – это модернизация Кызылской, Хову-Аксынской, Шагонарской, Хайыраканской ТЭЦ. В этом нас тоже поддержали.
Моим распоряжением созданы рабочие группы по каждому направлению, Общее руководство возложено на первого заместителя Виталия Монгушевича Бартына-Сады.
– В связи с землетрясением немало и других слухов. Самый распространенный – дали старт железной дороге, вот и тряхнуло!
– Надо все же понимать, что природа живет по своим законам. В мире ежедневно фиксируются сотни больших и малых землетрясений. Если бы каждый подземный толчок можно было списать на удар молотка… О том, что Тува – сейсмически активный регион, все знают со школьных лет. У нас молодые, движущиеся горы. И эта активность появилась не в ХХI веке. Строители всегда учитывали этот фактор. И благодаря этой дополнительной конструктивной устойчивости наших зданий серьезных разрушений после декабрьского землетрясения не было. Даже многоэтажки устояли. Надо сказать спасибо строителям. И… угольной «подушке». Огромный угольный пласт, на котором лежит Тува, самортизировал мощнейшие глубинные толчки.
– Получается, фантазии шаманов?
– Не шаманов – это точно. Наш уважаемый аксакал Монгуш Борахович Кенин-Лопсан назвал эти домыслы полной чушью. Не могут так шаманы говорить. По его, так шаман – это главный патриот Тувы. И разве может человек, искренне любящий свою родину, не желать ей развития, белой дороги?!
Мы поймем, что «Кызыл-Курагино» – это дорога развития только тогда, когда осознаем все ее преимущества. Первое – это новые рабочие места. Речь идет о нескольких тысячах рабочих мест. Согласитесь, это для нас уникальный шанс обеспечить людей работой и достойным заработком. Здесь и работа на самой дороге, и ее обслуживание, развитие малого бизнеса.
Мы прикладываем все усилия для того, чтобы перепрофилировать автодорожный техникум на подготовку собственных кадров железнодорожников и взять на баланс республики. Но было бы вообще здорово передать этот техникум РЖД, чего мы сейчас тоже добиваемся. Мы будем не просто прокладывать рельсы, мы будем развивать полноценную железнодорожную инфраструктуру и растить свои кадры. И, кстати, в этом нас серьезно поддержал Владимир Путин.
Второе преимущество, над которым мы сейчас работаем – создание дирекции строительства железнодорожной ветки на территории республики. А это совершенно новый уровень налоговых поступлений и пополнения бюджета республики. Со строительством железной дороги налоговые поступления будут равны годовому объему консолидированного бюджета республики. Это позволит строить новые детские сады, школы.
Мы просто обязаны подумать о своих детях, об их будущем. Сегодня многие студенты из Тувы получают образование за пределами, многие не возвращаются в республику. Они уже сделали свой выбор в пользу современного производства, новых жизненных перспектив. И находят их не в родной республике, а за ее пределами.
Почему Тува должна оставаться анклавом бедности?!
– Все это попахивает каким-то средневековьем, боязнью перед новым. «Лучше будем жить бедно, но в девственно чистых лесах и полях». Вот, кстати, говорят о том, что вы распродали все месторождения республики.
– В чем только не обвиняют! Одна оппозиционная газета с большим упорством пишет о том, что я наоборот – сепаратист, националист. И, кстати, не только газета. О моем, якобы, неприятии китайской фирмы «Лунсин» пишут и, так называемые, аналитики из других органов.
Для меня странно все это слышать. То, что в моем понимании является нашим достижением, нашей победой, я имею в виду то, что Тува стала инвестиционно привлекательной, преподносится совершенно неадекватно.
Мы живем в большой стране, с многообразием ее экономических интересов. Согласно законодательству все недра – это федеральная собственность, выставлять месторождения на торги может только федеральное правительство. Так произошло с месторождениями в Туве, в том числе и с Кызыл-Таштыгским в 2005 году, и Ак-Сугским, и со всеми угольными месторождениями.
– Но жители республики имеют право знать, кому и что продано на ее территории?
– Мне приходится серьезно отстаивать наше право знать, какие месторождения выставляются на продажу. Это является серьезной причиной для нашего непростого диалога с «Роснедрами». Сложно работать при пассивности территориального органа «Роснедра», когда у его руководителя Елены Шабалинской буквально «клещами» вытягиваем информацию даже о проданных месторождениях, чтобы начать работу по заключению соглашений. Мы и дальше будем бороться за свои права. Вакуума в этих вопросах не должно быть.
– Насколько я знаю, возможность заключать соглашения с недропользователями – это не общая практика. С подачи Путина для республики сделано исключение – и вместо аукциона, судьбу которого решает только предложенная сумма, месторождения по Туве выставляются на конкурс. А в них главным становится соглашение, включенность инвестора в решение наших вопросов. Почему к нам такое внимание? Чем Тува «взяла» Путина?
– Этот вопрос нужно задавать самому Владимиру Владимировичу. Но точно, что есть его особое отношение к нашей республике. И это надо ценить. Замечаю, даже на рабочих совещаниях, в которых участвуют губернаторы самых разных регионов, он волей-неволей проявляет это внимание и вопрос звучит так: «А как там в нашей родной Туве?»
– По-моему, из российских политиков только он знает, что в Туве помимо Енисея есть еще и замечательная река Хемчик…
– Да и не только это. Тува его по-хорошему «зацепила». И не только природой. Важно, чтобы мы осознали, что такой мощной поддержки у республики – по всем, самым сложным хозяйственным вопросам – еще не было.
Это и изменение федеральной дороги М-54 в западную сторону до Хандагайты, решение проблем энергодефицита, строительство модульной ТЭС-2 и спортивно-культурного комплекса на 10 тысяч мест – всего не перечислить. А главное – сейчас готовится распоряжение правительства России о плане мероприятий по проведению в 2014 году 100-летия единения Тувы и России. В нем и реконструкция набережной Кызыла, и благоустройство центральных улиц в административных районных центрах, и капитальный ремонт наших исторических зданий, ключевых дорожных артерий – все вместе более чем на 1,2 млрд. рублей. Это реальный шанс для республики достойно встретить юбилей, стать красивее и комфортнее для проживания.
– Шолбан Валерьевич, по итогам декабрьских выборов в Туве «Единая Россия» набрала 84%. Учитывая непростую сегодня политическую ситуацию, когда к власти предъявлены серьезные претензии во многих других регионах, как вы оцениваете такое единодушие в Туве?
– Поделюсь одной беседой с Владимиром Владимировичем. Я ему рассказывал о том, что мне говорили простые люди, наши уважаемые старики, чабаны. Владимира Владимировича воспринимают как гаранта стабильности. По большому счету, это запрос на защиту. Когда одна из партий в качестве основного предвыборного лозунга выдвигает поддержку только одной нации, согласитесь, становится не очень уютно. И Владимир Владимирович это знает.
Я лично свой выбор уже сделал. Считаю, что именно он является той фигурой, которая способна сохранить великую Россию. Многие уже стали забывать те годы, когда страна была на грани развала. Вы помните, как месяцами не получали зарплату, в нашей конституции было написано, что мы имеем право на объявление войны. Это сейчас смешно вспоминать. А в те годы было не до смеха.
Согласен с выступление патриарха Кирилла, который говорил, что, если сегодня власть не сможет сохранить страну, при этом не сможет быть гибкой, чуткой к настроению в обществе, мы потеряем все то, что было достигнуто за последние годы с огромным трудом. Россия не сможет еще раз подняться.
– Разговоры о том, что нам надо сплотиться многие воспринимают как предвыборную агитацию.
– Это не агитация. Это реальное положение дел. Мировой экономический кризис, политическая нестабильность в Европе, на Ближнем Востоке – это не легенда, это реальность сегодняшнего дня. Это те вызовы, перед которыми мы стоим. Поэтому немаловажный вопрос, кто возглавит страну. Это должен быть человек, имеющий уникальный опыт антикризисного управления, человек, способный взять на себя ответственность, обладающий поддержкой большинства населения.
– Если вернуться к нашим проблемам. Здесь тоже ключевое слово «стабильность»?
– Туве, как никогда, нужна стабильность. Консолидация дает нам возможность подняться на тот уровень развития, который мы упустили. Оглянитесь вокруг! В других регионах за последние 10 лет нарастили производственный потенциал, построили жилье, переоборудовали производства, в том числе сельское хозяйство. Мы все эти годы, за исключением последних полутора, занимались политическими играми. В национальных республиках очень легко раздуть политический костер. Ни к чему хорошему это не приводит. И это видно по нашей республике в том числе.
Думаю, у людей сработал эффект «обратного движения маятника». «С нас хватит раздоров», – сказали жители Тувы. Именно поэтому мы просто обязаны использовать сегодняшнее настроение людей, чтобы продолжить созидание и развитие, оправдать их ожидания.
|